Просмотр содержимого документа
«Гигиена систем органов.»
Тема: Состояния воды. Ее распространение в природе. С.102-106
Цель: сформировать у учащихся знания о составе и свойствах воды; о распространении воды в природе; о значении воды для всех живых организмов.
УУД: продолжить работу над формированием у учащихся представлений об атомах и молекулах, простых и сложных веществах; умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; навыков выполнять правила ТБ при выполнении опытов; воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, взаимопомощи.
ХОД УРОКА.
1.Орг. момент. (настрой на урок, порядок на рабочем столе)
2.Вступительная беседа.
- Казалось бы простейшее вещество, а без воды жизнь невозможна. Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами и строением этого необычного вещества – воды.
-Узнаем, какое значение имеет вода в жизни живых организмов, и какая вода существует в природе.
3.Повторение свойств воды.
-Благодаря своим уникальным свойствам вода распространена повсюду: и в космосе, и в атмосфере, в океанах, морях, реках и других водоёмах; она входит в состав некоторых камней, всегда находится в почве и в каждом живом организме: растениях, животных, грибах, бактериях и, конечно, в людях.
- Какими же свойствами обладает чистая вода? Это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная; растворяет газы, жидкости и твёрдые вещества; не все вещества растворяются в воде; на поверхности воды есть плёнка из её молекул; не проводит электрический ток.
- Что придаёт воде непрозрачность, цвет, электропроводность, вкус? Растворённые в воде вещества.
4.Значение воды для живых организмов.
- Все живые организмы и человек тоже, для поддержания жизни, нуждаются в воде. Ежедневно каждый человек потребляет и выделяет воду, как и любой организм. Но кроме удовлетворения физиологических потребностей вода необходима человеку для личной гигиены, приготовления пищи, уборки помещений. Гораздо больше воды требуется для хозяйственной деятельности человека: орошения полей, промышленности, энергетики. Реки, озёра и моря используются как транспортные пути.
Современному человеку в день необходимо 220-230л воды:
5% - питьё, пища;
43% - сливной бачок в туалете;
34% - душ и ванна;
9% - мытьё посуды, стирка, уборка и т.д.;
9% - поливка клумбы перед домом.
Вода составляет 90% массы всех живых организмов на земле. Эмбрион человека на 97% состоит из воды; новорожденный – на 77%; к 50 годам количество воды в теле сокращается до 60-65%.
В организме человека вода распределяется неравномерно:
95-99% - желудочный сок, моча;
90% - кровь;
83% - лёгкие, сердце, почки;
75% - мышцы;
28% - кости;
0,3% - зубная эмаль.
– бога войны и железа.
5.Вода на Земле.
- Для получения пресной воды человек использует реки, озёра и подземные воды. Большое количество пресной воды содержат айсберги, но люди ещё не научились их использовать.
Реки – водные потоки, которые пополняются за счёт талых и дождевых вод. Есть реки, которые исчезают под землёй, а потом появляются вновь. Некоторые реки летом пересыхают, а зимой промерзают до дна и ток воды прекращается. В пустынях есть реки, по которым вода течёт только при сильных дождях, что обычно случается раз в несколько лет. Сколько всего рек на Земле – никто не знает.
Самая длинная река – Нил (Африка). Самая полноводная река – Амазонка (Южная Америка).
Озёра – смена воды в них идёт медленно. Это скопление воды в углублении на земной поверхности. Озёра бывают пресные и солёные.
Самое длинное озеро на Земле – озеро Танганьика (Африка). Длина его равна расстоянию от Москвы до Санкт Петербурга (650км), а ширина от 40 до 80 км.
Есть озёра, которые внезапно исчезают и потом появляются вновь. Обычно они связаны с подземными пустотами. В Западной Африке встречаются озёра, из которых выбрасывается большое количество углекислого газа. Этот газ тяжелее воздуха. В безветренную погоду он растекается по берегам и несёт гибель людям и животным.
6.Закрепление.
-Учащимся предлагается выполнить тест, ответы отметить в таблице галочкой.
1 вариант:
1. Какое вода вещество по составу?
а) простое; б) сложное; в) не знаю.
2. Какого цвета чистая вода?
а) жёлтая; б) голубая; в) бесцветная.
3. проводит ли чистая вода электрический ток?
а) да; б) нет; в) не знаю.
4. Вода растворяет:
а) все вещества; б) не все вещества; в) только твёрдые вещества.
5. Самая чистая природная вода находится:
а) в реках; б) в озёрах; в) в твёрдом виде в ледниках.
2 вариант:
1. Какое агрегатное состояние у воды?
а) жидкое; б) твёрдое; в) газообразное.
2. Какой запах имеет чистая вода?
а) приятный; б) вода без запаха; в) неприятный.
3. проводит ли речная вода электрический ток?
а) да; б) нет; в) не знаю.
4. На поверхности воды:
а) есть плёнка из молекул воды; б) нет плёнки из молекул воды;