kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Вода на Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Гидросфера. Вода на Земле.

                                   6 класс

 

Тип урока:   изучения нового материала

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Цель:   Активизация мыслительной  и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование знаний о Мировом круговороте воды, водах суши, первоначальных знаний о взаимодействии между атмосферой, литосферой и гидросферой.

2. Формирование умений применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

3. Совершенствование обобщенного картографического приёма чтения условных знаков.

Развивающие:

1.Развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

2. Развитие «умений учиться»: использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности.

3. Развитие навыков устной речи, способности чётко формулировать свои мысли.

Воспитательные цели:

1.Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

2.Учить детей слушать и понимать живую речь, что важно для воспитания общей культуры детей.

 

Оборудование: Физическая карта полушарий,  глобус, плакаты

 

Ход урока:

 

 «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»

                                                                                Антуан де Сент-Экзюпери.

 

        Ребята, перед вами слова известного французского писателя Антуане де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

 

 – О какой земной оболочке говорит Антуан де Сент-Экзюпери?

 

. Запишите, пожалуйста, в рабочие тетради число и тему сегодняшнего урока  «Вода на Земле».

 

    – Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?    (Водной оболочке)

.   Сегодня на уроке мы:

Вспомним: о роли воды в жизни Земли и трёх её состояниях; о гидросфере и Мировом круговороте воды.

   Узнаем: о соотношении воды и суши на нашей планете; о составе гидросферы; о водах суши; о явлениях, обеспечивающих  связь гидросферы с другими оболочками Земли.

.    Научимся:  Находить соотношение воды и суши на нашей     планете.

                 Находить связь между литосферой и другими оболочками Земли.

          

Вода  - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для жизни, развития и роста всех живых организмов на Земле.  О роли воды в природе ярко и точно сказал академик Петряков И.В.: «… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода. Тучи, облака туман – это тоже вода…Безгранично разнообразие жизни.  Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды » .

Из космоса наша земля кажется голубой. И это так, потому что её окутывают облака и значительную часть поверхности занимают водные пространства. Если посмотреть на глобус или на карту, то можно сказать , что воды у нас больше, чем суши.      И это действительно так                                                                 

Площадь всех океанов и морей составляет 71% поверхности Земли. На долю суши приходится 29%. Учёные  предлагают даже выделить воду океанов в отдельную земную оболочку - океаносферу. Океанические воды сильно отличаются от вод рек и озёр своими свойствами.

 

Как вы думаете, в чём состоит их главное отличие?

Действительно, главное свойство океанической воды – высокое содержание в ней растворённых солей. В среднем в 1 литре морской воды растворено 35 граммов солей, в то время как в воде рек и озёр их  не более 1-2 граммов в 1 литре.

 Как же распределяется вода на Земле? 

 

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о воде: «…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь» 

 

Каково  же, по-вашему, значение воды? Для чего она нужна людям? Где мы ее используем?

 

Представленные  иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.               

Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты.   Есть несколько гипотез того, откуда на Земле взялась вода. Гипотеза – это научное предположение. Ученые разделились на два лагеря - сторонников космического и сторонников  земного происхождения воды. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – предполагают, что наша планета была  расплавленным огненным шаром.

К уроку ребята  подготовили сообщения о гипотезах появления воды на Земле. Послушаем их.

.  В каких же состояниях находится вода на Земле? (жидком, твёрдом, газообразном)

                  От чео зависит состояние воды? (от температуры)

 Где мы можем в природе наблюдать воду в жидком состоянии?

 А в твёрдом состоянии, где мы можем встретить воду?     

Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд? (0 и ниже 0.)

.  Может ли вода перейти из жидкого состояния в газообразное?
                 А из жидкого в твердое?  Как?                 А из твердого состояния перейти в жидкое?

