kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Вода на Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Гидросфера. Вода на Земле.

                                   6 класс

 

Тип урока:   изучения нового материала

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Цель:   Активизация мыслительной  и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование знаний о Мировом круговороте воды, водах суши, первоначальных знаний о взаимодействии между атмосферой, литосферой и гидросферой.

2. Формирование умений применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

3. Совершенствование обобщенного картографического приёма чтения условных знаков.

Развивающие:

1.Развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

2. Развитие «умений учиться»: использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности.

3. Развитие навыков устной речи, способности чётко формулировать свои мысли.

Воспитательные цели:

1.Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

2.Учить детей слушать и понимать живую речь, что важно для воспитания общей культуры детей.

 

Оборудование: Физическая карта полушарий,  глобус, плакаты

 

Ход урока:

 

 «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»

                                                                                Антуан де Сент-Экзюпери.

 

        Ребята, перед вами слова известного французского писателя Антуане де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

 

 – О какой земной оболочке говорит Антуан де Сент-Экзюпери?

 

. Запишите, пожалуйста, в рабочие тетради число и тему сегодняшнего урока  «Вода на Земле».

 

    – Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?    (Водной оболочке)

.   Сегодня на уроке мы:

Вспомним: о роли воды в жизни Земли и трёх её состояниях; о гидросфере и Мировом круговороте воды.

   Узнаем: о соотношении воды и суши на нашей планете; о составе гидросферы; о водах суши; о явлениях, обеспечивающих  связь гидросферы с другими оболочками Земли.

.    Научимся:  Находить соотношение воды и суши на нашей     планете.

                 Находить связь между литосферой и другими оболочками Земли.

          

Вода  - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для жизни, развития и роста всех живых организмов на Земле.  О роли воды в природе ярко и точно сказал академик Петряков И.В.: «… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода. Тучи, облака туман – это тоже вода…Безгранично разнообразие жизни.  Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды » .

Из космоса наша земля кажется голубой. И это так, потому что её окутывают облака и значительную часть поверхности занимают водные пространства. Если посмотреть на глобус или на карту, то можно сказать , что воды у нас больше, чем суши.      И это действительно так                                                                 

Площадь всех океанов и морей составляет 71% поверхности Земли. На долю суши приходится 29%. Учёные  предлагают даже выделить воду океанов в отдельную земную оболочку - океаносферу. Океанические воды сильно отличаются от вод рек и озёр своими свойствами.

 

Как вы думаете, в чём состоит их главное отличие?

Действительно, главное свойство океанической воды – высокое содержание в ней растворённых солей. В среднем в 1 литре морской воды растворено 35 граммов солей, в то время как в воде рек и озёр их  не более 1-2 граммов в 1 литре.

 Как же распределяется вода на Земле? 

 

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о воде: «…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь» 

 

Каково  же, по-вашему, значение воды? Для чего она нужна людям? Где мы ее используем?

 

Представленные  иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.               

Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты.   Есть несколько гипотез того, откуда на Земле взялась вода. Гипотеза – это научное предположение. Ученые разделились на два лагеря - сторонников космического и сторонников  земного происхождения воды. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – предполагают, что наша планета была  расплавленным огненным шаром.

К уроку ребята  подготовили сообщения о гипотезах появления воды на Земле. Послушаем их.

.  В каких же состояниях находится вода на Земле? (жидком, твёрдом, газообразном)

                  От чео зависит состояние воды? (от температуры)

 Где мы можем в природе наблюдать воду в жидком состоянии?

 А в твёрдом состоянии, где мы можем встретить воду?     

Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд? (0 и ниже 0.)

.  Может ли вода перейти из жидкого состояния в газообразное?
                 А из жидкого в твердое?  Как?                 А из твердого состояния перейти в жидкое?

Как называются процессы перехода воды из одного состояния в другое?
(Вам поможет текст учебника
на странице 69)

Превращение жидкой воды в пар – испарение

Превращение жидкой воды в лёд – замерзание

Слайд 22      Превращение льда в жидкую воду – таяние    

   Превращение пара в жидкую воду – конденсация

 

Запишите последнее определение в тетрадь.

Вспомните, как называется водная оболочка Земли?

Гидросфера – водная оболочка Земли. Она состоит из вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере

Изобразите схему в тетради.

Для того чтобы определить, что входит в состав каждой части,  предлагаю выполнить следующее задание: – нужно разобрать «почту» по адресам. (Приложение «Рабочая тетрадь).

Имеется три почтовых конверта и «письма». Необходимо разложить корреспонденцию по  адресам.

На конвертах написано: «Мировой океан», «Воды суши», «Вода в атмосфере»

«Письма» – это таблички, на которых написаны  названия водных объектов.

«Письма»: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, искусственные водоёмы, капельки воды, кристаллики льда, водяной пар.

(работа с раздаточным материалом)

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Он подразделяется на 4 океана.

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

 Рассмотрите в атласах легенды карт физической карты полушарий. Найдите условные знаки для  обозначения объектов гидросферы. Что у них общего?

Какой из компонентов вод суши не представлен на наших картах? Почему?

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой? 

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь?

Подскажите, как он называется?  (Мировой круговорот воды)

. Запишите в тетрадь определение. Мировой круговорот воды - непрерывный процесс перемещения воды из океана через атмосферу на сушу и с суши в океан.

. Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой

. В чём заключается значение Мирового круговорота воды?
Вам поможет  текст учебника на странице  70.

 

1.Связывает между собой оболочки Земли: литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу. 

2.Объединяет разные части гидросферы. Благодаря тому, что  вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи

3.Обеспечивает поступление воды на сушу.

 

Ребята, скажите Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно наблюдать в нашей местности?

.  Расставьте составляющие Мирового круговорота воды в природе в правильном порядке. (Приложение «Рабочая тетрадь»)

 

. Итак, мы сегодня  повторили уже известный вам материал и узнали много нового. Как вы считаете, выполнили мы поставленные перед собой в начале урока задачи?

А сейчас проверим, как же каждый из вас сумел разобраться с новым материалом.

Проверь себя! (Приложение «Рабочая тетрадь»)

1. Гидросфера состоит из:

   А. Вод суши и Мирового океана

   Б. Вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере

   В. Рек, озёр, болот, морей

2. Основной объём воды на Земле заключён:

   А. В водах Мирового океана

   Б. В ледниках

   В. В пресных подземных водах

3. Большая часть воды на Земле находится в состоянии:

   А. Жидком

   Б. Твёрдом

   В. Газообразном

 4. Превращение водяного пара в жидкую воду называется:

   А. Испарение

   Б. Конденсация

   В. Замерзание

 5. На физических картах в атласе не отражены части вод суши:

    А. Подземные воды

    Б. Болота

    В. Ледники

6. В нашей местности нельзя наблюдать явление Мирового круговорота:

    А. Испарение с поверхности суши

    Б. Испарение с поверхности Океана

    В. Выпадение осадков

7. Мировой круговорот воды начинается:

   А. На суше

   Б. В атмосфере

   В. В Мировом океане

8. Из океана на сушу поступает вода:

   А. Солёная

   Б. Пресная

Если у Вас:

8 правильных ответов - Вы хорошо работали на уроке;

7 или 6 правильных ответов – Вы старались, но ещё не всё у Вас получается;

5 или 4 правильных ответа – пока вы не раскрыли свои способности, будьте внимательнее на уроке;  

менее 4 правильных ответов – Вам придётся самостоятельно проработать материал урока и улучшить результат на следующем уроке.

 

Оценки! (учитывая устные ответы, результаты теста)

Слайд.35   Домашнее задание .п 23 вопросы стр 70 составить сказку «Путешествие Капельки»

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Вода на Земле" »

Конспект урока Гидросфера. Вода на Земле.

6 класс


Тип урока: изучения нового материала

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Цель: Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование знаний о Мировом круговороте воды, водах суши, первоначальных знаний о взаимодействии между атмосферой, литосферой и гидросферой.

2. Формирование умений применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

3. Совершенствование обобщенного картографического приёма чтения условных знаков.

Развивающие:

1.Развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

2. Развитие «умений учиться»: использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности.

3. Развитие навыков устной речи, способности чётко формулировать свои мысли.

Воспитательные цели:

1.Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

2.Учить детей слушать и понимать живую речь, что важно для воспитания общей культуры детей.

Оборудование: Физическая карта полушарий, глобус, плакаты


Ход урока:


«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»

Антуан де Сент-Экзюпери.


Ребята, перед вами слова известного французского писателя Антуане де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.


О какой земной оболочке говорит Антуан де Сент-Экзюпери?


. Запишите, пожалуйста, в рабочие тетради число и тему сегодняшнего урока «Вода на Земле».


Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Водной оболочке)

. Сегодня на уроке мы:

Вспомним: о роли воды в жизни Земли и трёх её состояниях; о гидросфере и Мировом круговороте воды.

Узнаем: о соотношении воды и суши на нашей планете; о составе гидросферы; о водах суши; о явлениях, обеспечивающих связь гидросферы с другими оболочками Земли.

. Научимся: Находить соотношение воды и суши на нашей планете.

Находить связь между литосферой и другими оболочками Земли.

: Вода - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для жизни, развития и роста всех живых организмов на Земле. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик Петряков И.В.: «… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода. Тучи, облака туман – это тоже вода…Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды » .

Из космоса наша земля кажется голубой. И это так, потому что её окутывают облака и значительную часть поверхности занимают водные пространства. Если посмотреть на глобус или на карту, то можно сказать , что воды у нас больше, чем суши. И это действительно так

Площадь всех океанов и морей составляет 71% поверхности Земли. На долю суши приходится 29%. Учёные предлагают даже выделить воду океанов в отдельную земную оболочку - океаносферу. Океанические воды сильно отличаются от вод рек и озёр своими свойствами.


Как вы думаете, в чём состоит их главное отличие?

Действительно, главное свойство океанической воды – высокое содержание в ней растворённых солей. В среднем в 1 литре морской воды растворено 35 граммов солей, в то время как в воде рек и озёр их не более 1-2 граммов в 1 литре.

Как же распределяется вода на Земле?


Антуан де Сент-Экзюпери говорил о воде: «…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»


Каково же, по-вашему, значение воды? Для чего она нужна людям? Где мы ее используем?


Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.

Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда на Земле взялась вода. Гипотеза – это научное предположение. Ученые разделились на два лагеря - сторонников космического и сторонников земного происхождения воды. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – предполагают, что наша планета была расплавленным огненным шаром.

К уроку ребята подготовили сообщения о гипотезах появления воды на Земле. Послушаем их.

. В каких же состояниях находится вода на Земле? (жидком, твёрдом, газообразном)

От чео зависит состояние воды? (от температуры)

Где мы можем в природе наблюдать воду в жидком состоянии?

А в твёрдом состоянии, где мы можем встретить воду?

Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд? (0 и ниже 0.)

. Может ли вода перейти из жидкого состояния в газообразное?
А из жидкого в твердое? Как? А из твердого состояния перейти в жидкое?

Как называются процессы перехода воды из одного состояния в другое?
(Вам поможет текст учебника
на странице 69)

Превращение жидкой воды в пар – испарение

Превращение жидкой воды в лёд замерзание

Слайд 22 Превращение льда в жидкую воду – таяние

Превращение пара в жидкую воду – конденсация



Запишите последнее определение в тетрадь.

Вспомните, как называется водная оболочка Земли?

. Гидросфера – водная оболочка Земли. Она состоит из вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере

Изобразите схему в тетради.

