~~План-конспект урока И З О в 6 классе по теме: «Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества»
Цель урока:
- подготовить учащихся к изучению неотъемлемой части народной культуры- русским народным костюмом
- ознакомить с русской национальной одеждой,
- развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество обучающихся.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с историей русского (в т.ч .с.Никитское) костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением;
- воспитывать интерес к истории родного края, традициям русского народа;
- развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).
Тип урока: урок- погружение в прошлое.
Методы и приемы:беседа,рассказ.
Оборудование:музейный предмет-сарафан ,женская народная одежда; раздаточный материал «Народный костюм» приложен; доска; цветные карандаши у учащихся.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Проверить готовность к уроку.
II. Объяснение нового материала.
Рассмотрите фотографии с изображением красавиц в женских нарядах.
Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сегодня вы узнаете, каким был русский народный костюм ,сведения из истории русского народного костюма.
В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях. Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды. В 1700 году был объявлен указ ,запрещавший дворянам и горожанам носить «старомодное» русское платье. С этого времени только в крестьянской среде продолжали бережно храниться традиции исконной национальной одежды. На протяжении столетий ремесленниками и мастерами промыслов было выработано великое множество выразительных приемов ,обусловивших богатую традицию украшения русского народного платья .Декоративность и художественная самоценность достигались сочетанием различных приемов вышивки ,узорного ткачества , цветной набойки и аппликации.
На Белгородчине, относящейся к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.
Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.
Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.
Простой крой и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.
Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.
Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом). Обронить пояс или головной платок ,кокошник значило преступить нормы общественной морали ,что и породило выражения «распоясаться и «опростоволоситься».
Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.
В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.
Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока». Глубоким смыслом наделены каждая часть костюма ,деталь отдельного предмета, изгиб узора.Цвет воспринимается не только как эмоционально-художественная категория ,но и как возрастная характеристика :чем моложе женщина тем ярче и красочнее ее костюм,больше в нем радостных красных или красно-оранжевых тонов.С возрастом – темнее и проще одежда ,меньше в ней украшений и вышивок, сдержанно и скупо использует мастерица красную нить.
Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья. Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.
Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным. Русский народный костюм –свидетельство не только богатой традиции художественных ремесел .Высокий вкус, поэтичность древних орнаментальных символов ,мудрое сочетание красоты и пользы отразили духовный облик народа.Народный костюм для многих современных художников стал неиссякаемым источником творчества ,он дал жизнь различным направлениям декоративного искусства ,современному моделированию.
III. Закрепление нового материала.
А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей русского костюма. (Учащимся предлагается посмотреть раздаточный материал «Народный костюм» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось).
IV. Практическая часть урока.
Выполнить эскизы : русского народного костюма и современного с использованием элементов народного костюма.
Физкультминутка.
V. Подведение итогов урока.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Из каких частей состоит русский народный женский костюм ?
Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций?
Оценить работу класса.
Использованная литература:
1. Семёнова Мария «Мы славяне»,С.-Пербург, Азбука-классика,2006.
2. Интернетресурсы.
.
Костюм праздничный женский.
Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее,
(Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века.
Праздничный головной убор - "сорока"
Праздничная "кохта". Белгородская область, Алексеевский район,
селоПодсереднее (Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века
Белгородская область, Борисовскийрайон,село Никитское (Курская губерния). Середина XIX века.
• Вариант костюма с понёвой . Вариант костюма с сарафаном