Итак, приступаем к первому пункту плана. - Вот наше незнакомо слово «ЭКОНОМИКА». (слайд 6) - Прочитаем его хором. На какой слог падает ударение? - Где и как мы можем узнать значение этого слова? - в толковом словаре, в интернете, в учебнике, спросить у взрослых. - Давайте найдем значение слова «экономика» в словаре - Ребята, откройте учебник на стр. 108. Найдите последний абзац и прочитайте, какое определение экономики нам предлагает автор учебника. - Что вы заметили? В обоих определениях говорится о хозяйственной деятельности. (слайд 7) - А теперь предлагаю поработать немного со словом «экономика». - На какой вопрос отвечает это слово? На вопрос ЧТО? - А теперь подберите однокоренные слова к слову экономика, обозначающие признак и действие предмета. - Какой? Экономный, - Что делать? Экономить - Делаем вывод, что же такое экономика? - Вот и появилась вторая монетка И мы с вами приступаем ко второму пункту плана. - Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот и начинается наша экономическая жизнь. - Ребята, наша страна это тоже большой дом. Мы сегодня поговорим об экономике страны. Основой развития любой страны, в том числе и нашей России, является, экономика. -В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, их называют отрасли. - Давайте прочитаем слово «Отрасль». Какой слог ударный? - Каждый день мы сталкиваемся с разными отраслями экономики. - Предлагаю вам узнать, какие бывают отрасли экономики. Работа в группах - Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы есть план, подготовлен дополнительный материал. Выполнив по плану все задания, вы определите название одной из отраслей экономики. Через 3-5 минут будьте готовы озвучить итоги своей работы. Задание для 1 группы -Первая группа расскажет о своей отрасли - Как называется отрасль? Чем обеспечивает эта отрасль? Какие профессии в этой отрасли? (картинки: игрушки, одежда, машины, станки) МЫ | ПРО | ШЛЕН | НОСТЬ | 40+30= | 30+20= | 80+5= | 65+30= | - Найдите значения выражений. Расположите ответы в порядке возрастания, сопоставив их соответствующим слогом, и расшифруйте слово. - Проанализируйте картинки и расскажите об отрасли по плану: 1. Название отрасли _______________ (напиши как называется) 2. Эта отрасль — обеспечивает другие отрасли машинами и материалами, это заводы и фабрики. На них производят разные нужные вещи: продукты питания, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, машины. 3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например,(выберите нужную карточку с названиями профессий) шахтёр, автослесарь, геодезист, геолог, инженер, токарь, конструктор, лесник, мастер, кузнец, крановщик, металлург, нефтяник, механик, лаборант, повар, слесарь, станочник, машинист, сварщик, фрезеровщик, технолог, формовщик, химик, строитель, электрик и многие другие Задание для 2 группы - Составьте картинки парами. - Какие пары вы составили? - В какой отрасли экономики могут производить такие продукты? (сельское хозяйство) - Как называется отрасль? Чем обеспечивает эта отрасль? Какие профессии в этой отрасли? - Расскажите об отрасли по плану: 1. Название отрасли _______________ Эта отрасль — это фермы, поля, сады. На фермах разводят животных и получают молоко, яйца и мясо. На полях выращивают зерно, овощи, лён, хлопок, а сады дают нам фрукты и ягоды. 3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например,(выберите нужную карточку с названиями профессий) Ветеринар — лечение и профилактика заболеваний животных. Зооинженер — содержание сельскохозяйственных животных. Пчеловод — разведение и уход за пчелами. Доярка, оператор машинного доения — доение коров, коз, овец и других животных. Агроном — посев и выращивание сельхозкультур, сбор и хранение урожая. Агроинженер — проектирование, разработка и внедрение оборудования, технологий и систем в сельхозпроизводство. Механизатор — наладка и ремонт сельхозтехники. Почвовед — изучение почвенного покрова, определение плодородия почвы, обработка почвы. Садовод — культивирование и выращивание ягодных, плодовых, декоративных культур и растений. Задание для 3 группы Какие картинки у вас были ? В какая отрасль экономики может быть? (сельское хозяйство) - Как называется отрасль? Чем обеспечивает эта отрасль? Какие профессии в этой отрасли? - Расскажи об этой отрасли экономики по плану: 1. Название отрасли _________________ 2. Эта отрасль, без которой нам негде было бы жить, не было бы заводов и фабрик. Строители возводят дома, школы, больницы, мосты и многое другое. (Строительство) 3.В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например,(выберите нужную карточку с названиями профессий) Архитектор. 13 Разрабатывает проекты различных зданий и сооружений, отвечает за эффективное воплощение созданных концепций на практике. 1 Инженер-строитель. 13 Отвечает за разработку и реализацию инженерных решений, которые обеспечивают безопасность и функциональность зданий и сооружений. 3 Крановщик. Поднимает грузы на высоты и перемещает их по строительной площадке. 2 Столяр-плотник. Работает исключительно с деревом: создаёт мебель, принимает участие в возведении зданий и сооружений. 2 Каменщик. 12 Выполняет работы по возведению различных объектов из камня, кирпича, блоков. 1 Бетонщик. 12 Работает непосредственно с бетоном и цементными смесями. 2 Арматурщик. 12 Готовит каркасы для будущих железобетонных конструкций. 2 Кровельщик. Работает с различными материалами, обеспечивая высокую степень гидроизоляции крыши жилых домов и коммерческих объектов. Задание для 4 группы (картинки: самолет, автобус, метро, поезд, корабль, лодка) - Раздели картинки по группам (виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, специальный). - Как называется эта отрасль экономики? - Расскажите об отрасли по плану: 1. Название отрасли ______________ 2. Эта отрасль нужна для перевозки людей и грузов. 3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например, (выберите нужную карточку с названиями профессий) Задание для 5 группы - Прочитайте отрывок из стихотворения. Текст стихотворения Сергея Михалкова «Как старик корову продавал» На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровёнка нужна, Но, видно, не нравилась людям она. — Хозяин, продашь нам корову свою? — Продам. Я с утра с ней на рынке стою! Идёт покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком; — Корову продашь? — Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад! - Ответьте на вопросы: - Где происходит действие? - Чем занимался старик? - Значит, он кто? - Кто еще герой отрывка? - Как можно назвать отрасль экономики, где встречаются такие профессии? - Расскажите об отрасли по плану: 1. Название отрасли _______________ 2. Эта отрасль — это магазины, ларьки, рынки, супермаркеты. Там мы покупаем разные товары. 3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например, (выберите нужную карточку с названиями профессий) - Ребята, я хочу рассказать вам еще об одной отрасли. - Продавать и покупать можно не только товары и продукты, но и труд человека. -Например, в парикмахерской нам сделают стрижку. Родители захотели помыть машину заедут на автомойку. В ателье по пошиву и ремонту одежды нам с вами укоротят брюки или сошьют платье. - Эта отрасль называется Сфера услуг. - Ребята, а подумайте, в какой отрасли экономики работают ваши родители? Назовите предприятия и организации. Динамическая пауза Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. - Покажите посадкой, кто готов работать дальше. - Вот и появилась третья монетка - Итак приступаем к 3 пункту плана - Как вы думаете, а отрасли экономики связаны между собой? Или каждая может существовать отдельно? - Предлагаю в этом убедиться. Утро в каждом доме, семье начинается с завтрака. И на столе у всех свежий хлеб или хлебные изделия, выпечка. - Давайте поразмышляем. Я вам предлагаю проследить путь кусочка хлеба на наш стол. Учитель показывает картинки и выстраивает цепочку. - Что изображено? - Колосья пшеницы. -А как называется отрасль экономики, которая занимается выращиванием пшеницы на полях? - Сельское хозяйство. -А что будет, когда колос созреет? - Надо собирать урожай. -Что нам в этом поможет? -Комбайны, тракторы, грузовые машины. - Какая это отрасль экономики? - Транспорт - Теперь на машинах, собранное зерно мы повезем на элеватор, где его будут сушить, хранить. - На мукомольном заводе зерно превратят в муку. - На хлебозаводе из муки испекут множество разнообразных хлебобулочных изделий. - Какая это отрасль экономики? - Промышленность - Но на этом путь хлеба не заканчивается. -Подумайте, а что дальше происходит с хлебом? Как он окажется у нас на столе? - На машинах хлеб развезут по магазинам, ларькам. - Теперь в магазине хлеб можно купить. - Значит, снова транспорт нам поможет доставить хлеб в магазины. - А дальше? - Теперь в магазине хлеб можно купить. - Это какая отрасль? - Торговля - Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы. - А заводы, элеватор, магазины появились благодаря какой отрасли? - Строительство - Посмотрите, какой длинный путь проделал хлеб прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных отраслей экономики было задействовано. - Какой же сделаем вывод? -Все отрасли экономики взаимосвязаны. - Вот и появилась четвертая монетка |