Урок- экскурсия.
Тема: Осенняя экскурсия по парку.
Цель:
1.Понаблюдать за осенними изменениями в неживой природе. Обобщить знания о них.
2.Осенние изменения в жизни растений.
Оборудование: Коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.
Ход экскурсии.
1.Объявление темы и постановка цели.
2.Деление класса на группы (по 5 человек) и выбор командира.
3.Инструктаж о правилах поведения на экскурсии: при переходе дороги, при сборе
материала.
4.Выход на маршрут.
- Изменениями в неживой природе.
Беседа на месте экскурсии.
Учитель: Какие времена года вы знаете?
Ученик: Лето, осень, зима, весна.
Учитель: Какие времена года не похожи друг на друга ни одним признаком?
Ученик: Зима - лето. (Это основные времена года.)
Учитель: Какое время года сейчас?
Ученик: Осень.
Учитель: Чем осень отличается от основных времен года?
Ученик: Осень переходное время года от лета к зиме.
Учитель: Назовите главные признаки отличий осени от лета.
Ученик: Дни стали холоднее и короче.
Учитель: Какая сегодня погода?
Какое небо? Как светит солнце?
(сравниваем с летними днями)
Ученик: Небо не такое яркое, как было летом.
Учитель: Как вы считаете, с чем связано похолодание осенью? (сравниваем с летними днями)
Ученик: Солнце стало всходить позже и заходит раньше. Земля получает меньше света и тепла, так как солнце не поднимается высоко. Дожди стали холоднее.
Итог беседы: Переходное время года от лета к зиме – осень. Дни стали короче и прохладнее, так как солнце стоит ниже, чем летом.
2.Осенние изменения в жизни растений.
Беседа на месте экскурсии.
Учитель: Посмотрите на деревья. Изменились ли они по сравнению с летом.
Ученик: Да. Появились желтые и багровые листья.
Учитель: Какие растения растут вокруг нас?
Ученик: Травы, кустарники, деревья.
Учитель: По какому признаку мы их различаем?
(Пытаемся вместе с ребятами дать определения и признаки растений.)
Растение-тело живой природы, питается, дышит, размножается.
Деревья выше всех растений. У них есть древесный ствол.
Кустарники - они ниже деревьев и у них несколько стволов. Листья кустарников похожи по размеру с листьями деревьев, но отличаются по форме.
Травы - ниже кустарников. У них нет древесного ствола, а есть травянистый стебель. Их листья отличаются от листьев деревьев и кустарников.
Сравним.
Учитель: Есть ли непохожие листья у растений по форме и размеру? Чем отличаются листья березы и ели, сосны и осины и т.д.
Назовите лиственные деревья.
Ученик: Береза, дуб липа, орешник, рябина…
Учитель: Назовите хвойные деревья.
Ученик: Сосна, ель, можжевельник.
Учитель: Найдите сходство и отличие между хвоей и обычным листом.
Ученик: Отличие. Хвоя - жесткая, листок - мягкий. Она меньше по площади, чем лист.
Сходство. Хвоя и лист могут быть одинаковыми по цвету.
Учитель: Как изменился вид листьев, хвои и трав с приходом осени?
Ученик: Листья раскрасила осень в разные цвета: багровый желтый, а хвойные остались зелеными.
Учитель: Как называется явление, когда опадают листья?
Ученик: Листопад.
Учитель: Как осенью изменились травы?
Ученик: Они повяли, подсохли, выгорели.
Учитель: Цветут ли сейчас какие - нибудь растения в природе? (Сравните с летом.)
Ученик: Цветут поздние цветы, но их очень мало.
Учитель: Почему цветов стало меньше?
Ученик: Потому что стало меньше света и стало холоднее.
Учитель: Для чего растению цветы?
Ученик: Из них вырастают плоды и семена, поздней осенью не успеют они созреть.
Итог беседы.
Растения делятся на травы, кустарники и деревья. По форме листья растений бывают хвойными и лиственными. Листья окрашиваются в разные цвета, а потом опадают. Это явление называют листопадом. Цветов поздней осенью почти нет.
Соберите различные по форме листья, плоды и семена растений.
Использование оборудования: коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.
Задания по группам.
1.Собрать хвойные и лиственные веточки.
2.Подобрать разные по окраске и форме листья.
3.Собрать семена и плоды деревьев, кустарников, трав.
Итог: Что нового узнали во время экскурсии? Что понравилось?