Организационный момент. Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации. | - Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте свою посадку. - Напоминаю правила поведения на уроке: Глазки смотрят и видят; Ушки слушают и слышат; Сначала думаю, потом говорю; Помню, что в классе я не один, умею слушать мнение других. Игра – Какие вы внимательные? Что изменилось? На плечах учителя красный платок. Предлагаю детям закрыть глаза. В это время меняю платок на желтый. Убираю пиджак. (игра два раза). Молодцы – угадали. Ребята у вас на партах лежат 3 конверта, наберитесь терпения, пока не открывайте их. На парте для каждого лежат два листочка, красный и зеленый. Они тоже будут нам нужны на уроке, но чуть позднее. Итак, начнем наш урок. | Здороваются с друг другом. Играют с учителем в игру. | Личностные - воспринимать одноклассников как членов своей команды; |
Постановка темы и проблемы урока. Цель: детьми определяется тема урока. | Фоном включаю на экране картину осени. Читаю стихотворение А.С.Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прозрачная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. Читаю стихотворение школьницы. Минухина К. (стихотворение школьницы 8 лет) Осень - рыжая девчонка Шьет наряды тонко-тонко: Красные, бордовые, желтые листки -это лоскутки. О каком времени года идет речь? Назовите осенние месяцы Вспомните, какого цвета были платки, во время игры в начале урока? Могут ли эти цвета, быть цветом осени? Как вы думаете, что вдохновила эту девочку и великого русского писателя написать стихотворение именно об осени? Предлагаю детям отгадать загадки: Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево, летом от жары можно спрятаться в тени от кроны деревьев, осенью. Собрать плоды, зимой собрать сухие листья и растопить камин или печь). Из единого корня растет, Невысокий, но дружный народ. (у куста много тонких стволов, которые растут от корня). На слайд вывожу осень, дерево, кустарник. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Вывешиваю варианты детей на доску. Как вы думаете, что будем делать чтобы разобраться в этой теме? | В стихотворениях говориться об осени. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Красный, желтый. Да. Такого цвета листья на деревьях. - могли гулять в осеннем лесу; -увидели желтеющие деревья за окном; - понравились разноцветные листья; - понравился ковер из листьев; - богатое воображение. - рассматривали картины в книге. - деревья переоделись в красивые наряды. Обучающиеся отвечают: Деревья. Куст. Отвечают: о деревьях, кустах, осени. Деревья и кустарники осенью Наблюдать за деревьями и кустарниками. Рассматривать осенние картины. Рассуждать о деревья и кустарниках. | Личностные - воспринимать одноклассников как членов своей команды; - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. Коммуникативные - активно участвовать в обсуждениях, возникших в ходе урока; - излагать сове мнение и аргументировать совою точку зрения. Регулятивные - принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, постановке задач. |
Актуализация знаний. Цель: на основе личного опыта узнать, чем деревья отличаются от кустарников. | Как вы думаете, чем же деревья отличаются от кустарников? Обсуждение ответов детей. Показываю на экране схему кустарника и дерева. Работа в парах У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверт №1 Раскройте его Достаньте картинки и таблицу. Разложите в два столбика картинки (кустарники и деревья). Проверка: Пара которая выполнила задание, читает его. Вывожу на экран таблицу. У кого все правильно поднимите красный листок, есть ошибки зеленый. Если есть ошибки - разбираем. Сложите пожалуйста все картинки в конверт и отложите его. | 1. деревья большие, кустарники маленькие. 2. у дерева толстый ствол, у кустарника тонкий. 3. у дерева один ствол, у кустарника много стволиков. Выполняют работу в паре. Дети проверяют. Сверяют со своим задание. Дети поднимают листочки из картона – красного или зеленого цвета. | Личностные - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к другому мнению; - не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению; Познавательные - «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем; Коммуникативные - активно участвовать в обсуждениях, возникших в ходе урока; - слушать и понимать речь других; - умение работать в парах. Предметные знания - познакомить обучающихся с различием между деревом и кустарником. |
Актуализация знаний. Цель: определить на какие группы делятся деревья? | Как выдумаете, все ли деревья изменяют окраску осенью? Какие деревья и кустарник не меняются? Как можно одним словом назвать такие деревья и кустарники? Таким образом на какие две группы можно разделить деревья и кустарники? Возьмите конверт №2 Откройте и достаньте картины и таблицу. Как выдумаете, что мы сейчас будем делать? Молодцы! Распределите пожалуйста данные картинки по группам. А в какой столбик вы определили лиственницу? Лиственница – это хвойное дерево. У нее видоизмененные иголки. Проверка выполненного задания. На экране показываю правильно заполненную таблицу. Поднимите красный лист если выполнили верно, зеленый, если допустили ошибки. Разбираем ошибки. Сложите пожалуйста все картинки в конверт и отложите его. | Нет не все. Сосна, ель, кедр, пихта не меняют окраску. Хвойные. Деревья и кустарники делятся на хвойные и лиственные. Обучающиеся раскрывают конверт. Распределять по столбцам название деревьев хвойных и лиственных. Дети раскладывают картинки по группам. В лиственные, потому что она сбрасывает иголки осенью. В хвойные, потому что у нее иголки, а не листья. Кто ошибся, перекладывает лиственницу в столбик – хвойные деревья. Обучающиеся сверяют свою таблицу с таблицей на экране. | Личностные - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к другому мнению; - не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению; Познавательные - «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем; Коммуникативные - активно участвовать в обсуждениях, возникших в ходе урока; - слушать и понимать речь других; - умение работать в группах. Предметные знания - познакомить с хвойным деревом - лиственницей. - научится различать хвойные и лиственные деревья и кустарники. |
7.Проблемное объяснение нового знания. Работа с текстом учебника. Цель: применение новых знаний в самостоятельной деятельности. | Ребята, откройте пожалуйста учебники на стр. 78. Мы уже знаем, чем кустарник отличается от дерева. Знаем, что деревья делятся на хвойные и лиственные. Знаем, что некоторые из них осенью меняют свою окраску. Давайте узнаем: Что же такое листопад? Почему опадают листья? Я начну читать текст, вы внимательно следите за мной. Когда я остановлюсь, вы будете читать самостоятельно. Что такое листопад? Ребята обратите внимание на картинки в конце страницы. О каких растениях мы сегодня не говорили? Какие они красивые осенью! Какое необычное название – бересклет. А я еще знаю, что первое дерево, у которого желтеют листья - это береза. | Обучающиеся внимательно слушают учителя. С третий абзац читают самостоятельно. Подготовка растений к суровому времени года. Об орешнике, о бересклете. | Личностные - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к другому мнению; - не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению; Познавательные - «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем; Коммуникативные - активно участвовать в обсуждениях, возникших в ходе урока; - слушать и понимать речь других; - умение работать в группах. Предметные знания - уметь отвечать на вопросы: Почему желтеют листья? Почему хвойные деревья не сбрасывают с наступление холодов хвою? Что такое листопад? |
9.Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: - зафиксировать новое содержание изученного на уроке. - оценить свою деятельность. | Как высчитаете, на уроке вы узнали для себя что-то новое? У меня на ватмане нарисованы деревья без листьев. Давайте вспомним стихи, которые я читали вам в начале урока и украсим картину. Я предлагаю украсить разноцветными листьями дерево и кустарник. Возьмите пожалуйста конверт №3 Откройте его Вы видите перед собой два листочка: красный и желтый. На обратной стороне каждого листочка приклеен двухсторонний скотч. На выбранном вами листочке, отклейте его. Красный – я молодец, хорошо работал на уроке. Желтый – я молодец, но могу работать лучше. Вывожу на экран критерии. Приклеиваем разноцветные листочки на двухсторонних скотч. Посмотрите, какое красивое осеннее дерево и кустарник у нас получились. | Да. - чем деревья отличаются от кустарников - Узнали, что деревья и кустарники делятся на хвойные и лиственные. - Лиственница – это хвойное растение. - Теперь мы знаем, почему деревья сбрасывают листву, а ель, сосна – нет. Дети подходят к доске и приклеивают листочки. | Познавательные - «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков. Коммуникативные - активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока; - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога. Регулятивные Участвовать в оценке и обсуждении результата, получении результата, полученного при совместной работе. - оценивать свой вклад в работу класса. |