Как называются процессы перехода воды из одного состояния в другое?
(Вам поможет текст учебника
на странице 69)

Превращение жидкой воды в пар – испарение

Превращение жидкой воды в лёд – замерзание

Слайд 22      Превращение льда в жидкую воду – таяние    

   Превращение пара в жидкую воду – конденсация

 

Запишите последнее определение в тетрадь.

Вспомните, как называется водная оболочка Земли?

Гидросфера – водная оболочка Земли. Она состоит из вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере

Изобразите схему в тетради.

Для того чтобы определить, что входит в состав каждой части,  предлагаю выполнить следующее задание: – нужно разобрать «почту» по адресам. (Приложение «Рабочая тетрадь).

Имеется три почтовых конверта и «письма». Необходимо разложить корреспонденцию по  адресам.

На конвертах написано: «Мировой океан», «Воды суши», «Вода в атмосфере»

«Письма» – это таблички, на которых написаны  названия водных объектов.

«Письма»: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, искусственные водоёмы, капельки воды, кристаллики льда, водяной пар.

(работа с раздаточным материалом)

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Он подразделяется на 4 океана.

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

 Рассмотрите в атласах легенды карт физической карты полушарий. Найдите условные знаки для  обозначения объектов гидросферы. Что у них общего?

Какой из компонентов вод суши не представлен на наших картах? Почему?

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой? 

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь?

Подскажите, как он называется?  (Мировой круговорот воды)

. Запишите в тетрадь определение. Мировой круговорот воды - непрерывный процесс перемещения воды из океана через атмосферу на сушу и с суши в океан.

. Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой

. В чём заключается значение Мирового круговорота воды?
Вам поможет  текст учебника на странице  70.

 

1.Связывает между собой оболочки Земли: литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу. 

2.Объединяет разные части гидросферы. Благодаря тому, что  вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи

3.Обеспечивает поступление воды на сушу.

 

Ребята, скажите Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно наблюдать в нашей местности?

.  Расставьте составляющие Мирового круговорота воды в природе в правильном порядке. (Приложение «Рабочая тетрадь»)

 

. Итак, мы сегодня  повторили уже известный вам материал и узнали много нового. Как вы считаете, выполнили мы поставленные перед собой в начале урока задачи?

А сейчас проверим, как же каждый из вас сумел разобраться с новым материалом.

Проверь себя! (Приложение «Рабочая тетрадь»)

1. Гидросфера состоит из:

   А. Вод суши и Мирового океана

   Б. Вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере

   В. Рек, озёр, болот, морей

2. Основной объём воды на Земле заключён:

   А. В водах Мирового океана

   Б. В ледниках

   В. В пресных подземных водах

3. Большая часть воды на Земле находится в состоянии:

   А. Жидком

   Б. Твёрдом

   В. Газообразном

 4. Превращение водяного пара в жидкую воду называется:

   А. Испарение

   Б. Конденсация

   В. Замерзание

 5. На физических картах в атласе не отражены части вод суши:

    А. Подземные воды

    Б. Болота

    В. Ледники

6. В нашей местности нельзя наблюдать явление Мирового круговорота:

    А. Испарение с поверхности суши

    Б. Испарение с поверхности Океана

    В. Выпадение осадков

7. Мировой круговорот воды начинается:

   А. На суше

   Б. В атмосфере

   В. В Мировом океане

8. Из океана на сушу поступает вода:

   А. Солёная

   Б. Пресная

Если у Вас:

8 правильных ответов - Вы хорошо работали на уроке;

7 или 6 правильных ответов – Вы старались, но ещё не всё у Вас получается;

5 или 4 правильных ответа – пока вы не раскрыли свои способности, будьте внимательнее на уроке;  

менее 4 правильных ответов – Вам придётся самостоятельно проработать материал урока и улучшить результат на следующем уроке.

 

Оценки! (учитывая устные ответы, результаты теста)

Слайд.35   Домашнее задание .п 23 вопросы стр 70 составить сказку «Путешествие Капельки»

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Вода на Земле" »

Конспект урока Гидросфера. Вода на Земле.

6 класс


Тип урока: изучения нового материала

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Цель: Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование знаний о Мировом круговороте воды, водах суши, первоначальных знаний о взаимодействии между атмосферой, литосферой и гидросферой.

2. Формирование умений применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

3. Совершенствование обобщенного картографического приёма чтения условных знаков.

Развивающие:

1.Развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

2. Развитие «умений учиться»: использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности.

3. Развитие навыков устной речи, способности чётко формулировать свои мысли.

Воспитательные цели:

1.Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

2.Учить детей слушать и понимать живую речь, что важно для воспитания общей культуры детей.

Оборудование: Физическая карта полушарий, глобус, плакаты


Ход урока:


«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»

Антуан де Сент-Экзюпери.


Ребята, перед вами слова известного французского писателя Антуане де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.


О какой земной оболочке говорит Антуан де Сент-Экзюпери?


. Запишите, пожалуйста, в рабочие тетради число и тему сегодняшнего урока «Вода на Земле».


Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Водной оболочке)

. Сегодня на уроке мы:

Вспомним: о роли воды в жизни Земли и трёх её состояниях; о гидросфере и Мировом круговороте воды.

Узнаем: о соотношении воды и суши на нашей планете; о составе гидросферы; о водах суши; о явлениях, обеспечивающих связь гидросферы с другими оболочками Земли.

. Научимся: Находить соотношение воды и суши на нашей планете.

Находить связь между литосферой и другими оболочками Земли.

: Вода - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для жизни, развития и роста всех живых организмов на Земле. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик Петряков И.В.: «… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода. Тучи, облака туман – это тоже вода…Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды » .

Из космоса наша земля кажется голубой. И это так, потому что её окутывают облака и значительную часть поверхности занимают водные пространства. Если посмотреть на глобус или на карту, то можно сказать , что воды у нас больше, чем суши. И это действительно так

Площадь всех океанов и морей составляет 71% поверхности Земли. На долю суши приходится 29%. Учёные предлагают даже выделить воду океанов в отдельную земную оболочку - океаносферу. Океанические воды сильно отличаются от вод рек и озёр своими свойствами.


Как вы думаете, в чём состоит их главное отличие?

Действительно, главное свойство океанической воды – высокое содержание в ней растворённых солей. В среднем в 1 литре морской воды растворено 35 граммов солей, в то время как в воде рек и озёр их не более 1-2 граммов в 1 литре.

Как же распределяется вода на Земле?


Антуан де Сент-Экзюпери говорил о воде: «…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»


Каково же, по-вашему, значение воды? Для чего она нужна людям? Где мы ее используем?


Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.

Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда на Земле взялась вода. Гипотеза – это научное предположение. Ученые разделились на два лагеря - сторонников космического и сторонников земного происхождения воды. Первые считают, что Земля вначале была большим холодным твердым метеоритом, вторые – предполагают, что наша планета была расплавленным огненным шаром.

К уроку ребята подготовили сообщения о гипотезах появления воды на Земле. Послушаем их.

. В каких же состояниях находится вода на Земле? (жидком, твёрдом, газообразном)

От чео зависит состояние воды? (от температуры)

Где мы можем в природе наблюдать воду в жидком состоянии?

А в твёрдом состоянии, где мы можем встретить воду?

Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд? (0 и ниже 0.)

. Может ли вода перейти из жидкого состояния в газообразное?
А из жидкого в твердое? Как? А из твердого состояния перейти в жидкое?

Как называются процессы перехода воды из одного состояния в другое?
(Вам поможет текст учебника
на странице 69)

Превращение жидкой воды в пар – испарение

Превращение жидкой воды в лёд замерзание

Слайд 22 Превращение льда в жидкую воду – таяние

Превращение пара в жидкую воду – конденсация



Запишите последнее определение в тетрадь.

Вспомните, как называется водная оболочка Земли?

. Гидросфера – водная оболочка Земли. Она состоит из вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере

Изобразите схему в тетради.

