Цель урока: Создание условий для формирования представления об озерах как объектах гидросферы, их разнообразии и значении.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – объяснять понятие «озера», приводить примеры использования озер в жизни человека, устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер, показывать крупнейшие озера на карте.
метапредметные – умение работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, применять ИКТ, создавая презентации.
личностные – проявление учебно-познавательного интереса к озерам, как объектам природы, способствующих сохранению здоровья человека.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Формы работы учащихся – индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник стр. 103-104, физическая карта мира, физическая карта России, видеофильм «Баскунчак», заготовка для рефлексии «Лесенка успеха»
Структура и ход урока
Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока.
Создание мотивационной установки ( 2 мин)
Учитель. Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мне хотелось бы совершить с Вами путешествие в удивительный и необыкновенный мир объектов гидросферы, которые изучает наука лимнология. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. На их берегах люди строили свои жилища, в их водах добывали себе пищу. С ними связаны многие исторические события. На их берегах нередко происходили ожесточенные сражения и битвы и, подчас, решалась судьба целых народов. Много легенд, сказаний, былин, преданий сложено об этих объектах. Чтобы угадать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная,
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки,
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
Учитель. Наука, которая изучает озера, называется лимнология или озероведение.
Этап 2. Формулирование темы и цели урока (5мин)
– Как Вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?
– Что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Зачем нам в жизни нужны знания об озерах?
– Как можно охранять и сохранять воды озер от загрязнения?
Ученики могут сами сказать о значении озер:
1. Обеспечение населения и отраслей хозяйства пресной водой;
2. Озера – транспортные пути;
3. Эстетическое наслаждение, для отдыха;
4. Рыболовство
Составим план действий.
– Какие водоёмы мы изучили?
– Какие особенности характерны для изученных водоёмов?
– Что такое озеро?
Работа в парах:
– Чем отличается озеро от реки?
– Чем озеро отличается от моря?
Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала (25 мин)
1.Используя фотографию на слайде, постарайтесь ответить на вопросы:
1. Что такое озеро?
2. Что такое котловина?
3. Используя схему, сформулируйте условия образования озер.
Образование озер
атмосферные котловина
осадки
– Такие озёра, как Мёртвое, Аральское, Каспийское, названы морями.
Работа в группах: Проанализируйте представленную информацию
– Почему эти озёра называют морями?
1 группа: Мертвое море
2 группа: Аральское море
3 группа: Каспийское море
Формулирование самими учащимися общего вывода.
2. – Работаем с физической картой.
– Приведите примеры и покажите на карте озёра: а) крупные;
– Показ каких озер на карте вызвал затруднение? Почему?
Учитель. Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет. Почему? ( Голубые – пресные озера, сиреневые – соленые)
– Как еще называются пресные озера? (сточные)
– А соленые? (бессточные)
Работа с атласами и стенными картами «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Ребята по картам определяют сточные и бессточные озера.
Байкал
Ладожское СТОЧНЫЕ, из них вытекают реки
Онежское
Каспийское
Балхаш БЕССТОЧНЫЕ, из них реки не вытекают
Чад
Баскунчак
3. – Какие причины влияют на уровень воды в реках? Изменяется ли уровень воды в озёрах? Какие причины влияют на этот процесс?
4. – Что такое речная система? Могут ли озёра образовывать систему?
5. – Что со временем происходит с озером? Каковы причины превращения озера в болото?
6. – Используя текст на с. 103-104, продолжим сравнение. Заполните схему полностью.
Классификация озер
Озера
по сточности по солености по происхождению
? ? ?
– Каких сведений не хватает в тексте учебника для заполнения таблицы?
(классификации озер по происхождению)
Учителем приводятся примеры различных по происхождению озер.
– Можем ли мы сейчас заполнить схему до конца? – Да
7. Охрана озер от загрязнения
Тестовые задачи: выбрать вариант ответа и аргументировать его.
а) Что вы сделаете с остающимся после себя мусором, покидая временную стоянку на берегу озера?
выбросите его в озеро;
оставите на берегу;
поступите как-то иначе.
б) Если вам представится возможность построить дом на берегу озера, покрытым лесом, что вы сделаете:
вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
выберите поляну, находящуюся на расстоянии 300 метров от воды и без широкого вида на озеро.
в) На какой лодке вы предпочтете кататься на озере: моторной или весельной
Почему?
Вывод о необходимости охраны озер.
Актуальный проблемный вопрос для обсуждения.
Ребята, как Вы думаете, почему в 2013 году Президент России принял решение о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината?
8.Индивидуальная работа:
Описание любого озера по плану:
Название.
На каком материке находится и в какой его части?
Сточное или бессточное
Соленое или пресное.
Как использует человек?
9. Физкультминутка(1мин)
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. (4 мин)
1. Работа в группах. Задание на карточках. Выбери правильное суждение. Измени неправильное суждение на правильное.
– Озеро, это водный поток, текущий в выработанном им углублении.
– Самое большое на Земле озеро – Каспийское.
– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными руслами.
– Озера, из которых вытекают реки, называются сточными.
– Сточные озера всегда соленые.
– Озеро Баскунчак – это бессточное озеро.
– Самое глубокое на Земле озеро – Ладожское.
– Котловина озера Байкал образовалась в результате деятельности ледника.
– Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов.
– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами.
– Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.
– Мертвое море находится в Африке.
– Сточные озера всегда пресные.
– Каспийское море – пресное озеро.
– Озеро Баскунчак богато поваренной солью.
– Из озера Байкал не вытекает ни одна река.
– Ладожское озеро – сточное
– Озеро Чад находится в Южной Америке.
2. Индивидуальноезадание. Хорошо подумай и приведи примеры, где знания об озерах особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (5 мин)
1. Сегодня на уроке: я узнал…
я научился…
я не понял…
2. Самооценка работы учащихся на уроке по методике «Лесенка успеха»:
Учащимся предлагается лесенка из десяти ступеней – лесенка успеха. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа – необходимый опыт ребёнка по самооценке, которая впоследствии формируется и совершенствуется на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.
Этап 6. Домашнее задание. (3 мин)
1. §18, стр. 103–104
2.. Подумай, как могут пригодиться знания об озерах в обыденной жизни. Свой ответ аргументируй. – Базовый уровень 3. Составь кроссворд «Озера» – Повышенный уровень.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Озера" 5 класс »
План конспекта урока.
Тема: Гидросфера
Ф.И.О. педагога – Горемыкина Марина Владимировна
Место работы: МБОУ г.Астрахани «СОШ №33 им. Н.А.Мордовиной»
Должность – учитель географии
Предмет – география
Класс – 5
Тема и номер урока в теме – Тема: Озера. Урок № 5
Базовый учебник – Летягин А.А. «География. Начальный курс: 5 класс», М., «Вентана-Граф», 2012 г.
Цель урока: Создание условий для формирования представления об озерах как объектах гидросферы, их разнообразии и значении.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – объяснять понятие «озера», приводить примеры использования озер в жизни человека, устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер, показывать крупнейшие озера на карте.
метапредметные – умение работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, применять ИКТ, создавая презентации.
личностные – проявление учебно-познавательного интереса к озерам, как объектам природы, способствующих сохранению здоровья человека.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Формы работы учащихся – индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник стр. 103-104, физическая карта мира, физическая карта России, видеофильм «Баскунчак», заготовка для рефлексии «Лесенка успеха», презентация «Озера».
Структура и ход урока
Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока.
Создание мотивационной установки ( 2 мин)
Учитель. Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мне хотелось бы совершить с Вами путешествие в удивительный и необыкновенный мир объектов гидросферы, которые изучает наука лимнология. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. На их берегах люди строили свои жилища, в их водах добывали себе пищу. С ними связаны многие исторические события. На их берегах нередко происходили ожесточенные сражения и битвы и, подчас, решалась судьба целых народов. Много легенд, сказаний, былин, преданий сложено об этих объектах. Чтобы угадать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная, Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки, Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц, и звёзды – В нём всё отражается… Как это зеркало называется?
Учащиеся: Озеро.
Учитель. Наука, которая изучает озера, называется лимнология или озероведение.
Этап 2. Формулирование темы и цели урока (5мин)
– Как Вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?
– Что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Зачем нам в жизни нужны знания об озерах?
– Как можно охранять и сохранять воды озер от загрязнения?
Ученики могут сами сказать о значении озер:
1. Обеспечение населения и отраслей хозяйства пресной водой;
2. Озера – транспортные пути;
3. Эстетическое наслаждение, для отдыха;
4. Рыболовство
Составим план действий.
– Какие водоёмы мы изучили?
– Какие особенности характерны для изученных водоёмов?
– Что такое озеро?
Работа в парах:
– Чем отличается озеро от реки?
– Чем озеро отличается от моря?
Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала (25 мин)
1.Используя фотографию на слайде, постарайтесь ответить на вопросы:
1. Что такое озеро?
2. Что такое котловина?
3. Используя схему, сформулируйте условия образования озер.
Образование озер
атмосферные котловина
осадки
– Такие озёра, как Мёртвое, Аральское, Каспийское, названы морями.
Работа в группах: Проанализируйте представленную информацию
– Почему эти озёра называют морями?
1 группа: Мертвое море
2 группа: Аральское море
3 группа: Каспийское море
Формулирование самими учащимися общего вывода.
2. – Работаем с физической картой.
– Приведите примеры и покажите на карте озёра: а) крупные;
– Показ каких озер на карте вызвал затруднение? Почему?
