Урок по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?". 1-й класс
Идукова Светлана Александровна учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: преподавание в начальной школе
Цели:
углубить знания о птицах;
познакомить с образом жизни зимующих птиц;
развивать сообразительность, память, творческую активность;
способствовать воспитанию любви к природе;
воспитывать у детей желание помогать птицам в зимнее время года и охранять их.
Задачи:Образовательные:
- Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
- Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
- Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
- Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.
- Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.
- Воспитательные:
- Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
- Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии
- Развивающие:
- Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
- Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
- Методы и приемы:Игровой, словесный, наглядный.
- Оборудование: картинки, рисунки и фотографии с изображением птиц, Муравьишки –вопросика, Мудрой-черепахи, аудиозапись голосов птиц, кормушка из картонной коробки в виде домика,красочно оформленная надпись темы урока, таблица зимующие птицы, шапочки для сценки. У учащихся на парте: мозаика, разрезанная на 6 частей с изображением птиц, карточки с условными обозначениями, конверты со смайликами, цветные карандаши.
- Предварительная подготовка: сценка(учащиеся 2,4 классы),стихи про птиц(учащиеся 1 класса
- Ход урока
- 1.Организационный момент.
- Проверка готовности учащихся к уроку
- 2.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»). Хочу, чтобы вы сами догадались, о ком будем говорить сегодня на уроке.- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- - В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).
- - А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).
- - Почему? (ответы детей).
- - Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
- Учитель:Когда ты идёшь по тропинке лесной,
- Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.
Слайд 1
-Ребята, предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.( О жизни птиц зимой, о том как и чем их кормить.)
-Прочитайте тему урока на с.74 учебника.(Как зимой помочь птицам?)
На доске: КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?
Слайд 2
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.( Рисунок Муравьишки–вопросика стр.74. )
Научимся различать птиц, зимующих в наших краях, делать кормушку, подбирать корм для птиц.
3.– В конце урока вам предстоит ответить на вопросы: Нужно ли помогать птицам зимой? Какие птицы зимуют у нас? Как можно сделать кормушку для птиц? Какой корм подходит для птиц? (Вопросы записаны на стр.75 учебника.)
3.Работа по теме урока.
-Отгадайте загадки Муравьишки.
Слайд 3
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это. ( Птица)
Ребята, а вы готовы ещё отгадывать загадки Муравьишки-вопросика?(Да)
Слайд 5
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синица)
Слайды 6-8.
(Звучит голос синицы, появляется у кормушки)
По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…(Поползень)
Слайды 9-11.
(Звучит голос поползня, появляется у кормушки)
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!(Снегирь)
Слайды12-14.
(Звучит голос поползня, появляется у кормушки)
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив! (Воробей)
Слайды 14-16.
(Звучит голос воробья, появляется у кормушки)
Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей …(Свиристель)
Слайды 18-20.
(Звучит голос свиристеля, появляется у кормушки)
-Ребята, какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие - прилетают на зиму?
Слайды 21,22.
А зимуют у нас синица, воробей, поползень.
Прилетают на зиму-снегирь, свиристель.
-Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносит зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправится в дальнее путешествие.
Слайды 23.
-Но не все птицы улетают на зиму в тёплые края. В родных местах остаются те, которые могут и зимой находить себе пропитание. Такие птицы называются зимующими.
-Ребята, а давайте сейчас постараемся найти отличительные признаки каждой птицы.
-Рассмотрите птиц на рисунке на стр. 75.
-Синица имеет жёлтую грудку. (Ответы детей)
Слайды 24
-Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало.
Слайды 25,26,27.
-Воробей- маленькая серенькая птичка. (Ответы детей)
-Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
Слайды 28-30.
-Поползень птица – акробат, лазает по деревьям. (Ответы детей)
-Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.
Слайды 31-34.
-Ворона довольно крупная птица и с громким голосом.
-В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами. Поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.
Слайды 35-37.
-Свиристель -птица с хохолком.. (Ответы детей)
-Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.
Слайды 37-39.
-Снегирь-птица с красной грудкой. (Ответы детей)
-Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает -птицы улетают.
-А сейчас познакомимся ещё с одной птицей…
-Ребята,посмотрите рисунок на странице 75 вашего учебника. Прочитайте название этих птиц.
-Дрозды-рябинники. (Ответы детей.)
-Дрозд – это певчая птица. Живёт в лесах, садах и парках. Дроздов существует несколько видов. Например, певчий дрозд и дрозд-рябинник. Как вы думаете: за что птица получила такое название?
Слайды44-47.
4.Выполнение задания в рабочей тетради
№1стр.52.
-Рассмотрите рисунки, какие птицы изображены? Выполните задание.
5.Физкультминутка.(Слайд 48.)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Гуль-гуль-гуль!
-Как вы думаете, легко ли приходится всем этим птицам?(Нет.)
-А можем ли мы помочь и как? (Ответы детей.)
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Учитель. Верно ребята кормушка. А вот какую красивую кормушку смастерил наш Муравьишка и предлагает вам дома смастерить свою кормушку.( Кормушка виде домика)
Слайды 49-54.
Ребята, послушайте, какой разговор подслушал наш Муравьишка около кормушки.
6.Сценка.
Сорока. Тра – та - та- та- та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!