Технология урока-представления
Этапы урока
умения
деятельность учителя
Деятельность учащихся
Постановка учебной проблемы.
Организационный момент
(Этап мотивации)
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
обобщения на тему урока
Познавательные УУД:
- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,
моделирование изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Актуализация опорных знаний и умений.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-обсуждать задание
-выражать в творческой работе своё отношение к
проблеме;
- находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы
познавательные:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в получаемой информации;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
-анализировать свою творческую деятельность;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
Этап 1
Звучит музыка в стиле Древнего Египта.
На экране – мультимедиа- презентация.
Учащиеся раскрывают темы своих работ:
- символика Древнего Египта:
-головные уборы;
-украшения и т.д.
Этап 2
Звучит музыка в стиле Древней Японии
На экране – мультимедиа- презентация.
Учащиеся раскрывают темы своих работ:
- кимоно Древней Японии:
-головные уборы;
-украшения;
-прически;
-искусство оригами и др.Этап 4
На экране – мультимедиа- презентация.
Учащиеся раскрывают темы своих работ:
- одежда Древней Греции:
-оружие;
-украшения;
-вазопись;
-боги Древней Греции и др.
Этап 5
Звучит музыка в стиле Древних индейцев
На экране слайды с изображением индеиских храмов Солнца, одежды, украшений, амулетов и д.
Этап 6
Звучит музыка в стиле Древних славян.
На экране – мультимедиа- презентация.
Учащиеся раскрывают темы своих работ:
- головные уборы;
- одежда
-оружие;
-украшения;
-боги Древних славян;
-обереги и
Рефлексия урока
Коммуникационная:
-Обмен мнениями о новой полученной информации;
Информационная:
-приобретение нового знания;
Мотивационная:
-побуждение к дальнейшему расширению информации;
Оценочная:
-соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка
собственной позиции, оценка процесса урока.
Психологический момент урока:
-чувственное, эмоциональное воздействие
Звучит музыка.
На экране слайды «Пейзажи родной кубанской земли»,
выполненные учащимися.
Сообщение темы.
Учитель обращает внимание на словарное слово «синквейн». Зачитывает его значение. Предлагается после вытупления каждой группе вывешивать на «Древо жизни» свое «яблоко-синквейн»
Звучит музыка.
Учитель: Ведь «остаются книги и мосты,
Машины и художника холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры,
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним грешных и земных,
А что мы знали, в сущности, о них?
А что мы с вами узнали о древних людях на уроках изобразительного искусства, мировой культуры. Во что они верили, как создавали быт, как украшали себя, как познавали мир?! Вы работали самостоятельно над этими вопросами и сами стали, как бы частичкой той культуры, которую изучали.
Сегодня мы собрались на наше Великое Собрание путешественников. Это ваше первое путешествие по далеким мирам. Поделитесь своими интересными находками, открытиями, зарисовками.
По ходу выступления мы можем задавать путешественникам интересующие нас вопросы.
1. Первыми к нам прибыли путешественники из самой древнейшей цивилизации – Египет.
В конце выступления учитель задает проблемные вопросы:
Что значили для египтян украшения?
В вашем синквейне указаны боги Осирис и Исида. Чем они значимы были для египтян?
Учитель:
Все что теперь, спустя
тысячелетья
Умом созревшим понимаешь
ты,
Когда то люди, чистые, как
дети
Уже прочли на лике красоты.
(Ф. Шиллер)
А что на лике красоты прочли путешественники по Древней Японии?
Учитель задает проблемные вопросы:
Что на ваш взгляд самое ценное в культуре Японии?
Учитель:
В Библии в притчах Соломона сказано: «приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к их знанию…
К нам из индоиранского нагорья прибыл Путешественник в облике Заратуштры.
Учитель работает над темой нравственности данной схемы вместе с учащимися. Еще раз заостряет внимание, где указаны благие мысли, слова, дела, добро.
Вопрос: Почему в древней мифологии индоиранцев было сказано, что нельзя менять ступени этого мироустройства, иначе людям не достигнуть добра? (обсуждение вместе с учащимися)
Учитель:
Ах, Греция! Мечта души моей.
Ты сказка нежная,
Но я к тебе нежней!
(Пушкин А.)
Послушаем путешественников, которые расскажут нам о Древней Греции.
Учитель задает проблемный вопрос:
Почему Древнюю Грецию называют колыбелью человечества?
Учитель: Из далекой мезоамерики к нам прибыл путешественник в образе индейца, он расскажет нам о культуре коренных жителях Америки – майя, инках и ацтеках.
