1.Организационный момент. Психологический настрой. | Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня …. Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться Работаем старательно, Слушаем внимательно. Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтобы вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни. - Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок? -Если у вас настроение хорошее, веселое, то вы показываете солнышко. А если оно у вас грустное, то тучку. | Внимательно слушают Показывают солнышки и тучки | Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы; - повышать уровень мотивации учебной деятельности |
2.Актуализация знаний. Введение в тему. | Давайте мысленно перенесемся мы в зимний волшебный лес. - Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой - Закройте глаза.(звучит запись голосов птиц) Что вы услышали сейчас? - В какое время года можно услышать голоса птиц? - А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? - Почему? - Когда поют птицы? Зимой птицам не до песен. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. - Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождем, и в холода На ветках сидя спят. - Ребята, догадайтесь, кому же будет посвящен наш урок? - Да. Сегодня мы будем говорить о птицах: о том ,как помочь им пережить трудное зимнее время. -Я вам расскажу сказку. Однажды собрались 4 волшебника – художника: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. Собрались и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали они друг за другом разрисовывать землю, луга, поля, леса. Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд, Белым ровным слоем покрыл снег землю. Ночью идёт снежок. А утром на снегу можно увидеть много таинственных значков, точек, чёрточек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители. С - Что это? Слайд - А следы всех ли птиц можно увидеть на лесной поляне? -Почему? - а каких перелетных птиц вы можете назвать? слайд - А как нам назвать птиц , которые оставляют эти следы? -Значит о каких птицах будем говорить на уроке? - Давайте сформулируем задачи урока, продолжив мои предложения: - Мы должны научиться______ -Мы должны выяснить_______ | (Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода) -птицы поют. - летом. - нет, нельзя. - им холодно и голодно. - когда им тепло и они сыты. - птицам. - следы птиц. - нет - нет перелетных птиц, так как они улетают на юг, нет корма и холодно. Скворцы, ласточки, грачи, жаворонки, соловьи, утки - зимующие - о зимующих -различать зимующих птиц. -Мы должны выяснить чем можем им помочь в трудное зимнее время. | Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах; - логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
3.Изучение нового материала | Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете.? Отгадайте загадки: - А это что за птичка? Я весь день ловлю жуков Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю слайд А кто из вас знает, почему так называется птичка? (Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.) - Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей 2) Спинка зеленоватая Животиком желтоватая Чёрненькая шапочка И полоска галстучка. слайд - А какую пользу приносят синицы, кто знает 3)Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая Птица говорливая Самая болтливая слайд 4) Окраска сероватая Повадка вороватая Крикунья хрипловатая Известная персона Кто это? Слайд 5) Известно с давних нам времён Что это птица – почтальон слайд 6) Ну а кто скажите нам Ловко лазит по стволам Вверх и вниз и тут и там Кто мелькает целый день? Это птица слайд 7) -Что это за птичка? Он в своей лесной палате Носит пестренький халатик, Он деревья лечит. Постучит – и легче. Слайд - А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? - Кто знает, какую пользу он приносит? - Молодцы! 8)- А эта птичка как называется? Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистый, Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? Слайд - У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков тем, что птенцов она выводит зимой. - Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? | - воробей - Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали - синица -Они сад стерегут от насекомых – вредителей) - сорока - ворона - голубь -поползень - дятел -Санитаром или лесным доктором) Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.) - клест - В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться |
Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - дополнение и расширение имеющихся знаний; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; |
5.Продолжение изучения темы | - Над какой проблемой мы работаем на уроке? Самый опасный зимний период для птиц. - Что опаснее холод или голод? Корма очень мало и его трудно добывать из- под снега и птички жмутся к человеческому жилью. С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна., 9 синиц погибают. Вам их жалко ? Синичка нас спросила: Кто им поможет? - Как же может помочь человек зимой ? Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушки) Кормушки бывают разные, посмотрите слайд - Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить. - Чем кормятся птицы и что они любят ? Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся- А сейчас давайте посмотрим слайды, чем же можно кормить птиц? Слайды «чем кормить птиц» | Как помочь зимой птицам голод - человек - он может подкармливать птиц., изготовлять кормушки для них. Семенами, зернышками крошками хлеба, не соленым салом. | Познавательные УУД: - чтение и слушание; - умение извлекать нужную информацию; - дополнение и расширение имеющихся знаний
Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.
|
6.Закрепление и обобщение материала. | 1.)Игра « Собери птичку» ( 2 карточки с изображением птиц разрезать на детали по количеству человек и надписать на первой – 1, на второй- 2.; разложить вперемешку. Дети подходят и берут, кому какая достанется. Таким образом разделились на 2 группы. Дети собирают птичек и рассказывают о своей птичке. 2.) Тест 1. Почему птицы осенью улетают на юг ? 1) становится холодно 2) земля покрывается снегом 3) нет корма 2. Какая птица зимующая? 1)сорока 2)грач 3)утка 3. Какая птица имеет ярко – красную грудку? 1)поползень 2) клёст 3) снегирь 4. Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала? 1) снегири 2) синицы 3) вороны 5. Как помочь птицам зимой ? 1) развести костёр 2) сделать кормушки 3) устроить тёплое жильё | -дети собирают из деталей птичек. С помощью сигнальных карточек – их у каждого (1,2,3).Дети выбирают нужный ответ под цифрой. | |
8.Подведение итогов урока. | - Чем запомнился вам урок? -Что нового вы узнали на уроке? Вывод: Самое главное что многие из вас, наверное поняли, что охрана нашей природы- это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые, звонкие песни. | -отвечают что нового узнали на уроке. | |
9.Рефлексия урока. | - ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Если было все понятно и вы довольны своей работой- поместите птичку в кормушку. Если нет – рядом с кормушкой. За то , что вы слушали все внимательно, Задания все выполняли старательно. Хочу я картинки с птицами вам подарить. Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить. Спасибо за урок. | Рассаживают своих птичек в кормушку | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы. |