Урок 1, 2
Разработка урока экономики для 1 класса
Тема урока: Что такое экономика. Цель урока: Актуализировать и систематизировать имеющиеся у детей сведения об экономике Задачи: Ознакомить школьников с содержанием и структурой данного курса. Начать формировать представление об экономике как способе ведения хозяйства и науке изучающей правила ведения хозяйства. Рассмотреть экономические проявления в повседневной жизни людей. Показать необходимость изучения экономики для рационального ведения хозяйства. Ознакомить учащихся с историей рождения и развития экономики, рассказать об экономике Древней Греции. | | |
Оборудование: интерактивное оборудование, Flash - проигрыватель.
Методы проведения урока: словесный, наглядный, практическая работа.
Ход урока:
I. Мотивация:
II. Сообщение темы и цели урока:
учебно-познавательная цель - ознакомление обучающихся с представлением об экономике как способе ведения хозяйства и науке изучающей правила ведения хозяйства;
практическая цель - применение полученных знаний на практике.
III. Изложение нового материала.
В процессе беседы ввести новое понятие «Экономика».
Экономика - в переводе с греческого oikos – домашнее хозяйство и namos - закон.
В буквальном смысле это термин трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. (Слайд №2).
Зарождение экономики.
Родилась экономика примерно 10 тыс. лет назад в Древней Месопотамии. Здесь в плодородной и тёплой долине между азиатскими реками Тигр и Евфрат, люди начали активно заниматься сельским хозяйством.
Это означало, что вместо привычного им на протяжении многих тысячелетий сбора плодов и растений они стали осознанно выращивать их на своих полях.
А вместо того, чтобы охотиться на домашних животных, люди приручили их и стали пасти. (Слайд №3).
Все эти изменения привели к увеличению количества продовольствия, которым семьи обеспечивали себя.
Иными словами, обществу тогда впервые удалось решить самую сложную и важную экономическую задачу – использование имеющегося в его распоряжении орудия труда и природные ресурсы с большим, чем прежде результатом.
Этот успех изменил образ жизни людей. Они наконец получили возможность жить на одном месте, не опасаясь голода. Более того, когда продуктов питания стало больше, в семьях увеличилось число детей, а смертность от голода и порождённых недоеданием болезней сократилась. (Слайд №4).
Возросшее число рабочих рук позволило людям начать разделять между собой обязанности: одни стали выращивать растения, другие ухаживать за скотом, третьи изготавливать необходимые земледельцам и скотоводам инструменты, четвёртые занялись производством посуды и предметов домашнего обихода.
Постепенно в некоторых поселениях ремесленников стало больше, чем крестьян. Так родились первые города. (Слайд №5).
В Древней Греции хозяйство было в основном натуральным, домашним, поэтому экономика того периода представляла собой домоводство, т.е. искусство ведения домашнего хозяйства. (Слайд №6).
Древние Греки преуспевали не только в ведении домашнего хозяйства, но и в различных ремёслах.
В центре каждого греческого города находилась главная, или рыночная, площадь. Она была центром деловой жизни, здесь горожане обменивались опытом ведения экономики, обсуждали насущные экономические проблемы. На рыночных площадях люди также торговали. Рыбу и мясо часто раскладывали на мраморных столах, которые охлаждали продукты. (Слайд №7).
В каждом городе Древней Греции до IV в до н.э. были собственные монеты. Однако торговцы, которые вели свои дела в других городах, обменивали деньги у менял. Менялы брали за это вознаграждение и часто имели такой доход, что могли давать деньги в долг. Меняла иногда помогал людям , у которого имелись излишки денег. Он мог найти для них подходящее дело, в которое стоило вкладывать деньги и выплачивал им определённый процент от дохода. По сути дела эти менялы и являлись самыми первыми банкирами на нашей планете. (Слайд №8).
Сформулировать что в современном понимании определение экономики оно имеет три основных значения:
Экономика – это совокупность производственных отношений, возникающих между участниками производства.
Экономика – хозяйство отдельного района, страны, группы стран, всего мира, включающее разные виды производства или его часть.
Экономика – научная дисциплина, изучающая различные аспекты экономических отношений. (Слайд №9).
Ребята, для чего нужно развивать экономику?
Люди создают и развивают экономику, чтобы создавать блага, необходимые им для удобства, комфорта, радости, потому что с помощью благ люди удовлетворяют свои потребности.
Благом называется всё, что человек использует для удовлетворения своих потребностей. (Слайд №10).
Что же такое благо?
Все предметы к которым ты привык, и которые помогают делать твою жизнь интересной, насыщенной, более безопасной является благом. (Слайд №11).
Благом может быть предмет, который человек:
Носит (джинсы, футболка, кроссовки).
Кушает (конфета, яблоко, хлеб).
Использует для своих личных целей (магнитола, телевизор, компьютер). (Слайд №12).
Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие: (Слайд №13).
В ходе хозяйственной деятельности развивались знания людей о свойствах материалов, на основе развития науки и техники вырабатывались умения ими пользоваться, что всегда способствовало созданию нового поколения экономических благ, которые в очередной раз делали жизнь человека более безопасной.
Общество - это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися общими целями, интересами, совместной деятельностью. (Слайд №15).
Семья- это группа людей, живущих вместе, имеющих общие интересы и ведущих совместное хозяйство. (Слайд №16).
Домашнее хозяйство- это совокупность предметов домашнего обихода, необходимых для жизни всех членов семьи. (Слайд №17).
IV. Практическая работа.
№1 Игра. «Кладовая букв».
Составьте экономические понятия из имеющихся букв: м, о, б, э, ь, х, я, к, а, з, т, н, и, щ, е, с, в, й
(Слайд №18).
№2 Игра. «Шифровальщик».
Расшифруй слова и объясни их значение.
Освятхойз
Щеобство
Мясье
Аконз
Имакоэно
Отпьерботмн
(Слайд №19).
V. Заключительная часть урока.
Вопросы классу:
В решении каких экономических проблем вы принимали участие?
Какие экономические термины вы слышали?
С какой экономической деятельностью имеют дело ваши родители, знакомые?
(Слайд №20).
Подведение итогов урока.
2