| 1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята, меня зовут ... Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать! -Присаживайтесь | Здороваются с учителем Слушают | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) |
| 2. Актуализация знаний | -О чём вы говорили на прошлых уроках? -Какие жилища вы запомнили? Молодцы, вы хорошо помните названия жилищ, а теперь давайте проверим, как вы можете находить эти жилища по картинкам: на слайде изображены картинки жилищ, давайте сопоставим названия и картинку. Поднимайте руку если знаете правильный ответ. Все правильно, тему вы запомнили хорошо, значит можно двигаться дальше | -О жилищах древних славян -Изба, землянка, полуземлянка, мазанка Выполнение задания | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
| 3. Переход к изучению новой темы | -Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте посмотрим на слайд. -Что вы видите? -А вся ли одежда одинаковая? -А как вы это поняли? Верно! -Кто догадался какая тема нашего урока? -Тема урока: Одежда древних славян -А какую цель мы можем поставить на наш урок? -Цель урока: Познакомиться с особенностями одежды древних славян, её материалами, стилем и значением в жизни людей того времени. | -Одежду -Нет -На некоторых картинках современная одежда, а на других картинках старая одежда -Одежда древних славян -Узнать особенности одежды древних славян, её материалы и значение в жизни людей того времени. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Регулятивные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Познавательные УУД (ориентироваться в системе знаний) |
| 4. Изучение новой темы | -Ребята, а вы знаете поговорку: «По одёжке встречают, по уму провожают»? Как вы думаете, о чем она? Верно! Поговорка «По одёжке встречают, по уму провожают» говорит о том, что первое впечатление о человеке часто складывается на основе его внешнего вида, в частности, одежды. Люди склонны судить о других по тому, как они выглядят. Однако более глубокое и важное впечатление о человеке формируется на основе его ума, знаний и личных качеств. Это выражение пришло к нам из далёких-далёких времён. Тогда по одежде можно было определить, откуда пришёл человек, какого он роду-племени, из какой семьи происходит. (На слайде картинки) -Посмотрите, на какой картинке рубаха отца, а на какой рубаха матери -Как вы это поняли? Верно! Откройте учебник на странице 66, посмотрите на картинку -Что изображено? -Прочитайте название рубахи под номером 1 -Прочитайте название рубахи под номером 2 -Чем отличаются данные рубахи? -А чем схожи рубахи? Верно! -А теперь давайте послушаем интересные факты про рубаху: -Что вам больше всего запомнилось? -Ребята, как вы думаете, а какой была самая распространенная обувь сельских жителей? Верно! Давайте послушаем рассказ про обувь древних славян, слушаем внимательно, я буду задавать вопросы А теперь вопросы: 1.До какого века сохранились лапти? 2.Что такое лыко? 3.В каком веке появилась кожаная обувь? 4.Какая обувь была распространена в 10 веке? - Посмотрите на карточки, которые я вам раздала, что нам дано? Посмотрите внимательно на какие две группы мы можем разделить эту обувь? По каким признакам это можно сделать? К какой группе мы отнесем первую обувь? Почему? Итак, ваше задание обвести красный цветом летнюю обувь и синим зимнюю обувь. -Рассмотрите старинные головные уборы на с.69. -Прочитайте подписи каждого головного убора? -Кто такие простолюдины? -Какие головные уборы носили богатые люди, а какие-простолюдины? | -Первое мнение о человеке складывается по его одежде, а потом узнают его поближе и провожают по уму Ребята слушают -Рубаха матери длинная, а рубаха отца короткая -Рубахи -Рабочая небеленая рубаха -Праздничная вышитая нарядная рубаха -Рабочая рубаха делалась из небелёного льна либо окрашивалась естественными природными красителями. Праздничная рубаха, как правило, делалась из выбеленного льна. -И повседневная, и праздничная рубахи подпоясывались узким поясом или цветным шнуром Ребята слушают Ответы детей -Лапти Ребята слушают -до 19 -кора молодых деревьев -в 10 -башмаки и сапоги -Обувь -На летнюю и зимнюю -К зимней, потому что она закрытая, длинная и теплая | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий |
| 5. Физкультминутка | Встаньте прямо, поднимите руки вверх, как будто надеваете длинный славянский кафтан. Потянитесь к небу и представьте, как ветер развивает вашу одежду. Теперь сделаем пояс! Повернитесь влево и вправо, словно завязываете широкий пояс вокруг талии. Представьте, что вы надеваете сапоги. Поднимите ноги поочередно, как будто ставите их в сапоги. В конце наденьте венок или шапку. Протяните руки к голове и аккуратно прижмите воображаемый головной убор, как будто он украшен цветами и поверните голову влево и вправо. | Повторяют движения | Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других) |
| 7. Подведение итогов и оценивание | -Ребята, давайте вспомним тему нашего урока -Что мы с вами сегодня изучили на уроке? -Какие 2 вида рубах существовали? -Какая обувь была распространена? -Давайте оценим нашу работу на уроке: Раскрасьте рубаху в зеленый цвет, если вы активно работали на уроке и усвоили новые знания и раскрасьте рубаху в красный цвет – если вы на уроке не работали и тему не поняли | -Одежда древних славян -Какая одежда была раньше, чем она отличалась, какая была обувь и головные уборы -рабочая и праздничная -лапти, башмаки и сапоги Оценивают работу | Коммуникативные УУД (учувствовать в диалоге; слушать и понимать других) |