Учитель. Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет. Почему? ( Голубые – пресные озера, сиреневые – соленые)
– Как еще называются пресные озера? (сточные)
– А соленые? (бессточные)
Работа с атласами и стенными картами «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Ребята по картам определяют сточные и бессточные озера. Байкал Ладожское СТОЧНЫЕ, из них вытекают реки Онежское
Каспийское Балхаш БЕССТОЧНЫЕ, из них реки не вытекают Чад Баскунчак
3. – Какие причины влияют на уровень воды в реках? Изменяется ли уровень воды в озёрах? Какие причины влияют на этот процесс?
4. – Что такое речная система? Могут ли озёра образовывать систему?
5. – Что со временем происходит с озером? Каковы причины превращения озера в болото?
6. – Используя текст на с. 103-104, продолжим сравнение. Заполните схему полностью.
Классификация озер
Озера
по сточностипо соленостипо происхождению
? ? ?
– Каких сведений не хватает в тексте учебника для заполнения таблицы?
(классификации озер по происхождению)
Учителем приводятся примеры различных по происхождению озер.
– Можем ли мы сейчас заполнить схему до конца? – Да
7. Показ видеофрагмента «Баскунчак» из серии «География Астраханской области»
Индивидуальные вопросы на карточках.
По какому озеру можно пройти пешком? Почему?
Почем озеро Баскунчак носит титул «всероссийской солонки»?
Около какой горы находится озеро Баскунчак?
Около какого озера Астраханской области находится грязелечебный курорт?
Какое происхождение имеет Лебединое озеро в Астрахани?
Как добывали поваренную соль раньше и как добывают сейчас?
8. Охрана озер от загрязнения
Тестовые задачи: выбрать вариант ответа и аргументировать его.
а) Что вы сделаете с остающимся после себя мусором, покидая временную стоянку на берегу озера?
выбросите его в озеро;
оставите на берегу;
поступите как-то иначе.
б) Если вам представится возможность построить дом на берегу озера, покрытым лесом, что вы сделаете:
вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
выберите поляну, находящуюся на расстоянии 300 метров от воды и без широкого вида на озеро.
в) На какой лодке вы предпочтете кататься на озере: моторной или весельной
Почему?
Вывод о необходимости охраны озер.
Актуальный проблемный вопрос для обсуждения.
Ребята,как Вы думаете, почему в 2013 году Президент России принял решение о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината?
8.Индивидуальная работа:
Описание любого озера по плану:
Название.
На каком материке находится и в какой его части?
Сточное или бессточное
Соленое или пресное.
Как использует человек?
9. Физкультминутка(1мин)
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. (4 мин)
1. Работа в группах. Задание на карточках. Выбери правильное суждение. Измени неправильное суждение на правильное.
1 группа
2 группа
– Озеро, это водный поток, текущий в выработанном им углублении.
– Самое большое на Земле озеро – Каспийское.
– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными руслами.
– Озера, из которых вытекают реки, называются сточными.
– Сточные озера всегда соленые.
– Озеро Баскунчак – это бессточное озеро.
– Самое глубокое на Земле озеро – Ладожское.
– Котловина озера Байкал образовалась в результате деятельности ледника.
– Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов.
– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами.
– Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.
– Мертвое море находится в Африке.
– Сточные озера всегда пресные.
– Каспийское море – пресное озеро.
– Озеро Баскунчак богато поваренной солью.
– Из озера Байкал не вытекает ни одна река.
– Ладожское озеро – сточное
– Озеро Чад находится в Южной Америке.
2. Индивидуальноезадание. Хорошо подумай и приведи примеры, где знания об озерах особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (5 мин)
1. Сегодня на уроке: я узнал…
я научился…
я не понял…
2.Самооценка работы учащихся на уроке по методике «Лесенка успеха»: Учащимся предлагается лесенка из десяти ступеней – лесенка успеха. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа – необходимый опыт ребёнка по самооценке, которая впоследствии формируется и совершенствуется на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.
Этап 6. Домашнее задание. (3 мин)
1. §18, стр. 103–104
2.. Подумай, как могут пригодиться знания об озерах в обыденной жизни. Свой ответ аргументируй. – Базовый уровень 3. Составь кроссворд «Озера» – Повышенный уровень.
Вариант 2 зад 3. в домашнем задании – Повышенный уровень.
1. Самое большое озеро планеты.
2. И столица России, и название реки.
3. Река, вытекающая из Онежского озера.
4. Самое крупное озеро в Европе.
5. Это море тёплое, никогда не замерзает. Летом много людей отдыхают на его побережье.
6. Одна из крупнейших рек в России носит имя девочки.
7. На этой реке расположен наш город.
8. Это море Атлантического океана. Оно глубоко вдаётся в сушу.
9. Второе по величине озеро в Европе.
10. Одна из крупнейших рек в России на востоке страны.
11. Самое глубокое озеро в мире.
12. Одна из крупнейших рек в Сибири.
13. На этой реке построен город Санкт-Петербург.
Кроссворд на карточках можно предложить в виде домашнего задания. Географические объекты надо не только вписать в кроссворд, но и уметь показывать их на карте.