Учитель задает проблемные вопросы:
Почему же не произошел конец Света согласно календарю майя?
Отчего же погибла эта удивительная цивилизация, оставив так мало следов культуры?
Учитель:
Удивителен и загадочен мир наших предков. О нем нам поведают путешественники, побывавшие у древних славян.
После выступления учащихся
Учитель просит повесить последнее яблоко-синквейн на
«Древо Жизни»
Учитель обращает внимание
на доску, где вывешены все яблоки-синквейны и просит учащихся зачитать все прилагательные и глаголы, составив предложения.
Работа проводится вместе с учащимися.
Учитель задает вопрос:
Каков был главный вопрос эпохи Древнего мира?
(Что есть мир?)
Приходим к выводу: человек познавал мир не только умом, но и руками! И главное – сердцем! В искусстве и культуре иного познания нет.
Учитель:
Следующим вопросом людей средних веков был вопрос: Как устроен мир?
А как на него люди находили ответы нам еще предстоит узнать.
Заключительная часть урока
Учитель: Подходит к концу наше Великое собрание земли.
Предки наши называли землю «кормилицей», «Матерью всего живого».
«Богородица великая мать сыра земля есть» - так писал Достоевский.Учитель предлагает всем учащимся и гостям взяться за руки и образовать круг.
Учитель: Почувствуйте тепло ваших рук, тепло ваших сердец. Как говорили древние славяне:
Учитель:
Ребята, так давайте же и мы как древние народы любить нашу землю, жить в добре и мире
Учащиеся повторяют вслух за учителем:
«Я человек планеты Земля. Во мне живут силы света, любви и добра»
Учащиеся заранее были разделены на группы, каждая из которых вела поисковую работу по своему проекту.
На предыдущих уроках МХК и ИЗО писали стихи –синквейны. Каждой группой был выбран самый правильный, отражающий суть понятия культуры каждого государства в лаконичной форме и записан на листе в форме яблока.
1-я ученица (руководитель группы):
Египет
Страна незыблемых таинственных песков,
Хранящих вековые тайны
Где средь загадочных и вещих снов
Порой мечты сбываются случайно.
2-я ученица:
Вот он Египет, какой
Мудрые сфинксы над бренной
Землей,
И пирамиды, одна за другой
Это Египет веками такой!
Руководитель группы представляет своих участников проекта, открывает презентацию по своей теме.
Каждый путешественник (участник проекта) рассказывает по теме, над которой работал.
В конце выступления вывешивается на доску яблоко-синквейн:
Египет-
Древний, загадочный
Возвышает, почитает, верит.
Страна пирамид, лотосов,
даров Нила.
Осирис и Исида.
Руководитель группы представляет своих путешественников, открывает презентацию.
Звучат стихи:
1-й ученик-
Япония…
Мне люб твой синий
небосклон,
И сакура в часы расцвета
Твоя весна светла, как лето,
Резьба всего узорный сон…
2-й ученик-
Что вышло из руки японца,
То в каждой черточке
хранит
Любовь к труду, изящный вид.
(К.Бальмонт)
Каждый путешественник (участник проекта) рассказывает по теме, над которой работал.
В конце выступления вывешивается на доску яблоко-синквейн:
Япония
Трудолюбивая, красочная
Исследует, изобретает,
сочиняет
Праздник сакуры-цветы,птицы
Оригами.
Выходит ученик-Заратуштра, в руках у него схема миропанимания древних индо-иранцев. Рассказывет о том, что согласно схеме весь мир поделен на сферы выше земли – орбита Благих мыслей, над ней – орбита Благих слов, еще выше орбита Благих Дел и самая высокая орбита Добра.
После выступления ученик вывешивает Яблоко-синквейн:
Япония.
Трудолюбивая, красочная,
Исследует, изобретает, сочиняет
Праздник сакуры – цветы, птицы.
Оригами.Руководитель группы представляет своих путешественников, открывает презентацию.После выступления ученик вывешивает Яблоко-синквейн:
Греция.
Мореходная, спортивная
Создает, совершенствует, украшает.
Страна мифов, легенд и богов.
Великий Олимп.
Выходит ученик в образе индейца в руках у него рисунок древнего календаря майя. Рассказывает о культуре индейских народов.
В конце выступления вывешивает яблоко-синквейн:
Мезоамерика.
Яркая, золотая
Строит, воюет, приносит
жертвы
Страна инков, майя, ацтеков
Культ Солнца.