Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира по теме «Удивительные превращения воды». Это урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении темы «Живая и неживая природа».
Цели, содержание, методы, приёмы на уроке направлены были на максимальное выявление индивидуального опыта ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Удивительное превращение воды"»
УМК «Планета Знаний».
Урок окружающего мира. 1 класс
Тема урока: Удивительные превращения воды.
Цели урока:
Обучающие:
1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).
2. Развивающие:
1. создать условия для личностного развития ученика;
2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;
3. Воспитательные:
1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
2. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Использовались инновационные приемы и техники
1. Технология личностно - деятельностного обучения
2. Информационно - коммуникационные технологии
3. Технология исследовательской деятельности
4. Технология коммуникативного общения
Для формирования мотивации использовались различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение. Урок нацелен на создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, воспринимается положительно и с интересом.
Следует отметить, что воспитательные цели полностью достигнуты на уроке: просмотр презентации вызвал всплеск положительных эмоций у обучающихся. А воспитание эстетического вкуса построено на восприятии видеофрагментов.
Большое внимание уделяю здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведена физминутка.
На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками старалась вовлечь в работу всех учащихся, не допуская чрезмерной активности одних и пассивности других. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом. Мои усилия были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешно обучаться.
Сегодня на уроке моим ученикам удалось сформулировать учебную проблему, после чего она была зафиксирована на доске. Поиск решения осуществлялся в процессе проведения опытов, а также в форме диалога учителя с классом. Ребята самостоятельно определяли свойства воды, сравнивали и группировали факты, делали выводы на основе обобщения знаний. Дети активно выдвигали свои версии.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,
- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;
- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны сами оценить свои знания.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования. Наглядно было видно, что дети могут ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.
Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:
на этих этапах урока ребята
организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;
формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)
учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися)
строили проект выхода из затруднения.
Конечно, нельзя сказать, что всем детям это легко дается. Это огромный труд, а дети имеют разный уровень подготовки, разный уровень восприятия материала, скромный словарный запас.
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Думаю, вы со мной согласитесь, что эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, ученики с удовольствием оценивали свою работу на уроке.
Выводы:
1. Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока решались в комплексе.
2. Урок открытия нового знания целей своих достиг.
Хочется закончить самоанализ урока окружающего мира словами великого Конфуция: « Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова?
- А слушать кого? А я зачем нужна? (помогать)
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?
Буду стараться узнать новое.
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода»)
- Почему?
- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Удивительные превращения воды)
- Вы все знаете о воде?
- Тогда какие цели поставим перед собой?
Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.
- Что бы вы хотели узнать? Ответы детей
- Для чего нам нужно это знать? Вода важна в жизни человека!
- А что вы о ней знаете? Ответы детей
- Оцените свои знания, только честно. (Капельки: зел. - знаю все, жел.- знаю, но не все, кр.- ничего не знаю)
- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? Место, в котором проводятся научные опыты.
- Как проверить, правы ли мы? Сравнение с толковым словарем.
- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?
Составьте слово. Исследователи. Прочитать хором.
- Кто такой исследователь? Человек, который изучает разные предметы и вещества.
- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.
- Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования.
- На какой вопрос должны ответить в первую очередь?
1. Что такое вода? НА ДОСКЕ
2. Свойства воды.
3. Бережное отношение к воде.
Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.
- Итак, что такое вода? (жидкость). Давайте поговорим.
- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.
- Как вы думаете, что это? Вода
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? Нет Да! – ПОЧЕМУ?
- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? Сравнение с перекисью.
- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус запах.
- Эти особенности веществ называют свойствами. Карточка на доску.
- Что будет предметом нашего исследования? Жидкость в сосуде.
- Какую цель поставим перед собой? Узнать, что находится в сосуде.
- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
ФИЗМИНУТКА
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.
- Наметим план наших действий.
- Как же мы будем исследовать воду?
1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.
Реализация проекта.
- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.
- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.
- После просмотра вы должны ответить:
Какое правило самое важное?
Внимание на экран (Видеофрагмент «Безопасность»)
Ответы детей
- 1 правило – в чем оно заключается?
-Какой вывод сделаем – ВСЕ!
- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» (1 на парту)
Работа в парах.
- Перед вами 2 стакана. Что в них видите? (жидкости).
На столах 2 стакана с кофе и водой, 2 монеты.
- В первом стакане – вода.
- Возьмите монетки, и положите по монетке в каждый стакан. Что заметили? 1 –видим, 2 – не видим
- О чем это говорит? Вода – прозрачная.
- Сделайте отметку в «Листе исследований»
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? Понюхать.
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? 3 стакана обернуть бумагой: кофе сок вода
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.
Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. Узнают кофе, сок.
- Какое чувство помогло вам? Обоняние
- Почему было трудно определить третье вещество? Нет запаха
- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода
- Какой сделаем вывод? Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
- Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)
№2 – сок (кислый)
№3 – вода (нет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? Посолить, посластить
- Где в жизни вы с этим встречались?
Случайно проливаю воду.
- Ой! Что произошло? Вы пролили воду.
- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.
- Как можно ещё сказать? Разлилась, расплескалась.
- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести. Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований.
- Какое вещество было объектом нашего исследования? Вода
- Какими свойствами она обладает?
Свойства воды
Цвет/прозрачность
+
Запах
-
Вкус
-
Текучесть
+
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
- В начале мы могли это определить? А теперь?
- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.
ПРОЗРАЧНА?
ЗАПАХ?
ТЕКУЧЕСТЬ? Наливаю в стакан.
-Что осталось определить? Вкус.
- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.
Кто желает оценить его вкус? Что это? Вода.
- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.
- Сейчас вы посмотрите видеофильм.
- Подумайте, что ещё нового вы из него узнали?
Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода»)
- Что нового узнали?
- Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.
- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.
- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название – экологические.
- Почему их так называют?
РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)
- Я даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по моему образцу.
- Какой вывод сделаем? К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- Где нам могут пригодиться новые знания?
- Мы выполнили план урока?
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
Зел. – узнал на уроке много;
Жел. – узнал, но не все
Крас. – ничего не узнал.
- За что себя можете похвалить?
- Теперь у меня для вас подарок.
- Какие картины природы вы бы нарисовали на своем рисунке, слушая эти звуки?