Конспект урока Гидросфера. Вода на Земле.
6 класс
Тип урока: изучения нового материала
Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ
Цель: Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование знаний о Мировом круговороте воды, водах суши, первоначальных знаний о взаимодействии между атмосферой, литосферой и гидросферой.
2. Формирование умений применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
3. Совершенствование обобщенного картографического приёма чтения условных знаков.
Развивающие:
1.Развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
2. Развитие «умений учиться»: использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности.
3. Развитие навыков устной речи, способности чётко формулировать свои мысли.
Воспитательные цели:
1.Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.
2.Учить детей слушать и понимать живую речь, что важно для воспитания общей культуры детей.
Оборудование: Физическая карта полушарий, глобус, плакаты
Ход урока:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»
Антуан де Сент-Экзюпери.
Ребята, перед вами слова известного французского писателя Антуане де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.
– О какой земной оболочке говорит Антуан де Сент-Экзюпери?
. Запишите, пожалуйста, в рабочие тетради число и тему сегодняшнего урока «Вода на Земле».
– Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Водной оболочке)
. Сегодня на уроке мы:
Вспомним: о роли воды в жизни Земли и трёх её состояниях; о гидросфере и Мировом круговороте воды.
Узнаем: о соотношении воды и суши на нашей планете; о составе гидросферы; о водах суши; о явлениях, обеспечивающих связь гидросферы с другими оболочками Земли.
. Научимся: Находить соотношение воды и суши на нашей планете.
Находить связь между литосферой и другими оболочками Земли.
: Вода - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для жизни, развития и роста всех живых организмов на Земле. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик Петряков И.В.: «… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода. Тучи, облака туман – это тоже вода…Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды » .
Из космоса наша земля кажется голубой. И это так, потому что её окутывают облака и значительную часть поверхности занимают водные пространства. Если посмотреть на глобус или на карту, то можно сказать , что воды у нас больше, чем суши. И это действительно так
Площадь всех океанов и морей составляет 71% поверхности Земли. На долю суши приходится 29%. Учёные предлагают даже выделить воду океанов в отдельную земную оболочку - океаносферу. Океанические воды сильно отличаются от вод рек и озёр своими свойствами.
Как вы думаете, в чём состоит их главное отличие?
Действительно, главное свойство океанической воды – высокое содержание в ней растворённых солей. В среднем в 1 литре морской воды растворено 35 граммов солей, в то время как в воде рек и озёр их не более 1-2 граммов в 1 литре.
Как же распределяется вода на Земле?
Антуан де Сент-Экзюпери говорил о воде: «…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»
Каково же, по-вашему, значение воды? Для чего она нужна людям? Где мы ее используем?
Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.
Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда на Земле взялась вода. Гипотеза – это научное предположение. Ученые разделились на два лагеря - сторонников космического и сторонников земного происхождения воды. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – предполагают, что наша планета была расплавленным огненным шаром.
К уроку ребята подготовили сообщения о гипотезах появления воды на Земле. Послушаем их.
. В каких же состояниях находится вода на Земле? (жидком, твёрдом, газообразном)
От чео зависит состояние воды? (от температуры)
Где мы можем в природе наблюдать воду в жидком состоянии?
А в твёрдом состоянии, где мы можем встретить воду?
Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд? (0 и ниже 0.)
. Может ли вода перейти из жидкого состояния в газообразное?
А из жидкого в твердое? Как? А из твердого состояния перейти в жидкое?
Как называются процессы перехода воды из одного состояния в другое?
(Вам поможет текст учебника
на странице 69)
Превращение жидкой воды в пар – испарение
Превращение жидкой воды в лёд – замерзание
Слайд 22 Превращение льда в жидкую воду – таяние
Превращение пара в жидкую воду – конденсация
Запишите последнее определение в тетрадь.
Вспомните, как называется водная оболочка Земли?
. Гидросфера – водная оболочка Земли. Она состоит из вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере
Изобразите схему в тетради.
Для того чтобы определить, что входит в состав каждой части, предлагаю выполнить следующее задание: – нужно разобрать «почту» по адресам. (Приложение «Рабочая тетрадь).
Имеется три почтовых конверта и «письма». Необходимо разложить корреспонденцию по адресам.
На конвертах написано: «Мировой океан», «Воды суши», «Вода в атмосфере»
«Письма» – это таблички, на которых написаны названия водных объектов.
«Письма»: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, искусственные водоёмы, капельки воды, кристаллики льда, водяной пар.
(работа с раздаточным материалом)
Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Он подразделяется на 4 океана.
Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Рассмотрите в атласах легенды карт физической карты полушарий. Найдите условные знаки для обозначения объектов гидросферы. Что у них общего?
Какой из компонентов вод суши не представлен на наших картах? Почему?
А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.
О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь?
Подскажите, как он называется? (Мировой круговорот воды)
. Запишите в тетрадь определение. Мировой круговорот воды - непрерывный процесс перемещения воды из океана через атмосферу на сушу и с суши в океан.
. Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
. В чём заключается значение Мирового круговорота воды?
Вам поможет текст учебника на странице 70.
1.Связывает между собой оболочки Земли: литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу.
2.Объединяет разные части гидросферы. Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи
3.Обеспечивает поступление воды на сушу.
Ребята, скажите Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно наблюдать в нашей местности?
. Расставьте составляющие Мирового круговорота воды в природе в правильном порядке. (Приложение «Рабочая тетрадь»)
. Итак, мы сегодня повторили уже известный вам материал и узнали много нового. Как вы считаете, выполнили мы поставленные перед собой в начале урока задачи?
А сейчас проверим, как же каждый из вас сумел разобраться с новым материалом.
Проверь себя! (Приложение «Рабочая тетрадь»)
1. Гидросфера состоит из:
А. Вод суши и Мирового океана
Б. Вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере
В. Рек, озёр, болот, морей
2. Основной объём воды на Земле заключён:
А. В водах Мирового океана
Б. В ледниках
В. В пресных подземных водах
3. Большая часть воды на Земле находится в состоянии:
А. Жидком
Б. Твёрдом
В. Газообразном
4. Превращение водяного пара в жидкую воду называется:
А. Испарение
Б. Конденсация
В. Замерзание
5. На физических картах в атласе не отражены части вод суши:
А. Подземные воды
Б. Болота
В. Ледники
6. В нашей местности нельзя наблюдать явление Мирового круговорота:
А. Испарение с поверхности суши
Б. Испарение с поверхности Океана
В. Выпадение осадков
7. Мировой круговорот воды начинается:
А. На суше
Б. В атмосфере
В. В Мировом океане
8. Из океана на сушу поступает вода:
А. Солёная
Б. Пресная
Если у Вас:
8 правильных ответов - Вы хорошо работали на уроке;
7 или 6 правильных ответов – Вы старались, но ещё не всё у Вас получается;
5 или 4 правильных ответа – пока вы не раскрыли свои способности, будьте внимательнее на уроке;
менее 4 правильных ответов – Вам придётся самостоятельно проработать материал урока и улучшить результат на следующем уроке.
Оценки! (учитывая устные ответы, результаты теста)
Слайд.35 Домашнее задание .п 23 вопросы стр 70 составить сказку «Путешествие Капельки»