Цель темы
Обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить детей делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.
Планируемый результат
Узнают о жизни трав, деревьев и кустарников в зимний период; научатся делать выводы на основе наблюдений; получат представление о внутреннем строении почки.
Основные понятия
Понятия: -деревья-, -кустарники-, -травянистые растения-.
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Окружающий мир»
school collection edu. ru
Организация пространства
Работа фронтальная, в парах, в группах.
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупу); следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать из для бережного отношения к природе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определённых познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватного представления об учебной деятельности.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Разминка «Здравствуйте!»
Скажем «Здравствуйте» - руками,
Скажем «Здравствуйте» - глазами,
Вы в глаза нам посмотрите,
Левым глазом подмигните,
Подмигните правым глазом
Скажем «Здравствуйте» - мы рады»!
- Тихо сели. Настраиваемся на урок. Каждый вспомнит правила поведения на уроке.
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
II этап. Актуализация знаний.
На интерактивной доске - зимний пейзаж.
Театрализованное представление.
Учитель: Зима. Снегу в лесу навалило – ни проехать, ни пройти. Как - то по лесу бежал заяц и ворчал (вбегает заяц).
Заяц: Ишь, сколько намело. Как мне надоел этот снег. Все время проваливаюсь.
Услыхал зайца старый тетерев, хвост распустил и зачастил, забормотал: «Кур-гур-гур! Чи-ш-ш! Куда косой спешишь?»
Заяц: Ой, кто это?
Тетерев: Не бойся, это я - тетерев. Кого это ты так ругаешь?
Заяц: Кого-кого? – да снег! Везде мне мешает
Тетерев: Не прав ты косой, не прав, не прав.
Заяц: Все равно, плох твой снег, все снег загубил и травку, и землю застудил.
Тетерев: А ты знаешь, заяц я ведь часто гляжу на засыпанную снегом землю, да и задумываюсь. Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?
III этап. Изучение нового материала.
Учитель: Давайте поможем тетереву найти ответы на его вопросы и подумаем над тем, как зимуют травы, кустарники и деревья? (Этот вопрос появляется на интерактивной доске).
- А как одним словом назвать травы, деревья и кустарники?
Растения мы относим к живой или неживой природе? Докажите. (Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают. Это признаки живой природы.)
- А теперь продолжим наш разговор. Начнём с первого вопроса тетерева (СЛАЙД). Давайте его прочитаем: «Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега?»
- А вы ребята, знаете?
- В нашем классе есть ребята, которые заинтересовались этим вопросом раньше. Они лопаткой разгребли снег и вот что они увидели…(показ СЛАЙДОВ).
- Правы мы были, когда отвечали на первый вопрос тетерева?
- Что вызвало у вас удивление при просмотре слайдов?
- Катя, расскажи, где тебе удалось увидеть такое чудо?
- Какой вывод можно сделать? (Все ли травы умирают на зиму?)
- А как же зимуют травянистые растения, и что их защищает от мороза?
- Вы правы, но точнее об этом можно сказать так: между снежинками есть воздух, а он хорошо держит тепло, то есть не бывает под снегом сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.
- Ребята, а ведь есть растения, которые высаживают осенью, то есть в зиму. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и концу лета принесёт урожай (СЛАЙД).
- А какие растения высаживают ваши родители или бабушки на огороде осенью? (СЛАЙД)
- Как вы думаете, какая зима лучше для растений снежная или бесснежная? Почему?
- Давайте вспомним второй вопрос тетерева (СЛАЙД): «Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?».
- Мы ответили на этот вопрос?
- Ребята как вы думаете, зайчик понял, что именно снег защищает наши растения от мороза?
- Вернёмся к теме урока. Прочитаем её ещё раз. Остановимся на вопросе: как зимуют кустарники и деревья.
- Но сначала вспомним, какие растения относят к кустарникам, какие к деревьям.
- Выполним задание. Пододвиньте листочки, рассмотрите их внимательно. Что вы видите с левой стороны листочка, с правой?
- Соедините название растений со своей группой с помощью стрелок.
Малина
Берёза дерево
Ель кустарник
Смородина
Проверка у интерактивной доски
А на какие 2 группы делятся деревья? Как отличить лиственное дерево от хвойного?
- На парте у каждого есть картинки с изображением лиственного или хвойного дерева. Ваша задача определить, какое это дерево хвойное или лиственное.
(рисунки ели, сосны, дуба, рябины, березы, дети прикрепляются на определенный участок).
- На 1 участок посадите хвойные растения
- На 2 участок посадите лиственные растения.
- Все лиственные деревья на картинках изображены летом или осенью. А вот что же с ними происходит зимой, мы пронаблюдаем по вашим фотографиям (Демонстрация СЛАЙДОВ).
Физкультминутка «В лес на лыжах».
Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно
Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем
Он деревья крутит, вертит вправо и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
- Что же происходит с деревьями зимой?
- Я хочу предложить работу в парах. Цель: проверить, действительно ли лиственные деревья остались без листьев. Для этого из леса были взяты веточки березы. На них нет листьев, но есть бугорки – почки.
- Возьмите лупы, рассмотрите почку целиком, что вы видите?
- Рассмотрите почку в разрезе. Поделитесь своими наблюдениями. (внутри почки есть маленький листочек).
- Какого цвета будущие листочки?
- Откройте тетради на с.31. Раскрасьте разрез почки. Вашим помощником будет учебник с.42.
- Когда закладываются почки на ветках?
(Почки закладываются весной, когда на ветках появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и почки на ветках. К осени они покрываются плотными чешуйками).
- Продолжим работу в учебнике. Рассмотрим рисунок на с 42 в левом верхнем углу.
- Что предлагают нам авторы учебника? Такое наблюдение мы уже провели. Что мы сделали? Что получилось? Где прятались листочки?
- Что необходимо, чтобы из почки появились листочки?
- Может ли мороз погубить дерево? (Если дерево промёрзнет все насквозь, то оно погибнет. Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Зимой соки дерева становятся густыми, густыми и движение соков замедляется. Дерево словно засыпает. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливее: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести – четыреста раз слабее, чем летом. На каждом дереве под корой есть панцирь (специальный слой). Чем старше дерево, те толще такой слой. Тем легче пережить зиму. В снежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.)
- Как же деревья зимой от мороза защищаются?
- Продолжим работу по учебнику. Маша и Миша побывали и в зимнем лесу, и в поле, и в саду. Что ещё они увидели под снегом? (ягоды и цветущие растения).
- Кого мы видим в саду семьи Ивановых? Что он делает? А зачем?
IV этап. Закрепление изученного.
- Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ? Много выводов мы сделали. Сравним наши выводы с выводом, который сделали авторы нашего учебника (вывод читается в учебнике на стр. 43)
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Что вы видите на доске? Есть снежинки большие и поменьше.
Большую снежинку возьмёт тот, кому на уроке было интересно, он узнал что–то новое.
Снежинку поменьше возьмёт тот, кому было трудновато.
- Я вам их дарю за хорошую работу на уроке. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.