kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока окружающий мир (3 класс), тема: "Что такое почва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока окружающий мир (3 класс), тема: "Что такое почва"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока окружающий мир (3 класс), тема: "Что такое почва"»

План-конспект урока по окружающему миру

(3 класс)

учителя начальных классов высшей категории

старшего учителя ГУ ЛНР

«ЛОУСОШ №37 имени А.Н. Линева»

Поповой Татьяны Ивановны

Учебник А.А. Плешаков, 3 класс, в 2-х частях, М.: «Просвещение»,  2013г



Тема: Что такое почва

Цель. Сформировать представление учащихся о почве; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав, умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-познакомить детей с главным свойством почвы.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать познавательно-новые открытия.



Оборудование: портрет В.В. Докучаева, образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа).



Ход урока

  1. Организационный момент



Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем нам удачу,

И успешности в придачу



Учитель: Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Научные сотрудники проводит научные исследования, но об этом мы поговорим чуточку позже. А пока послушайте сказку - загадку и вы отгадаете тему нашего урока.



2.Мотивация учебной деятельности

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь  в  нее  мешок  зерна, а осенью  смотришь: вместо  одного  в  кладовой  уже  двадцать. Ведро картошки  в  чудесной  кладовой  превращается  в  двадцать  ведер. Горсточка  семян  делается  большой  кучей  огурцов,  редиски, морковки, помидоров.

Это не сказка. Чудесная  кладовая  есть на  самом  деле.  Вы уже  догадались, как  она  называется?

Ученики:  Это земля.

Учитель:  Да, у слова  «земля»  несколько  значений.  Какие  вы  знаете?

Ученики:  Земля – планета

                  Земля – на которой растут растения

3 .Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы раскроем секреты этой кладовой. Узнаем, как образуется почва, из чего состоит почва, какие почвы преобладают в нашем крае, что может разрушить почву, как сберечь почву от разрушений.

Вопросов много. Сможем обо всём узнать на этом уроке? Как быть? А поможет нам в этом план (Таблица на доске).



План работы

1.Что такое почва?

2.Состав почвы.

3. Образование почвы.

4.Свойства почвы.

5.Значение и охрана почвы.



Давайте посмотрим значение слова почва в словаре и определение слова почва в учебнике.

Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Учитель: Обратите внимание на слово «плодородный» и вспомните какое исследование мы проводили с семенами фасоли.

- Мы посадили семена фасоли в песок, глину и землю.

-Что видим сегодня?

(Фасоль проросла хорошо в земле).

Почему так произошло?  Как вы думаете? ( Ответы детей).



Учитель: Земля имеет рыхлый верхний слой. В  этом  слое  растут  корни  растений.

- А из чего состоит почва?

- Каковы ее свойства?

- Вам  это  интересно  узнать?

- Чтобы ответить на эти  вопросы,   проведем  исследование.



4.Практическая работа

Состав почвы.

Сейчас мы разделимся на группы и будем исследовать состав почвы.

На столе у вас есть инструкции для проведения исследований.

-В каждой группе будет главный исследователь. Он расскажет нам о проделанном опыте.

Опыт №1. (группа 1)

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.



Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.



Опыт №2 (группа 2)

1. Возьмите бумажную салфетку.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете?



Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.



Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили на салфетке _____________________. Значит в почве есть _______________.



Опыт №3 (группа 3)

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы

3. Теперь размешайте почву палочкой и понаблюдайте.

Что вы видите?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых, минеральные соли

Ответ: На поверхности воды плавает мусор; остатки листочков; какие-то мелкие крылышки; насекомые. А на дне осадок.

Ответы детей: В почве содержится_______________________________________________.



Опыт №4(группа 4)

1. Возьмите посуду с почвой с белым налётом.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

4. Запишите.



Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых, минеральные соли.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели ________________________________.

Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растениям. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их. Минеральные соли - пища для растений.

Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.



Учитель:

Хоть выйди ты на край села,

Хоть в поле, на околицу,

Когда идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато куда б ты ни пошел,

И по какой распутице,

Дорогу, что нашел ты сам

Вовек не позабудется.





5.Физкульминутка



Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)



6.Работа с учебником (с.66).

Учитель: От чего же зависит цвет почвы?

Дети: От количества перегноя.

Учитель: Давайте подумаем, как образуется перегной?

Дети: Остатки опавших листьев, отмерших животных, растений медленно перегнивают, и образуется перегной.

Учитель: Перегной содержит питательные вещества, которые необходимы для роста и развития растений, а растениями питаются животные. Если растения и животные отмирают, их остатки попадают в почву и под воздействием микробов превращается в перегной. И снова круг превращений веществ повторяется.



7.Страничка для любознательных (Сообщение ученика)

Процесс образования почвы очень продолжительный и сложный. Учеными доказано, что 1 см почвы образуется 250-300 лет, а 20см почвы - в течении 5-6 тыс. лет. Толщина почвенного слоя различна от 2-3 см до 150-200 см.



8.Окно в природу

Рассказ учителя: В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дож­девые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных «почвообразователей».

Кто же участвует в образовании почвы? (Ответы детей).





9.Физкульминутка

«Бабочка» (Гимнастика для глаз)

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).



10.Работа с учебником (с 67-68).

Учитель: Что мы узнали из этой статьи?

Дети: Академик Докучаев Василий Васильевич называл почву кормилицей человека и говорил, что она для нас дороже нефти, угля и золота.

Учитель: На что еще обращал внимание академик В.В. Докучаев?

Дети: Он говорил о бережном отношении к почве. Нельзя на одном и том же участке возделывать из года в год одни и те же культурные растения, использовать большое количество удобрений, вырубать деревья (это приводит к образованию оврагов), распахивать большие пространства (это приводит к пыльным бурям).

Учитель: Да, ребята, наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

А еще ребята, нельзя вносить в почву большое количество ядохимикатов.

Как вы думаете, почему?

Дети: Это отравляет почву, делает ее менее плодородной.

9. Работа экспертной группы. (Заранее подготовленные 2-3 ученика).

Учитель: Что же нужно делать, чтобы сохранить плодородие почвы? Об этом вам расскажут ребята экспертной группы.

  • В первую  очередь бороться с  оврагами. Они  разрушают  почву.

Необходимо  высаживать  растения.

  • Распахивать поперек  склоны,  чтобы  вода  не  размывала  почву.

  • Не  жечь  костры.  Выгорит  перегной – останется  песок.



 Ученица – читает стих:

Земля  нужна  не  только  для  крота,

Ведь без  земли  не  будет  тех  растений,

Которые  с  тобою  нам  нужны.

Растения  своими  крепкими  корнями

Из  почвы  пищу  для  себя  берут.

Их  почва  кормит  и  поит  

И  просто  жизнь  им  всем  дает.

Но  знай  о  том, что если  только  брать

И  ничего  взамен  ей  не  давать,

Земля  иссякнет.


10.Закрепление изученного материала

Учитель: А сейчас проведем «Брейн-ринг» (класс делится на две команды)

Вопросы:

1.Что такое почва?

2. Почему почву называют «чудесной кладовой»?

3.Что такое перегной?

4. Что растения получают из почвы?

5. От чего зависит цвет почвы?

6. Назовите животных, обитающих в почве.

7.Кто такой Докучаев В.В.?

8.Как сохранить плодородие почвы?


11.Рефлексия

Я узнал... .

Мне было интересно… .

Я научился… .

12.Домашнее задание

Творческое задание: прочитать рассказ « Уважайте жизнь дождевого червя» в книге «Великан на поляне; составить синквейн на тему «Почва» (индивидуально).





Список литературы

  1. Асмолова А.Г. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва «Просвещение» 2011;

  2. Ганери Анита , Уолпол Бренда , Стил Филипп ,Чермен Эндрю , Вуд Дженни , Эвисон Бриджит «Энциклопедия для любознательных»,Махаон 2016, с 256;

  3. Максимова Т.Н., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир 3 класс» к УМК А.А.Плешакова («Школа России»), Москва, «Вако» 2017;

  4. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир 3 класс», «Просвещение» 2013.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока окружающий мир (3 класс), тема: "Что такое почва"

Автор: Попова Татьяна Ивановна

Дата: 26.08.2019

Номер свидетельства: 518443

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства