kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательный материал на тему "Кто как летает"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволит познакомить детей со способами полета животных, а также расширить их кругозор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательный материал на тему "Кто как летает"»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ «КТО КАК ЛЕТАЕТ»

Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Подняться в небо – давняя мечта человека. Легенды и документы, сохранили нам историю борьбы человека за овладение воздушной средой. От мифического Икара и великого Леонардо до безвестных крепостных и ремесленников тянется цепь попыток преодолеть силу притяжения.

Совершенно естественно, что в поисках секретов полета человек всегда обращался к животным. Способностью летать обладают не только птицы, но и насекомые, а из млекопитающих – рукокрылые. Многие группы позвоночных имеют приспособления, позволяющие им планировать.

Познакомимся с разными видами полета представителей животного мира.

В природе наблюдается большое разнообразие полетов: полеты планирующие, скользящие, машущие. Это разнообразие – результат специализации летательного аппарата птиц в соответствии с различными биологическими потребностями каждого вида. Не все птицы обладают какими-либо характерными летными качествами. Есть птицы, умеющие все понемногу. В качестве примера такого неспециализированного полета можно привести полет серой вороны. Летает серая ворона довольно медленно и тяжело, однако уверенно чувствует себя в воздухе. Она способна делать в воздухе броски, перевороты, пируэты; умеет пикировать, пользоваться скользящим полетом, парить. Скромные, но универсальные летные возможности вороны в сочетании с осторожностью и находчивостью этой умной и смелой птицы делают ее поведение очень гибким и позволяют ей приспосабливаться к любым условиям существования.

Самой скоростной формой полета является пикирование. Во время пикирования птица, сильно подгибая крылья, уменьшает площадь их лобового сопротивления.. В результате резко возрастает скорость полета. Пикирование характерно, прежде всего, для крупных соколов, которые специализируются на охоте за летящей птицей. Заметив добычу, сокол круто взмывает вверх, и, набрав высоту, переходит в пикирование. Приближаясь по касательной к птице, сокол поражает ее когтями, а затем подхватывает на лету. Пикирующий полет позволяет соколам в 5-6 раз увеличить скорость полета и ловить быстролетных птиц.

Когда птице нужно остановиться в воздухе, она пользуется трепещущим полетом. Птица начинает быстро и глубоко работать крыльями, направление взмахов становится горизонтальным, а тело птицы, наоборот, принимает вертикальное положение. Такой способ полета позволяет птице на несколько секунд зависать в воздухе. Так зависает над полями пустельга, высматривающая мышь, зимородок над рекой. Такой полет утомителен для птиц, поэтому он не бывает продолжительным.

Характерная черта полета ястребов (тетеревятника и перепелятника) – необычайная маневренность. Стремительный порывистый полет в чаще леса, резкие повороты и торможение, частые взлет и посадка – типичные черты охотничьего стиля лесных ястребов. И если у соколов, охотников открытых пространств, относительно длительный скоростной бросок – пикирование, то для ястреба характерна серия коротких резких бросков – маневров.

Парение в восходящих потоках воздуха называется статистическим. Попав в восходящий поток, птица планирует вниз, и, если при этом возникает подъемная сила больше веса птицы, она поднимается вверх. Не выходя за пределы воздушного потока, птица перемещается по спирали и набирает высоту. Когда высота достаточна, птица может спланировать к следующему восходящему потоку, перемещаясь в нужном направлении, как планер. Для птиц-парителей (орлы, грифы, аисты, некоторые птицы семейства ястребиных) характерны большие широкие крылья с четко выраженной разрезной вершиной.

Кроме статистического парения, существует парение в горизонтальных потоках воздуха – динамическое. Им пользуются океанические птицы: альбатросы, фрегаты, буревестники. В океане всегда дуют ветры, и птицы используют разницу в скорости воздушных потоков на различной высоте. Скользя вниз к воде, где порывы ветра слабее, альбатрос набирает скорость. У самой воды он разворачивается грудью к ветру и взмывает вверх, используя подъемную силу, создаваемую встречным ветром. Затем цикл повторяется. Огромные, свыше трех метров в размахе крылья альбатроса прекрасно приспособлены для такого парения.

Одна из самых быстролетных птиц – стриж. Часами реет он в летнем небе, не испытывая ни малейшей усталости. Воздух – его стихия. В воздухе он кормится. На лету купается и пьет. А по некоторым данным может даже спать. По характеру полета и способу добывания добычи (он не в состоянии брать корм иначе, как в стремительном полете) стриж оказывается подчас в неблагоприятных условиях. В холодные ненастные дни лета, когда в воздухе нет насекомых, птица впадает в оцепенение.

Для отряда куриных птиц (глухарь, фазан, тетерев, рябчик и другие) характерен чрезвычайно энергичный, однако непродолжительный полет. Иногда его называют хлопающим. Летают куриные редко и неохотно, так как необходимое – корм, условия для гнездования, защиту от опасности – они находят на земле. Обычно, заметив опасность, птица затаивается и взлетает только в самый последний момент. Подъем - стремительный, крутой, шумный. Оторвавшись от преследователя, птица переходит на менее утомительный скользящий полет, затем снижается и спешит спрятаться на земле.

У мелких птиц интенсивный машущий полет чередуется со скольжением по инерции. Общая траектория полета – волнообразная линия, поэтому такой полет называют иногда волнообразным, или пульсирующим. Во время полета активная работа крыльями чередуется с паузами, в течение которых птица отдыхает. Для мелких птиц это имеет немаловажное значение, так как интенсивность взмахов у них в несколько раз больше, чем у крупных птиц.

Колибри пользуются так называемым вибрационным полетом. Это удивительно яркие, отливающие металлическим блеском птички кормятся на лету, повиснув в воздухе перед цветком и высасывая нектар своим трубкообразным языком. Стремительными рывками перелетает птица от цветка к цветку. Крылья работают с такой быстротой, что их не видно. Количество взмахов в секунду некоторых видов достигает 70. Вибрационный полет колибри можно сравнить с полетом вертолета. Колибри может зависать на месте, двигаться вверх, вниз, в сторону и даже назад.

Из млекопитающих только рукокрылые обладают искусством активного полета. Полет летучих мышей очень порывистый, быстрый, с резкими ускорениями. Высокая маневренность обеспечивается эффективным тормозным устройством. Подгибая хвост и шпоры, которые поддерживают межбедренную перепонку, летучая мышь образует тормозной мешок, позволяющий ей остановиться и резко менять направление.

Самое простое приспособление для планирования имеет летучая лягушка. Ее передние и задние лапы снабжены очень широкой перепонкой. Во время прыжка лягушка сильно раздвигает пальцы лап. Падение замедляется и переходит в скольжение. Это приспособление позволяет лягушке прыгать с деревьев по пологой кривой и увеличивать длину прыжка во время передвижения по земле.

Самое эффективно приспособление для планирования имеет шерстокрыл, житель Индокитая и Филиппинских островов. Все его лапы соединены плотной кожистой перепонкой, которая охватывает также хвост и шею зверька. Светлое время суток зверек проводит в кроне деревьев, уцепившись лапами за сук и повиснув вниз головой. С наступлением сумерек он отправляется на поиски пищи. Забравшись в верхнюю часть кроны, шерстокрыл прыгает вниз, раскрывая в прыжке свою летательную перепонку. Зверек может пролететь по воздуху до 140 метров, потеряв при этом всего 10-15 метров высоты. Это почти горизонтальный полет. Полет шерстокрыла можно сравнить с полетом дельтаплана.

Другим представителем планирующих животных нашей фауны является летяга, или белка-летяга. Это маленькое ночное животное с мягким серым мехом и огромными темными глазами. Между ее перепонками и задними лапами по бокам тела натянута настоящая летательная перепонка. Во время прыжка летяга широко расставляет лапы и раскрывает свой меховой парашют, который позволяет ей делать очень длинные и пологие прыжки. Поджимая задние лапы и отклоняя хвост, летяга может чуть-чуть управлять своим полетом. И если на дереве летяга может чуть-чуть управлять своим полетом. И если на дереве летяга чувствует себя менее уверенно, чем белка, то в полете ее превосходно очевидно.

Интересное приспособление для планирования имеет летучий дракон. Это небольшая ярко окрашенная ящерица из семейства агам, ее длина 21 см, из них 12,5 см приходится на хвост. По бокам тела летучего дракона имеется 5 ложных ребер, между которыми находятся кожистые складки. Когда животное на земле, ребра прижаты к телу, и дракон поход на обычную ящерицу. Прыгая вниз, дракон расправляет ложные ребра и натягивает кожу, как натягивает ткань стальные спицы зонтика. Это позволяет ему отлично планировать по пологой траектории на другое дерево или на землю. Вдобавок к этому в теле дракона имеются специальные полости, которые во время прыжка наполняются воздухом, а длинный хвост служит хорошим рулем.

Среди рыб, так же как среди млекопитающих и рептилий, есть виды, способные к планированию в воздухе. Это живущие в экваториальных и субтропических водах летучие рыбы. У них необычайно длинные грудные плавники, стройное тонкое тело и длинный хвостовой плавник, нижняя лопасть которого больше верхней. Спасаясь от хищников, летучая рыба на большой скорости поднимается к поверхности воды. Сложив грудные плавники, она энергично работает хвостом, затем несколькими сильными ударами резко бросает тело вперед и вверх, одновременно раскрывая грудные плавники. Воздушные потоки, отраженные от поверхности волн, подхватывают ее, и она летит как выпущенная из лука стрела на расстояние 150-200 метров.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательный материал на тему "Кто как летает"

Автор: Ирина Евгеньевна Григорьева

Дата: 04.12.2020

Номер свидетельства: 565395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока математики, презентация для урока по теме:"Дробь как часть целого""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-matiematiki-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-drob-kak-chast-tsielogho"
    ["file_id"] => string(6) "247972"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446647547"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Кто такие насекомые?" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kto-takiie-nasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "110616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406302172"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока  по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "227261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440672083"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект игры-беседы по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Тема: ''Кто живёт в лесу?'' "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-ighry-biesiedy-po-formirovaniiu-ekologhichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-tiema-kto-zhiviot-v-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "245580"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446144198"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока: Кто такие птицы?"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekturokaktotakiieptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "263308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449508826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства