- воспитывать желание учиться и делать познавательно-новые открытия.
Оборудование: портрет В.В. Докучаева, образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа).
Ход урока
Организационный момент
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем нам удачу,
И успешности в придачу
Учитель: Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Научные сотрудники проводит научные исследования, но об этом мы поговорим чуточку позже. А пока послушайте сказку - загадку и вы отгадаете тему нашего урока.
2.Мотивация учебной деятельности
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки, помидоров.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?
Ученики: Это земля.
Учитель: Да, у слова «земля» несколько значений. Какие вы знаете?
Ученики: Земля – планета
Земля – на которой растут растения
3 .Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы раскроем секреты этой кладовой. Узнаем, как образуется почва, из чего состоит почва, какие почвы преобладают в нашем крае, что может разрушить почву, как сберечь почву от разрушений.
Вопросов много. Сможем обо всём узнать на этом уроке? Как быть? А поможет нам в этом план (Таблица на доске).
План работы
1.Что такое почва?
2.Состав почвы.
3. Образование почвы.
4.Свойства почвы.
5.Значение и охрана почвы.
Давайте посмотрим значение слова почва в словаре и определение слова почва в учебнике.
Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Учитель: Обратите внимание на слово «плодородный» и вспомните какое исследование мы проводили с семенами фасоли.
- Мы посадили семена фасоли в песок, глину и землю.
-Что видим сегодня?
(Фасоль проросла хорошо в земле).
Почему так произошло? Как вы думаете? ( Ответы детей).
Учитель: Земля имеет рыхлый верхний слой. В этом слое растут корни растений.
- А из чего состоит почва?
- Каковы ее свойства?
- Вам это интересно узнать?
- Чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование.
4.Практическая работа
Состав почвы.
Сейчас мы разделимся на группы и будем исследовать состав почвы.
На столе у вас есть инструкции для проведения исследований.
-В каждой группе будет главный исследователь. Он расскажет нам о проделанном опыте.
Опыт №1. (группа 1)
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы.
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт №2 (группа 2)
1. Возьмите бумажную салфетку.
2. Насыпьте на нее немного почвы.
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан.
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили на салфетке _____________________. Значит в почве есть _______________.
Опыт №3 (группа 3)
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы
3. Теперь размешайте почву палочкой и понаблюдайте.
Что вы видите?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых, минеральные соли
Ответ: На поверхности воды плавает мусор; остатки листочков; какие-то мелкие крылышки; насекомые. А на дне осадок.
Ответы детей: В почве содержится_______________________________________________.
Опыт №4(группа 4)
1. Возьмите посуду с почвой с белым налётом.
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
4. Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых, минеральные соли.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели ________________________________.
Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растениям. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их. Минеральные соли - пища для растений.
Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Учитель:
Хоть выйди ты на край села,
Хоть в поле, на околицу,
Когда идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни пошел,
И по какой распутице,
Дорогу, что нашел ты сам
Вовек не позабудется.
5.Физкульминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
6.Работа с учебником (с.66).
Учитель: От чего же зависит цвет почвы?
Дети: От количества перегноя.
Учитель: Давайте подумаем, как образуется перегной?
Дети: Остатки опавших листьев, отмерших животных, растений медленно перегнивают, и образуется перегной.
Учитель: Перегной содержит питательные вещества, которые необходимы для роста и развития растений, а растениями питаются животные. Если растения и животные отмирают, их остатки попадают в почву и под воздействием микробов превращается в перегной. И снова круг превращений веществ повторяется.
7.Страничка для любознательных (Сообщение ученика)
Процесс образования почвы очень продолжительный и сложный. Учеными доказано, что 1 см почвы образуется 250-300 лет, а 20см почвы - в течении 5-6 тыс. лет. Толщина почвенного слоя различна от 2-3 см до 150-200 см.
8.Окно в природу
Рассказ учителя: В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазоммикробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе. Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения. Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных «почвообразователей».
Кто же участвует в образовании почвы? (Ответы детей).
9.Физкульминутка
«Бабочка» (Гимнастика для глаз)
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох). Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
10.Работа с учебником (с 67-68).
Учитель: Что мы узнали из этой статьи?
Дети: Академик Докучаев Василий Васильевич называл почву кормилицей человека и говорил, что она для нас дороже нефти, угля и золота.
Учитель: На что еще обращал внимание академик В.В. Докучаев?
Дети: Он говорил о бережном отношении к почве. Нельзя на одном и том же участке возделывать из года в год одни и те же культурные растения, использовать большое количество удобрений, вырубать деревья (это приводит к образованию оврагов), распахивать большие пространства (это приводит к пыльным бурям).
Учитель: Да, ребята, наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
А еще ребята, нельзя вносить в почву большое количество ядохимикатов.
Как вы думаете, почему?
Дети: Это отравляет почву, делает ее менее плодородной.
9. Работа экспертной группы. (Заранее подготовленные 2-3 ученика).
Учитель: Что же нужно делать, чтобы сохранить плодородие почвы? Об этом вам расскажут ребята экспертной группы.
В первую очередь бороться с оврагами. Они разрушают почву.
Необходимо высаживать растения.
Распахивать поперек склоны, чтобы вода не размывала почву.
Не жечь костры. Выгорит перегной – останется песок.
Ученица – читает стих:
Земля нужна не только для крота,
Ведь без земли не будет тех растений,
Которые с тобою нам нужны.
Растения своими крепкими корнями
Из почвы пищу для себя берут.
Их почва кормит и поит
И просто жизнь им всем дает.
Но знай о том, что если только брать
И ничего взамен ей не давать,
Земля иссякнет.
10.Закрепление изученного материала
Учитель: А сейчас проведем «Брейн-ринг» (класс делится на две команды)
Вопросы:
1.Что такое почва?
2. Почему почву называют «чудесной кладовой»?
3.Что такое перегной?
4. Что растения получают из почвы?
5. От чего зависит цвет почвы?
6. Назовите животных, обитающих в почве.
7.Кто такой Докучаев В.В.?
8.Как сохранить плодородие почвы?
11.Рефлексия
Я узнал... .
Мне было интересно… .
Я научился… .
12.Домашнее задание
Творческое задание: прочитать рассказ « Уважайте жизнь дождевого червя» в книге «Великан на поляне; составить синквейн на тему «Почва» (индивидуально).
Список литературы
Асмолова А.Г. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва «Просвещение» 2011;
Ганери Анита , Уолпол Бренда , Стил Филипп ,Чермен Эндрю , Вуд Дженни , Эвисон Бриджит «Энциклопедия для любознательных»,Махаон 2016, с 256;
Максимова Т.Н., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир 3 класс» к УМК А.А.Плешакова («Школа России»), Москва, «Вако» 2017;
Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир 3 класс», «Просвещение» 2013.