Для того чтобы определить, что входит в состав каждой части, предлагаю выполнить следующее задание: – нужно разобрать «почту» по адресам. (Приложение «Рабочая тетрадь).

Имеется три почтовых конверта и «письма». Необходимо разложить корреспонденцию по адресам.

На конвертах написано: «Мировой океан», «Воды суши», «Вода в атмосфере»

«Письма» – это таблички, на которых написаны названия водных объектов.

«Письма»: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, искусственные водоёмы, капельки воды, кристаллики льда, водяной пар.

(работа с раздаточным материалом)

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Он подразделяется на 4 океана.

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Рассмотрите в атласах легенды карт физической карты полушарий. Найдите условные знаки для обозначения объектов гидросферы. Что у них общего?

Какой из компонентов вод суши не представлен на наших картах? Почему?

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь?

Подскажите, как он называется? (Мировой круговорот воды)

. Запишите в тетрадь определение. Мировой круговорот воды - непрерывный процесс перемещения воды из океана через атмосферу на сушу и с суши в океан.

. Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

. В чём заключается значение Мирового круговорота воды?
Вам поможет текст учебника на странице 70.


1.Связывает между собой оболочки Земли: литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу.

2.Объединяет разные части гидросферы. Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи

3.Обеспечивает поступление воды на сушу.


Ребята, скажите Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно наблюдать в нашей местности?

. Расставьте составляющие Мирового круговорота воды в природе в правильном порядке. (Приложение «Рабочая тетрадь»)


. Итак, мы сегодня повторили уже известный вам материал и узнали много нового. Как вы считаете, выполнили мы поставленные перед собой в начале урока задачи?

А сейчас проверим, как же каждый из вас сумел разобраться с новым материалом.

Проверь себя! (Приложение «Рабочая тетрадь»)

1. Гидросфера состоит из:

А. Вод суши и Мирового океана

Б. Вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере

В. Рек, озёр, болот, морей

2. Основной объём воды на Земле заключён:

А. В водах Мирового океана

Б. В ледниках

В. В пресных подземных водах

3. Большая часть воды на Земле находится в состоянии:

А. Жидком

Б. Твёрдом

В. Газообразном

4. Превращение водяного пара в жидкую воду называется:

А. Испарение

Б. Конденсация

В. Замерзание

5. На физических картах в атласе не отражены части вод суши:

А. Подземные воды

Б. Болота

В. Ледники

6. В нашей местности нельзя наблюдать явление Мирового круговорота:

А. Испарение с поверхности суши

Б. Испарение с поверхности Океана

В. Выпадение осадков

7. Мировой круговорот воды начинается:

А. На суше

Б. В атмосфере

В. В Мировом океане

8. Из океана на сушу поступает вода:

А. Солёная

Б. Пресная

Если у Вас:

8 правильных ответов - Вы хорошо работали на уроке;

7 или 6 правильных ответов – Вы старались, но ещё не всё у Вас получается;

5 или 4 правильных ответа – пока вы не раскрыли свои способности, будьте внимательнее на уроке;

менее 4 правильных ответов – Вам придётся самостоятельно проработать материал урока и улучшить результат на следующем уроке.


Оценки! (учитывая устные ответы, результаты теста)

Слайд.35 Домашнее задание .п 23 вопросы стр 70 составить сказку «Путешествие Капельки»





5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Вода на Земле"

Автор: Афанасьева Вера Леонидовна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока географии Вода на земле "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "159395"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421898633"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока "Берегите воду!!!" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-bierieghitie-vodu-1"
    ["file_id"] => string(6) "247084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446487882"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Берегите воду!" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-bierieghitie-vodu"
    ["file_id"] => string(6) "143084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418445973"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Воздушная оболочка земли". Физика 7 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-vozdushnaia-obolochka-ziemli-fizika-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171771"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423725259"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока  "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-krughovorot-vody-v-prirodie-1"
    ["file_id"] => string(6) "178811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424882287"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства