kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по теме "Удивительное превращение воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира по теме «Удивительные превращения воды». Это урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении темы «Живая и неживая природа».

Цели, содержание, методы, приёмы на уроке направлены были на максимальное выявление индивидуального опыта ребёнка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Удивительное превращение воды"»

УМК «Планета Знаний».


Урок окружающего мира. 1 класс


Тема урока: Удивительные превращения воды.


Цели урока:


Обучающие:

1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

2. Развивающие:

1. создать условия для личностного развития ученика;

2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;


3. Воспитательные:

1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

2. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.


Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия


Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Использовались инновационные приемы и техники

1. Технология личностно - деятельностного обучения

2. Информационно - коммуникационные технологии

3. Технология исследовательской деятельности

4. Технология коммуникативного общения


Для формирования мотивации использовались различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение. Урок нацелен на создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, воспринимается положительно и с интересом.

Следует отметить, что воспитательные цели полностью достигнуты на уроке: просмотр презентации вызвал всплеск положительных эмоций у обучающихся. А воспитание эстетического вкуса построено на восприятии видеофрагментов.

Большое внимание уделяю здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведена физминутка.

На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками старалась вовлечь в работу всех учащихся, не допуская чрезмерной активности одних и пассивности других. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом. Мои усилия были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешно обучаться.

Сегодня на уроке моим ученикам удалось сформулировать учебную проблему, после чего она была зафиксирована на доске. Поиск решения осуществлялся в процессе проведения опытов, а также в форме диалога учителя с классом. Ребята самостоятельно определяли свойства воды, сравнивали и группировали факты, делали выводы на основе обобщения знаний. Дети активно выдвигали свои версии.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.


В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны сами оценить свои знания.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования. Наглядно было видно, что дети могут ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:

на этих этапах урока ребята

организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися)

строили проект выхода из затруднения.

Конечно, нельзя сказать, что всем детям это легко дается. Это огромный труд, а дети имеют разный уровень подготовки, разный уровень восприятия материала, скромный словарный запас.

И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Думаю, вы со мной согласитесь, что эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, ученики с удовольствием оценивали свою работу на уроке.

Выводы:

1. Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока решались в комплексе.

2. Урок открытия нового знания целей своих достиг.

Хочется закончить самоанализ урока окружающего мира словами великого Конфуция: « Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».


Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности.


- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?

- А слушать кого? А я зачем нужна? (помогать)

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.


- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра вы должны ответить:

Без чего невозможна жизнь на Земле? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода»)

- Почему?

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Удивительные превращения воды)


- Вы все знаете о воде?

- Тогда какие цели поставим перед собой?

Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.

- Что бы вы хотели узнать? Ответы детей

- Для чего нам нужно это знать? Вода важна в жизни человека!

- А что вы о ней знаете? Ответы детей

- Оцените свои знания, только честно. (Капельки: зел. - знаю все, жел.- знаю, но не все, кр.- ничего не знаю)

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? Место, в котором проводятся научные опыты.

- Как проверить, правы ли мы? Сравнение с толковым словарем.

- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?

Составьте слово. Исследователи. Прочитать хором.


- Кто такой исследователь? Человек, который изучает разные предметы и вещества.


- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.


- Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования.

- На какой вопрос должны ответить в первую очередь?

1. Что такое вода? НА ДОСКЕ

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.



  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

- Итак, что такое вода? (жидкость). Давайте поговорим.

- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.


- Как вы думаете, что это? Вода


- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? Нет Да! – ПОЧЕМУ?

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? Сравнение с перекисью.


- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус запах.


- Эти особенности веществ называют свойствами. Карточка на доску.

- Что будет предметом нашего исследования? Жидкость в сосуде.

- Какую цель поставим перед собой? Узнать, что находится в сосуде.

- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»


ФИЗМИНУТКА

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.



  1. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.


- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?


1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.


  1. Реализация проекта.


- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.


- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.


- После просмотра вы должны ответить:

Какое правило самое важное?


Внимание на экран (Видеофрагмент «Безопасность»)


Ответы детей

- 1 правило – в чем оно заключается?


-Какой вывод сделаем – ВСЕ!


- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.


- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» (1 на парту)

Работа в парах.

- Перед вами 2 стакана. Что в них видите? (жидкости).

На столах 2 стакана с кофе и водой, 2 монеты.

- В первом стакане – вода.

- Возьмите монетки, и положите по монетке в каждый стакан. Что заметили? 1 –видим, 2 – не видим


- О чем это говорит? Вода – прозрачная.


- Сделайте отметку в «Листе исследований»


- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? Понюхать.


- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? 3 стакана обернуть бумагой: кофе сок вода

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. Узнают кофе, сок.


- Какое чувство помогло вам? Обоняние


- Почему было трудно определить третье вещество? Нет запаха


- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода


- Какой сделаем вывод? Отметьте это свойство в «Листе исследований».


- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу


- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.


- Вспомним правила безопасности.


- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.


- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

2 – сок (кислый)

3 – вода (нет вкуса!!!)


- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».


- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? Посолить, посластить


- Где в жизни вы с этим встречались?



Случайно проливаю воду.


- Ой! Что произошло? Вы пролили воду.


- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

- Как можно ещё сказать? Разлилась, расплескалась.


- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести. Отметьте это свойство в «Листе исследований».


- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований.


- Какое вещество было объектом нашего исследования? Вода


- Какими свойствами она обладает?


Свойства воды

Цвет/прозрачность

+

Запах

-

Вкус

-

Текучесть

+



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»


- В начале мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ?

ТЕКУЧЕСТЬ? Наливаю в стакан.


- Что осталось определить? Вкус.

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? Вода.

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

- Сейчас вы посмотрите видеофильм.

- Подумайте, что ещё нового вы из него узнали?

Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода»)

- Что нового узнали?

- Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название – экологические.

- Почему их так называют?

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)

- Я даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по моему образцу.

- Какой вывод сделаем? К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)


Зел. – узнал на уроке много;

Жел. – узнал, но не все

Крас. – ничего не узнал.


- За что себя можете похвалить?


- Теперь у меня для вас подарок.

- Какие картины природы вы бы нарисовали на своем рисунке, слушая эти звуки?

- Закройте глаза. Слушаем.

- Какая картина у вас возникает сейчас? А теперь?

Проводится минутка релаксации «Звуки воды».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по теме "Удивительное превращение воды"

Автор: Сидорова Елена Львовна

Дата: 17.01.2023

Номер свидетельства: 623360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока  на тему "Вода на Земле" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "142038"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418219585"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока окружающего мира "Круговорот воды в природе "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "187611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426531250"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект занятия "Волшебница вода" подготовительная группа "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-zaniatiia-volshiebnitsa-voda-podghotovitiel-naia-ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "241941"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445348635"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему "Озера" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oziera-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106489"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403022462"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "конспект-тренинг "
    ["seo_title"] => string(19) "konspiekt-trieningh"
    ["file_id"] => string(6) "238637"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444595388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства