Интегрированный урок математики и познания мира в 4 классе
Тема: Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами.
Цель урока:
- закрепить устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами; развивать творческую активность учащихся, чувство взаимовыручки, ответственности, прививать интерес к изучению предметов математики и познанию мира; развивать логическое мышление, внимание, память; расширять кругозор учащихся; воспитывать чувство любви к природе и бережное отношение к ней;
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Фома организации урока: урок-практикум
Дидактическое обеспечение урока:
Авторская презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями, цветы на доску для каждой команды ( под ними буквы З Е М Л Я О Р), торфяные горшочки с землёй, вода в бутылочках для каждой команды, свечи для каждой команды, семена цветов, музыкальное сопровождение (звуки природы)
Ход урока
I. Организационный момент .
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
(Учащиеся делятся на команды по 6 человек. Сделать это можно с помощью фишек разного цвета- синие, зелёные, жёлтые и т.д. Раздаются фишки перед началом урока) Сегодня у нас необычный урок. Вам сегодня очень пригодятся хорошие знание математики, выдержка, взаимопонимание и взаимопомощь. Итак, мы начинаем!
- Скажите , пожалуйста. Где вы живёте? ( Город, страна, планета)
-Можно назвать планету Земля нашим домом? Вам нравится жить в таком доме? Послушайте стихотворение . (Слайды №1 -10 )
Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава - океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит помощи Земля
А как же ей могу помочь я ?!
-О чём это стихотворение? Что вы можете сказать о человеке, который написал такие строки?
- Как люди могут обидеть природу? Отражаются ли эти деяния на жизни растений? Животных? Самого человека?
- Как вы думаете, может природа наказать людей за жестокое к ней обращение? Конечно , да. Но чаще всего она прощает нас, надеясь, что новое поколение детей, став взрослыми поймёт, наконец, как важно беречь природу и заботиться о ней. Сегодня на уроке вы узнаете, какими природными дарами мы пользуемся с вами каждый день, не замечая этого. Узнаете главную тайну природы.
Задание №1
- Чтобы узнать какой первый дар приготовила природа, вашей команде необходимо выполнить задание. Перед вами шесть выражений. Каждый член команды должен решить одно выражение. Вычислив результат подойти к доске и под лепестком цветка, со своим ответом, взять букву. Будьте внимательны! Есть ловушки! ( У каждой команды свой цветок)
145: (44-39) ? 4 (116)
240 + (170 – 500:5) (310 )
(434 – 205 ? 2 ) : 6 (4)
861 : 7 + 45 ? 2 (213)
(96 : 4 – 16) ? 47 ( 376 )
( 73 + 320 : 4 – 73 (80)
Составьте с полученными буквами слово. ( земля) ( Слайд № 13)
Тепла, красива, зелена-
Для многих отчий дом она.
И много миллионов лет
От нас она хранит секрет…
Запишите некоторые астрономические данные планеты Земля.
Экваториальный диаметр – 12 единиц второго класса, 756 единиц первого класса
Длина экватора – 6 единиц первого разряда, 7 единиц второго разряда, 4 единицы пятого разряда
Площадь суши – 150 единиц третьего класса.
Проверьте свои ответы. ( Слайд № 14)
За выполнение всех заданий вы получаете первый дар природы.( Торфяные горшочки с землёй)
Задание №2
- Вот так выглядит наша планета из космоса.( Слайд № 15)
- Какого она цвета? Почему?
- Говорят , что океаны, моря, реки –это глаза земли. Сколько океанов на планете Земля? Какой самый большой ? Самый маленький?
Выполните следующее задание, и вы получите второй дар от матушки природы. Используйте справку ( Слайд №16)
Справка: Размер океанов
Тихий океан - 165 384 000 кв.км
Атлантический океан – 82 217 000 кв.км
Индийский океан – 73 481 000 кв.км
Северный Ледовитый океан – 14 056 000 кв. км
Ответьте на вопросы:
- Какую площадь занимают все океаны?
- Найдите разницу площадей Тихого и Северного Ледовитого океанов.
Проверьте результат ( Слайд № 17)
Площадь всех океанов – 335 138 000 кв.км
Площадь Тихого океана больше площади Северного –Ледовитого на 151 328 000 кв. км
- Получите второй дар от природы ( вода в бутылочке)
Задание №3
Эта звезда –преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар!
- О какой звезде идёт речь? ( солнце) ( Слайд № 18)
- Какую роль играет солнце в нашей жизни? Хотите узнать за какое время свет от солнца достигает поверхности земли? Тогда выполните задание.
- Какие данные вам для этого понадобятся? ( Расстояние от земли до солнца, скорость света)
Справка( Слайд № 19) : Скорость света приблизительно 300 000 м / сек
Расстояние от солнца до земли – приблизительно 150 000 000 км
- В какой единице измерения вы получили время? Переведите секунды в минуты.
Проверьте результат.( Слайд № 20)
Свет от солнца достигает поверхности земли за 500 000 секунд или приблизительно 8 минут.
Вы справились с заданием и получаете третий дар свет . ( Свеча)
Задание №4 (Слайд №21)
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
- Вы угадали, о чём идёт речь? ( Воздух) Какой должен быть воздух? (чистый) Почему? ( Всё живое дышит воздухом). Что нужно делать, чтобы был чистый воздух?
- Лес – это лёгкие нашей Земли. Ежегодно с лица земли исчезает 11 миллионов гектаров леса, что в 10 раз превышает площадь восстановленного леса. Найдите площадь восстановленного леса.
Проверьте результат (Слайд № 22)
Площадь восстановленного леса – 1 100 000га
Вы получаете последний дар от природы – семена.
Практическая часть ( Слайд №23)
Возьмите горшочки с землёй. Сделайте в земле небольшое углубление, добавьте немного воды. Посейте семена. Присыпьте землёй. Ещё раз полейте.
Какие условия необходимо соблюдать, чтобы семена проросли?
Рефлексия
Давайте зажжём свечи , закроем глаза и представим себе, что семена, которые посадили , уже начинают расти. Вот у них забилось сердечко, вот они стали дышать. Мысленно поздоровайтесь с ними , пожелайте им скорее увидеть солнечный свет.
( Звучит тихая музыка. Слайд № 24)
- С тех пор как появился на земле человек, он слышит шёпот листьев и стрекотание кузнечиков, журчание весеннего ручейка , пение жаворонка в синем небе, ласковый плеск волн и тишину ночи….. Это музыка жизни, умей слушать её, умей наслаждаться ею, береги и защищай её, чтобы ничто не нарушило этой дивной гармонии….
Откройте глаза. Скажите, какую тайну хотела нам поведать Природа?
( Самое ценное на земле- жизнь. Надо стараться сохранить её и беречь.)
Прочитайте все вместе это четверостишье.
( Слайд № 25)
Уж если суждено нам воздухом дышать одним
Давайте мы навек объединимся,
Давайте нашу землю сохраним,
Тогда и сами на земле мы сохранимся.
Итог урока:
-Какие темы повторяли на уроке?
- Чему научились? Что нового узнали?