Тема урока: В осеннем лесу, парке
6 класс
Цели и задачи: проводить словесное и изобразительное описание осенней природы и учить использовать свойства линейной, воздушной перспективы; изучать строение деревьев, кустарников, передавать эти знания и наблюдения в рисунках; показать связь человека и природы; развивать экологическое мышление; обучать навыкам выделения и развития сюжетного центра композиции (основную идею, основных героев), создания определенного колорита, передачи настроения через цвет; продолжить освоение техники живописи «мазком»; обобщить впечатления учащихся от экскурсии в лес или парк.
Оборудование: для учителя – листья разных деревьев (клена, березы, каштана и др.), методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растет», детские рисунки, фотографии леса, отдельных деревьев; для учащихся – альбом, простой карандаш, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: видеоряд об осени, призентация.
Литературный ряд: стихи и загадки о деревьях, рассказ Г. Скребицкого «Художник-осень», отрывок из произведения С. Т. Аксакова «Осень».
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме урока.
1. Рассказ об осени.
Учитель. Осеннее время в самом расцвете, его красоту передают и художники, работающие красками, и художники, работающие словом. Давайте послушаем некоторые литературные описания осени.
«Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые, отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны.
Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями, мягкими, пухлыми в сырую погоду, так, что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими хрупкими в морозы…
Еще не улетевшие дрозды, с чоканьем и визгами, собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы*, куда манят их ягоды бузины, жимолости и еще более красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями. (Отрывок из произведения С. Т. Аксакова «Осень».)
– С каким настроением вы слушали этот отрывок? В следующем рассказе Г. Скребицкого «Художник-осень» запомните цвета осени, которые упоминаются в нем.
Художник-осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.
2. Беседа о красоте «золотой» осени, о разнообразии деревьев, их ценности в природе и в жизни человека.
Учитель. Ребята, обратите внимание на деревья, видимые из окна школьного кабинета. Как устроено дерево? Теперь сравните свои наблюдения с рисунками на методических таблицах и репродукциях. Как передали художники строение деревьев и кустарников?
– Объясните зависимость расположения ветвей на стволе, характера силуэта от породы дерева. В чем отличие кустарника от дерева?
– Какое настроение природы и человека передали художники в картинах?
– Что различного в строении дерева и кустарника? (У дерева четко просматривается ствол, у кустарника множество равноценных побегов с ветками.)
– Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? (Крона и ветки.) Выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет свою определенную форму.
III. Практическая работа.
1. Обсуждение сюжета рисунка.
Учитель. Предлагаю выполнить творческое задание: нарисуйте, обратясь к своим эстетическим впечатлениям, осенний лес, парк, фигуру человека в нем. Подумайте, что может делать человек в осеннем лесу, парке. (Гуляет, собирает цветы, ягоды, грибы, охотится, рыбу ловит, дети играют, мамы с колясками, художник выполняет этюды.)
– Основной задачей при выполнении ваших рисунков должна стать передача различных состояний осенней природы.
– От чего она зависит? (От времени года, времени суток, условий погоды, освещения, изображаемой местности.)
– Вспомните приметы разных состояний осенней природы. Каким может быть свет солнца? (Он может быть ярким или мягким, как бы разбавленным. Природа, преображенная ярким солнечным светом, «радостна», сверкает яркими красками. «Мягкое» же солнце придает ей оттенок грусти, краски становятся приглушеннее. Пасмурное солнце и вовсе меняет цветовую гамму пейзажа, она становится очень тоскливой и даже мрачной.) Напоминаю вам основную учебную задачу урока – создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета. Сюжетный и смысловой центр рисунка – человек.
2. Этапы выполнения практической работы:
1) Поиск самого интересного мотива среди множества других, достойных внимания. Сделать 2–3 эскиза. Остановиться на самом интересном. Поиск цветового решения.
2) Работа на большом формате (А4, А3).
Легкими карандашными линиями разработать композицию.
3) Переход к цветовой разработке. Работаем способом «лессировок» (многослойной живописи), «по сырому» и «по сухому» (в сочетании).
4) Детальная проработка.
Для создания настроения в качестве негромкого фона звучит музыка. По ходу выполнения работы учащимися учитель указывает на ошибки, анализирует их, напоминает основные понятия композиции.
Композиция в переводе с латинского «compositio» обозначает сочинение, составление, расположение. Композиция присуща всем видам искусства как сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном, обдуманном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого, какой-либо идеи, сюжета. Основными правилами композиции являются: выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия и асимметрия, ритм, расположение главного на 2-м пространственном плане (а не на первом). Средствами композиции являются линия, линейная и воздушная перспектива, цветовая перспектива, светотень, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое).
– Для нашего задания особенно важно уметь использовать знания по воздушной, линейной, цветовой перспективе.
Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (величинных, цветовых, светотеневых и т. д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Также при удалении ослабевают контрасты, сила, насыщенность цвета. Цвет становится холоднее (влияет воздушная масса). Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем – видится сине-зеленым или даже голубым.
– Что можете сказать о технике изображения деревьев? (Выбор того или иного приема в рисунке и живописи (штрих, линия, мазок) диктуется формой и строением дерева и его частей (сравним иголки сосны, гибкие ветки ивы, резные листья клена, липы), а также художественным замыслом.)
IV. Итог урока.
1. Экспресс-выставка лучших работ.
2. Вопросы учителя по теме урока:
– Хорошо ли человеку в осеннем лесу, парке?
– Какие цвета преобладают?
– Куда девается зеленый цвет лета?
Рисунки оцениваются по следующим требованиям:
1) Сюжетно-композиционный центр выделен, сюжет «завязан», то есть организовано действие.
2) Оправданное заполнение листа (размеры элементов композиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).
3) Умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалами, инструментами, изобразительной техникой.
4) Яркость и чистота цветов, четкость рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность.
5) Достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка, завершенность, равновесие композиции.
6) Можно дать название.
3. Уборка рабочих мест.