Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.
Тема: Как зимой помочь птицам?
Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинке и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.
Оборудование: образец кормушки, таблицы «Зимующие птицы», ободки с изображением птиц для сценки, пакеты из- под молока для каждого ученика, ножницы, верёвка, карандаш, линейка, цветные карандаши.
Предварительная подготовка: сценка.
Ход урока
- Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
- Актуализация знаний.
- На прошлом занятии мы узнали с вами как живут животные. Перед вами тесты на стр. 28 вы сейчас будете в них работать. Ответите на вопросы. А в проверочной тетради у вас на стр. 42 есть задания, их вы тоже выполните.
- Докажите, что животные – живые существа. (они рождаются, растут, приносят потомство, умирают.)
- Что необходимо животным для жизни? (солнце, воздух, вода, пища.)
- А сейчас послушайте запись внимательно и догадайтесь о ком сегодня на уроке пойдет речь? (о птицах, можно перечислить).
- Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки Муравьишки.
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По полям шныряет, крохи собирает.
(воробей)
Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:
Не боится он простуды-с первым снегом тут как тут!
(снегирь)
-Где вы видели этих птиц?
- Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам?
- А можем ли мы им помочь и как?
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку – в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
Презентация «Покормите птиц зимой»
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)
- Прочитайте тему урока на стр. 74, учебника. (Как зимой помочь птицам?)
- Прочитайте какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4.Работа по теме урока
а) Беседа, работа по учебнику
- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях.
- Рассмотрите птиц на рисунке на стр.74. Прочитайте их названия.
Найдите отличительные признаки каждой птицы.
Свиристель – птица с хохолком на голове.
Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют – красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.
Красный фрак на птичке этой, И зимой она приметна,
Как рябина на снегу. Я ей кормом помогу.
Воробей – маленькая серенькая птичка.
Синица имеет желтую грудку.
Поползень – птица-акробат, лазает по деревьям.
- Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это.
Здесь и гам, и птичье пенье, здесь есть даже угощенье :
Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, что это?
(кормушка)
(Учитель показывает кормушку).
- Вот какую кормушку принес Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.
(Учащиеся рассматривают нижний рисунок на стр. 74 и обсуждают разные виды кормушек.)
б) Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 52)
- Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.
№ 2 (с. 52)
- Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?
- выполните задание.
5. Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
6. Продолжение работы по теме урока
а) Практическая работа
- Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти птиц выживают две.
- Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц).
- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают?
- Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.
(Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради (стр. 53, № 3). Затем учитель организует выставку кормушек.)
Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц? - Выполните задание.
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний –
Путешественник – скворец… Вот и зимушке конец.
б) Сценка
(Учащиеся выходят к доске в ободках с птицами.)
- Вот какой разговор подслушал наш Муравьишка.
Сорока. Тра- та- та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Ворон. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
- Какой же корм им нужен? (ответы).
(Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит.)
Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползня, воробьёв.
Просо и пшено любят щеглы, воробьи, свиристели.
Арбузные и дынные семечки – корм, для синиц, поползней, дятлов.
Снегири и свиристели охотно поедают семена клёна, ягоды калины и рябины.
А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.
б) Беседа, работа по учебнику
- Чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц. Вы дома прочитаете текст на стр. 75.
- А теперь рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды-рябинники.)
- Послушайте историю по этому рисунку.
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха – тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды-рябинники. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из- под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить.
Прикормите птиц зимой, чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна.
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
7. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (стр. 75, в рамке).)
-Оцените свои достижения на уроке. «Светофор»
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор).
7. Подведение итогов урока
-Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.
(Учитель показывает таблицу «Зимующие птицы», предварительно закрыв названия птиц.)
- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать для них корм?
- Так кто же такие птицы ?
Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Д/з стр. 74-75 учебник, стр. 54 № 4 Рабочая тетрадь.