kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музейный урок Русский народный костюм

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~План-конспект урока  И З О  в 6 классе по теме: «Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества»

Цель урока:
- подготовить учащихся к изучению неотъемлемой части  народной культуры- русским народным костюмом
- ознакомить с русской национальной одеждой,
- развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество обучающихся.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с историей русского (в т.ч .с.Никитское) костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением;
- воспитывать интерес к истории родного края, традициям русского народа;
- развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).

Тип урока: урок- погружение в прошлое.

Методы и приемы:беседа,рассказ.

Оборудование:музейный предмет-сарафан ,женская народная одежда; раздаточный материал «Народный костюм» приложен;  доска;  цветные карандаши у учащихся.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.
II. Объяснение нового материала.
Рассмотрите фотографии с изображением красавиц в женских нарядах.
Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сегодня вы узнаете, каким был русский народный костюм ,сведения из истории русского народного костюма.
В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях. Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды. В 1700 году был объявлен указ ,запрещавший дворянам и горожанам носить     «старомодное» русское платье. С этого времени только в крестьянской среде продолжали бережно храниться традиции исконной национальной одежды. На протяжении столетий ремесленниками и мастерами  промыслов  было выработано  великое множество выразительных приемов ,обусловивших  богатую  традицию украшения русского народного платья .Декоративность   и художественная самоценность достигались сочетанием различных приемов вышивки ,узорного ткачества ,   цветной набойки  и аппликации.
На Белгородчине, относящейся к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.
Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.
Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.
Простой крой и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.
Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.
Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом). Обронить пояс или головной платок ,кокошник  значило преступить нормы общественной морали ,что и породило  выражения «распоясаться и «опростоволоситься».
Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.
В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.
Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока». Глубоким смыслом  наделены каждая часть костюма ,деталь отдельного предмета, изгиб узора.Цвет воспринимается не только как эмоционально-художественная категория ,но и как возрастная  характеристика :чем моложе женщина тем ярче и красочнее ее   костюм,больше в нем радостных  красных или красно-оранжевых тонов.С возрастом – темнее и проще одежда ,меньше в ней украшений и вышивок, сдержанно и скупо использует мастерица красную нить.
Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья. Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.
Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным. Русский народный костюм –свидетельство не только богатой традиции художественных ремесел .Высокий вкус, поэтичность древних орнаментальных  символов ,мудрое сочетание красоты  и пользы  отразили духовный облик народа.Народный костюм для многих современных художников  стал неиссякаемым  источником творчества ,он дал жизнь  различным направлениям  декоративного искусства ,современному моделированию. 
III. Закрепление нового материала.
А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей русского костюма. (Учащимся предлагается посмотреть раздаточный материал «Народный костюм» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось).

IV. Практическая часть урока.
Выполнить эскизы : русского народного костюма и современного с использованием элементов народного костюма.

Физкультминутка.
V. Подведение итогов урока.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Из каких частей состоит русский народный женский костюм ?
Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций?
Оценить работу класса.
Использованная литература:
1. Семёнова Мария «Мы славяне»,С.-Пербург, Азбука-классика,2006.
2. Интернетресурсы.
.
Костюм праздничный женский.
Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее,
(Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века.
Праздничный головной убор - "сорока"
Праздничная "кохта". Белгородская область, Алексеевский район,
селоПодсереднее (Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века
Белгородская область, Борисовскийрайон,село Никитское (Курская губерния). Середина XIX века.
• Вариант костюма с понёвой . Вариант костюма с сарафаном

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музейный урок Русский народный костюм »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М. Рудого»












Музейный урок

«Русский народный костюм»







Выполнила: Зинькова Н.В.

учитель ИЗО

МБОУ «Борисовская средняя

общеобразовательная школа №1

имени А.М. Рудого»











Борисовка 2014



План-конспект урока И З О в 6 классе по теме: «Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества»


Цель урока:
- подготовить учащихся к изучению неотъемлемой части народной культуры- русским народным костюмом
- ознакомить с русской национальной одеждой,
- развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество обучающихся.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с историей русского (в т.ч .с.Никитское) костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением;
- воспитывать интерес к истории родного края, традициям русского народа;
- развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).


Тип урока: урок- погружение в прошлое.


Методы и приемы:беседа,рассказ.


Оборудование:музейный предмет-сарафан ,женская народная одежда; раздаточный материал «Народный костюм» приложен; доска; цветные карандаши у учащихся.

Ход урока:

I.Организационный момент.


Проверить готовность к уроку.

II. Объяснение нового материала.

Рассмотрите фотографии с изображением красавиц в женских нарядах.
Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сегодня вы узнаете, каким был русский народный костюм ,сведения из истории русского народного костюма.
В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях. Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды. В 1700 году был объявлен указ ,запрещавший дворянам и горожанам носить «старомодное» русское платье. С этого времени только в крестьянской среде продолжали бережно храниться традиции исконной национальной одежды. На протяжении столетий ремесленниками и мастерами промыслов было выработано великое множество выразительных приемов ,обусловивших богатую традицию украшения русского народного платья .Декоративность и художественная самоценность достигались сочетанием различных приемов вышивки ,узорного ткачества , цветной набойки и аппликации.
На Белгородчине, относящейся к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.
Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.
Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.
Простой крой и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.
Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.
Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом). Обронить пояс или головной платок ,кокошник значило преступить нормы общественной морали ,что и породило выражения «распоясаться и «опростоволоситься».
Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.
В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.
Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока». Глубоким смыслом наделены каждая часть костюма ,деталь отдельного предмета, изгиб узора.Цвет воспринимается не только как эмоционально-художественная категория ,но и как возрастная характеристика :чем моложе женщина тем ярче и красочнее ее костюм,больше в нем радостных красных или красно-оранжевых тонов.С возрастом – темнее и проще одежда ,меньше в ней украшений и вышивок, сдержанно и скупо использует мастерица красную нить.
Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья. Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.
Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным. Русский народный костюм –свидетельство не только богатой традиции художественных ремесел .Высокий вкус, поэтичность древних орнаментальных символов ,мудрое сочетание красоты и пользы отразили духовный облик народа.Народный костюм для многих современных художников стал неиссякаемым источником творчества ,он дал жизнь различным направлениям декоративного искусства ,современному моделированию.

III. Закрепление нового материала.
А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей русского костюма. (Учащимся предлагается посмотреть раздаточный материал «Народный костюм» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось).



IV. Практическая часть урока.
Выполнить эскизы : русского народного костюма и современного с использованием элементов народного костюма.


Физкультминутка.

V. Подведение итогов урока.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Из каких частей состоит русский народный женский костюм ?
Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций?
Оценить работу класса.
Использованная литература:
1. Семёнова Мария «Мы славяне»,С.-Пербург, Азбука-классика,2006.
2. Интернетресурсы.

.

Костюм праздничный женский.
Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее,
(Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века.
Праздничный головной убор - "сорока"

Праздничная "кохта". Белгородская область, Алексеевский район,
селоПодсереднее (Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века

Белгородская область, Борисовскийрайон,село Никитское (Курская губерния). Середина XIX века.

  • Вариант костюма с понёвой . Вариант костюма с сарафаном




























































































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музейный урок Русский народный костюм

Автор: Зинькова Наталья Владимировна

Дата: 18.09.2014

Номер свидетельства: 113803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по Азбуке Смоленского края "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-azbukie-smolienskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "205413"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429882267"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка классного часа на тему "Виртуальное путешествие по музею С. Т. Аксакова" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-virtual-noie-putieshiestviie-po-muzieiu-s-t-aksakova"
    ["file_id"] => string(6) "177707"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424699534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства