kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока " Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникли во вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения; развивать речевые умения и творческие способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока " Лес и человек"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38

имени Героя Российской Федерации Константинова Леонида Сергеевича» г.Чебоксары













Конспект интегрированного урока на тему:

«Лес и человек», приуроченный к Году экологической культуры и бережного природопользования




Номинация конкурса:

«Начальное образование» (1-4 классы)








Выполнили:

Кузьмина Надежда Николаевна, учитель начальных классов

Ермолаева Ксения Евгеньевна, учитель начальных классов



















г.Чебоксары, 2024



Конспект интегрированного урока « Лес и человек»

Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникли во вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения; развивать речевые умения и творческие способности.

Оборудование: рисунки животных, занесенных в Красную книгу; фотографии «На вырубках»; видеосюжет «Пожар в лесу»; аудиозаписи песен.

Ход урока

I.Организационный этап.

Звучит песня «Лесной марш».

- Почему мы начали наш урок этой песней? (Ответы детей)

- А кто должен оберегать лес? ( Ответы детей)

II.Постановка цели урока.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? ( Ответы детей)

III.Актуализация знаний.

1. Фронтальная работа.

- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются.

- Чей рисунок вам больше понравился и почему? ( Ответы детей)

Блиц-турнир «Я знаю лес»

- Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)

-Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

-Какое дерево является символом России? ( береза)

-У какого животного 5 черных полос на спине? (бурундук)

2. Индивидуальная работа по карточкам.

1) Подпиши, каким деревьям принадлежат эти семена:

(Ответ: дуб, клен, липа, ель, вяз)

2) Напиши 2-3 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.

3) Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают

Пихта


Береза

Тайга

Кедровая сосна


Липа


Ольха

Смешанный лес

Сосна


Лиственница


Клен

Широколиственный лес

Дуб


(Ответ: тайга-пихта, кедровая сосна, обычная сосна, лиственница; смешанный лес-пихта, береза, ольха, сосна, лиственница; широколиственный лес-липа, дуб, клен.)

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес».

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться —
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану —
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Наш русский лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)

-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя. Самостоятельное чтение.

-Чем же является лес для человека? (Ответы детей.) Открывается первая карточка - «Место отдыха»

- А почему лес-аптека? (Ответы детей.) Открывается карточка-«Лес-аптека»

-А как лес может обогреть человека? ( Ответы детей.) Открывается карточка- «Источник топлива»

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Ответы детей)

- А что у вас на столах изготовлено из дерева? (Ответы детей)

- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.

-Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? (Ответы детей)

-Для кого еще лес является домом? (Ответы детей)

- Значит, лес-это еще и дом для растений, животных, грибов. (Микровывод) Открывается карточка «Дом для растений – животных – грибов»

Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» и вы узнаете, какую еще роль играет лес.

Место отдыха

Аптека

Значение леса Источник пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоемов, почв

(Последняя карточка открывается после обсуждения прочитанного)

- Какие роли выполняет лес? (Ответы детей)

-Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите какая у нас получилась схема.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились —

Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал. (Н.Некрасов)

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Ответы детей)

-Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины (картина «Лесозаготовки»), если раньше лес вырубался по мере необходимости, при помощи топора, то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины.

Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала, и девочка Саша из стихотворения Н.Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

-Какие чувства у вас вызывает фотография. (Свободные высказывания детей)

-Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема-это значит, что вы будете искать пути её решения. После обсуждения заполняется схема:

П роблема леса вырубка

незаконная охота

Звучит музыка «Просьба» (сл.Р.Рождественского, муз. А.Пахмутовой).

–Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (Проблему убийства животных). Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику «Приокско –Террасный заповедник».

Физкультминутка.

V.Обобщение и систематизация знаний.

-Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Рассказ читает ученик.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу.

Никто не увидит.

- Стыдно…перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Ответы детей)

- Вот, во что может превратиться лес. (показ фотографий несанкционированных свалок в лесу)

- Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнер «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Ответы детей)

Показ видеосюжета «Пожар в лесу».

-А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Вам предстоит дома составить памятку для таких горе-охотников и туристов « Как разводить костер».

-Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (Ответы детей)

- А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие эти действия?

VI.Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради №3,4.

Прочитать рассказы из книги « Великан на поляне».

VII.Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня?

- Какие открытия сделали?

- Что для вас было интересным?

- А что трудным?

-Что помогло справиться с трудностями?









































Приложение №1

























Приложение № 2





























Приложение № 3



























Приложение 4

























Приложение № 5

























Приложение № 6































Приложение № 7































Приложение № 8































Приложение № 9



































Приложение № 10

































Приложение № 11


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного урока " Лес и человек"

Автор: Ермолаева Ксения Евгеньевна

Дата: 19.11.2024

Номер свидетельства: 659785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-matiematiki-i-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "177051"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424541292"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект интегрированного урока по теме "Закрепление таблицы умножения. Решение задач" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-tiemie-zakrieplieniie-tablitsy-umnozhieniia-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "105287"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402838874"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Конспект  интегрированного урока математики и познания мира на тему " Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-matiematiki-i-poznaniia-mira-na-tiemu-ustnyie-i-pis-miennyie-priiomy-vychislienii-s-mnoghoznachnymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "140115"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417879755"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект интегрированного урока "Математика в природе""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiektintieghrirovannoghourokamatiematikavprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "324279"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462386742"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства