Цель: формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое), развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность.
Оборудование: мультимедийный проектор, чайник, стерилизованная банка, карточки со словами(град, облака, туман, снег, роса, дождь, иней, сосулька, испарение, конденсация).
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
На доске зашифровано слово. А что это за слово?
-Писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал такие слова: «Нельзя сказать что ты необходима; ты сама жизнь!»
О чем речь?
в
о
д
а
-О чем мы с вами бедем говорить?
-Сегодня будем говорить о воде, о её удивительных превращениях. (1 слайд)
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
-Что вы уже знаете о воде?
-О каких свойствах воды знаете?
-Как доказать, что вода – растворитель?
-Как можно очистить загрязненную воду?
3.Новая тема.
-Воду называют уникальным веществом. В чем уникальность воды? Вот на этот вопрос мы и должны ответить в конце урока.
-А сейчас отгадайте такие загадки (карточки с отгадками раздаю детям):
1.На дворе переполох, (2 слайд)
Снеба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
2.Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
3.Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман)
4.Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
5.И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
6.Не пешеход, а идет, мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. (Дождь)
7.Вечером родится, ночью живет, утром умирает. (Роса)
8.Растет она вниз голоаою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
-Как назвать это одним словом? (вода)
-Распределите эти явления на три группы.
На досек дети прикрепляют карточки с отгадками.
Град Роса Туман
Снег Дождь Облака
Сосулька
Иней
-Почему так распределили?
(Вода в твердом состоянии, в жидком и газообразном) (3 слайд)
-Проверим в 1 группе: град, снег, сосулька, иней. Это вода в твердом состоянии.
-Во 2 группе: роса, дождь. Это вода в жиком состоянии.
-В 3 группе: туман, облака. Это вода в газообразном состоянии.
-Итак, вода в природе существует в трех состояниях.
-Посмотрите, это вода в каком состоянии? А здесь в каком состоянии? (4 слайд)
-Как же вода из жидкого состояния перешла в твердое? (Понижение температуры. Пресная вода замерзает при температуре -1 градус, соленая - -2 градуса).
-В каком случае вода из твердого состояния переходит в жидкое? (Повышение температуры)
Что мы доказали? Вода может переходить из одного состояния в другое.
-Проведем несложный опыт. Протрем классную доску. Остался мокрый след. Посмотрите, что происходит? (Испарение). Вода жидкая превратилась в газообразное состояние.
-А теперь посмотрите, я нагреваю воду в чайнике. Что происходит с водой? (Кипит при 100 градусах). Испаряется, превращается в пар.
-Вода в чайнике, в каком состоянии? (Жидком)
-Что происходит, когда вода кипит? (Испаряется)
-Вода жидкая превратилась в газообразное состояние.
-Это явление называется испарением.
-Что доказали? Вода может переходить из одного состояния в другое.
-Посмотрите на слайд, давайте определим, в каком состоянии находится вода? (Зима – твердое состояние, лето, осень– жидкое состояние, весна – твердое и жидкое состояние.) (5 слайд)
-Отчего зависит состояние воды? (От температуры.)
- Проведем еще один опыт. (Чайник, стерилизованная банка.)
-В чайнике вода в жидком состоянии. При кипении что происходит? (Вода испаряется, из жидкого состояния переходит в газообразное.)
-Посмотрите, что происходит дальше. Что заметили? Пар превращается в воду. Пар поднимается к стеклу, на нем появляются капельки воды. Вода из газообразного состояния переходит снова в жидкое. (Вода ходит по кругу.) Откуда появились капельки? Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превращается в воду. Это процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.
-А теперь послушаем сказку о приключениях Капельки. (6 слайд)
-Что произошло с Капелькой? Какие превращения?
-В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)
-Как путешествовала Капелька, расскажите. (7 слайд)
-Так происходит круговорот воды в природе.
-Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
-Вода постоянно находится в движении, поэтому наши реки полноводны, в морях и океанах уровень воды не понижается.
4.Обобщение.
-Вода – удивительное существо.
-Теперь нам нужно ответить на вопрос, который был в начале нашего урока.
-В чем же уникальность воды? (Вода может переходить из одного состояния в другое. За счет этого происходит круговорот воды в природе. Вода всегда в движении.)
-Дома попробуйте сочинить свое путешествие Капельки.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесья6
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода. (8 слайд)