Для того чтобы определить, что входит в состав каждой части, предлагаю выполнить следующее задание: – нужно разобрать «почту» по адресам. (Приложение «Рабочая тетрадь).

Имеется три почтовых конверта и «письма». Необходимо разложить корреспонденцию по адресам.

На конвертах написано: «Мировой океан», «Воды суши», «Вода в атмосфере»

«Письма» – это таблички, на которых написаны названия водных объектов.

«Письма»: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, искусственные водоёмы, капельки воды, кристаллики льда, водяной пар.

(работа с раздаточным материалом)

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Он подразделяется на 4 океана.

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Рассмотрите в атласах легенды карт физической карты полушарий. Найдите условные знаки для обозначения объектов гидросферы. Что у них общего?

Какой из компонентов вод суши не представлен на наших картах? Почему?

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь?

Подскажите, как он называется? (Мировой круговорот воды)

. Запишите в тетрадь определение. Мировой круговорот воды - непрерывный процесс перемещения воды из океана через атмосферу на сушу и с суши в океан.

. Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

. В чём заключается значение Мирового круговорота воды?
Вам поможет текст учебника на странице 70.


1.Связывает между собой оболочки Земли: литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу.

2.Объединяет разные части гидросферы. Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи

3.Обеспечивает поступление воды на сушу.


Ребята, скажите Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно наблюдать в нашей местности?

. Расставьте составляющие Мирового круговорота воды в природе в правильном порядке. (Приложение «Рабочая тетрадь»)


. Итак, мы сегодня повторили уже известный вам материал и узнали много нового. Как вы считаете, выполнили мы поставленные перед собой в начале урока задачи?

А сейчас проверим, как же каждый из вас сумел разобраться с новым материалом.

Проверь себя! (Приложение «Рабочая тетрадь»)

1. Гидросфера состоит из:

А. Вод суши и Мирового океана

Б. Вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере

В. Рек, озёр, болот, морей

2. Основной объём воды на Земле заключён:

А. В водах Мирового океана

Б. В ледниках

В. В пресных подземных водах

3. Большая часть воды на Земле находится в состоянии:

А. Жидком

Б. Твёрдом

В. Газообразном

4. Превращение водяного пара в жидкую воду называется:

А. Испарение

Б. Конденсация

В. Замерзание

5. На физических картах в атласе не отражены части вод суши:

А. Подземные воды

Б. Болота

В. Ледники

6. В нашей местности нельзя наблюдать явление Мирового круговорота:

А. Испарение с поверхности суши

Б. Испарение с поверхности Океана

В. Выпадение осадков

7. Мировой круговорот воды начинается:

А. На суше

Б. В атмосфере

В. В Мировом океане

8. Из океана на сушу поступает вода:

А. Солёная

Б. Пресная

Если у Вас:

8 правильных ответов - Вы хорошо работали на уроке;

7 или 6 правильных ответов – Вы старались, но ещё не всё у Вас получается;

5 или 4 правильных ответа – пока вы не раскрыли свои способности, будьте внимательнее на уроке;

менее 4 правильных ответов – Вам придётся самостоятельно проработать материал урока и улучшить результат на следующем уроке.


Оценки! (учитывая устные ответы, результаты теста)

Слайд.35 Домашнее задание .п 23 вопросы стр 70 составить сказку «Путешествие Капельки»





5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Вода на Земле"

Автор: Афанасьева Вера Леонидовна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Берегите воду!" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-bierieghitie-vodu"
    ["file_id"] => string(6) "143084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418445973"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока географии Вода на земле "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "159395"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421898633"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока "Берегите воду!!!" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-bierieghitie-vodu-1"
    ["file_id"] => string(6) "247084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446487882"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Воздушная оболочка земли". Физика 7 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-vozdushnaia-obolochka-ziemli-fizika-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171771"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423725259"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока  "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-krughovorot-vody-v-prirodie-1"
    ["file_id"] => string(6) "178811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424882287"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства