Урок по познанию мира.
Тема: "Органы пищеварения. Гигиена питания" Слайд 2
Цель: формирование общего представления о гигиене питания.
Задачи: 1.Познакомитьучащихся с типами зубов, их строением.
2.Способствовать развитию у детей умения познавать мир и самого себя и использовать знания и умения в реальной жизни.
3.Для физического и гигиенического воспитания разъяснять гигиенические условия нормального пищеварения.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, я прочитаю вам стихотворение. А вы попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на нашем уроке.
Чудак математик Слайд 1
В Германии жил
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел бутерброд.
- О чём речь в стихотворении? Мы с вами продолжаем изучение темы «Органы пищеварения». Сегодня мы более подробно познакомимся с профессиями врачей, которые помогают нам лечить наши органы пищеварения. Поговорим о гигиене питания и для чего она нужна и очень важна.
*Проверка домашнего задания.
На карточках «Путь пищи по организму».
II. Вводная беседа.
-Существуют такие врачи как стоматологи, терапевты, гастроэнтерологи, гигиенисты.
- А вы знаете, за здоровье, какого организма отвечают эти специалисты?
Стоматолог занимается заболеваниями полости рта, зубов, челюстей и граничащих с ними областей.
Терапевт лечит внутренние болезни: кровообращение, дыхание, пищеварение, почки, кровь, систему соединительной ткани, желёз и обмена веществ.
Гастроэнтеролог изучает причины, и механизм развития различных заболеваний органов пищеварения
Гигиенисты отвечают за санитарные правила, нормы гигиены.
- Как вы думаете, важна ли работа таких врачей, или нам они не нужны?
Мы начнем с интересных фактов. Изучив статистические данные о здоровье детей в области, я выяснила: по данным Минздрава Казахстана лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
- Напрашивается вопрос, почему же так происходит? (ответы детей)
Предварительное исследование уровня здоровья нашего класса показало, что учащихся с высоким уровнем здоровья 5 - человек (100%). Из 5 учащихся никто не страдает нарушением органов зрения человека, нарушением осанки, заболеванием нервной системы, заболеванием пищеварительного тракта.
Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: Слайд 3
- на 50% - от здорового образа жизни;
- на 20% - от наследственности;
- на 20% - от экологической обстановки;
- на 10% - от здравоохранения.
- Другими словами, в наших интересах удержать 50% собственного здоровья.
- Как же это сделать? (ответы детей)
- Я считаю, все заболевания от незнаний. Сегодня мы попробуем разобраться в такой проблеме: помогают ли знания о процессах пищеварения сохранению здоровья.
III. Работа над новой темой.
Погружение в учебный материал
Стоматологи
Чтобы наш организм нормально существовал, его нужно кормить. Как машина без бензина не будет ездить, так и человек, чтобы жить и работать, должен есть. Как правило, человек ест каждый день утром, днем и вечером. Так его организму легче справиться с переработкой продуктов. Каким образом это происходит, мы сейчас узнаем, проникнув в тайны организма.
Поговорим о наших помощниках – зубах. Именно от их состояния зависит здоровье всех органов пищеварения, а значит, и наше здоровье.
Зубы – первая ступень пищеварительной системы, т.к. человек откусывает и пережевывает ими пищу. Они имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу.
Вы видите, что зубы имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу: Слайд 4
Гигиенисты.
Считается, что зубы – самые твердые части организма. Твердость им придает белая эмаль, которой они покрыты. Но, как ни тверды зубы, они болят и разрушаются. Если не чистить зубы, не полоскать рот, на зубах образуется налет, в котором скапливается много микробов. Они будут способствовать разрушению зубов. Когда зуб очень сильно разрушен, он начинает нестерпимо болеть. Нужно срочно идти к зубному врачу. Кроме того, микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей, могут вызвать болезни органов пищеварения. Значит, здоровые зубы сохраняют здоровье человека.
*Опыт (Вата, расческа).
Чтобы сохранить зубы белыми и здоровыми, их надо не менее двух минут обрабатывать зубной пастой со всех сторон. Как это делается, я вам напомню.
Возьмем расческу и начешем на нее вату так, чтобы часть ее волокон застряла между зубьями расчески. А теперь попробуем удалить вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как это обычно делают дети. Что происходит? Вата не удаляется.
А теперь выполним те же движения, но от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется. Делать это следует 2 раза в день. Но и этого недостаточно. Два раза в год надо посещать зубного врача, даже тогда, когда зубы не болят. Это ваше лекарство против кариеса.
Гастроэнтерологи.
- Как вы думаете, с какой целью появился язык?
- Когда мы пережевываем пищу, наши зубы сначала разделяют ее на мелкие кусочки, потом растирают в однородную массу. С этой массой смешивается слюна и склеивает ее в пищевые комки. В работу включается язык. Он ощупывает, переворачивает, перемешивает и подкладывает кусочки пищи под «жернова» зубов. Язык и зубы «замечают» все, что нельзя пропустить дальше в пищевод.
- Как нужно правильно жевать и глотать? Большинство из вас уже знает о том, что жевать нужно тщательно и никогда не набивать рот едой. Когда вы пытаетесь проглотить большой кусок неразжеванной пищи, он может застрять в горле. Тогда приходится долго откашливаться и выплевывать еду — очень неприятное зрелище! Когда мы жуем медленно и тщательно, то перемалываем зубами крупные куски пищи. Она успевает, как следует перемешаться со слюной и после этого спокойно проходит изо рта в пищевод, а затем - в желудок.
В пищеварительной системе все органы могут подвергаться заболеваниям. Распространенные заболевания: печень – панкреатит; желудок – гастрит; поджелудочная железа – холецистит и т.д. Их надо оберегать от различных инфекций: вирусы могут легко попасть в органы и вызвать их воспаление. Что для этого нужно делать?
· Если тебе дают лекарство, не капризничай и прими его. Тогда вероятность заражения органов намного уменьшится.
· Никогда не ешь незнакомые продукты и не пей напитки, которые ты еще не пробовал.
· Для того чтобы органы работали хорошо, необходимо много минеральных веществ, витаминов, а также жиров, белков и углеводов.
Поэтому вы должны всегда хорошо питаться. Характер питания оказывает влияние на рост, психическое и умственное развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является защитной функцией организма.
- Итак, ребята, мы разобрали первый отдел пищеварительной системы.
Терапевты.
*Опыт о работе кишечника.
Непереваренные вещества продвигаются в последний отдел пищеварительной системы в толстую кишку. Все, что от нее осталось, — это вода и вредные вещества — отходы. Вода впитывается в стенки толстой кишки и оттуда поступает в наши ткани. Посмотрим, как это происходит. Сначала берем воду из крана и наливаем на поверхность. Теперь возьмем полотенце (оно может быть даже бумажным — это не имеет значения) и положим его прямо на разлитую воду.
Подождем несколько секунд, затем поднимем полотенце. Что произошло с водой? Ее больше нет на поверхности — она впиталась в ткань. То же самое происходит и в кишечнике. Слайд 5.
Это очень важно, так как нашему организму для нормальной работы необходимо много воды. Непереваренные остатки продвигаются вниз, в прямую кишку, и удаляются из организма.
Физминутка (подвижная слайдовая с музыкой) Слайд 6
Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
- Хорошо! В порядке!
Весь вспотел - но не устал!
От зарядки красным стал.
-Давайте, ребята, и мы с вами немного разомнёмся.
Игра «Третий лишний» Слайд 7
Исключите лишнее. Объясните, почему вы убрали это понятие.
1. Рот, желудок, почки.
2. Легкие, печень, поджелудочная железа.
3. Толстая кишка, трахея, бронхи.
4. Глаза, тонкий кишечник, толстый кишечник
IV. Творческая работа. Работа в группах.
Создание проекта «Модель здорового ученика» и его защита. Слайд 8
Нужно разработать основные критерии сохранение физического здоровья.
Вывод: помогают ли знания о процессах пищеварения сохранению здоровья?
Так, что же такое гигиена питания? (ответы детей)
V. Работа по учебнику.
Стр.33 «Правила питания».
-Что такое растительная и животная пища?
Стр.34 работа по иллюстрации учебника.
Давайте, ребята, закрепим тему нашего урока с помощью кроссворда.
Разгадайте кроссворд.
Прочти слово по вертикали и закрась эти клеточки. Слайд 9
VI. Рефлексия. Оценки за урок. Д/з: стр.33-35 пересказ. Слайд 10