Конспект урока
Предмет: окружающий мир 1 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: «Кто такие насекомые?»
Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии.
Задачи:
Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии мира насекомых; познакомить учащихся с различными видами насекомых.
Развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о том, чем отличаются насекомые от других видов животных; способствовать развитию познавательного интереса, воображения.
Воспитательные: способствовать воспитанию стремления бережно относится к природе в повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетрадь на печатной основе.
Ход урока
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Слайд № 1
II. Введение в тему
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. А вот мир, каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим.
Слайд № 2
- Посмотрите, кто это? (Бабочка, кузнечик и т.д.) Назовите.
Как называются эти животные? (Насекомые)
- Мы с вами совершим путешествие в мир насекомых.
- Нам предстоит ответить на вопрос, кто такие насекомые?
Слайд № 3
При слове «насекомое» обычно сразу вспоминаются такие насекомые как мухи, бабочки, комары, моль, жуки, муравьи, пчёлы. Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Но никто даже не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете насекомых, и при этом не имеет представления ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни!
Насекомые существуют на Земле уже 300 миллионов лет.
И сегодня они приглашают вас в гости!
III. Работа по теме урока
Слайд № 4
1. Кроссворд
- Ребята, послушайте внимательно загадки и попробуйте отгадать, о ком идёт речь.
1. Прыгает пружинка -
зелёная спинка.
С травы - на былинку,
с ветки на тропинку.
2. Над цветком
порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
3. Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят - у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я - ….
4. Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок.
5. Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт.
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
7. Ходит ходок
через потолок,
Всем надоедает,
здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
8. Домовитые хозяйки
Пролетают над лужайкой.
Похлопочут над цветком -
Он поделится медком.
9. Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
- Вы разгадали кроссворд, молодцы! А как же, одним словом назвать всех этих животных? (Насекомые)
Слайд № 5
- Рассмотрите их внимательно, похожи ли они между собой. Есть ли у них что-то общее? По каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение тела)
Слайд № 6
- Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики.
- А как же отличить насекомое от остальных животных? Ведь голова, усики, брюшко есть и у других животных?
- Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног.
- Ребята, скажите, а где обитают насекомые? (В воздухе, в почве, в воде.)
Слайд № 7
- Ребята, так как же отличить насекомых от животных?
3. Работа в тетради (с.10)
- Откройте тетрадь на странице 10. Дорисуйте насекомым ножки. Сколько ножек нужно дорисовать?
Слайд № 8 ФИЗМИНУТКА
Слайд № 9: Отгадайте по описанию, о каком животном идёт речь?
Это животное плетёт красивую лёгкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Оно не летает, а тихонько ждёт, когда кто-нибудь попадёт в его ловушку. У него восемь ног.
Это животное делает землю плодородной. Роет узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Его можно найти под старыми корешками. После дождя оно выбирается на поверхность земли подышать.
Тело этого животного покрыто пушком. Его звук - жужжание. Только оно может добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У него шесть ног и есть крылышки.
Это животное быстро летает и умеет бегать по потолку. Очень любит, когда оставляют крошки на обеденном столе.
- Это насекомые?
- Кто из них насекомое?
- Почему?
Слайд № 10 -11:
- Подумайте и скажите можно ли паука назвать насекомым?
Слайд № 12: Распределите на 2 группы животных
Слайд № 13:
- А вы знаете, чем питаются эти насекомые?
Многие насекомые питаются растениями, некоторые бабочки – пыльцой. Но есть среди насекомых и хищники.
Например, божья коровка поедает тлей, которые губят плодовые деревья.
В отличие от божьей коровки, которая поедает тлей, муравьи охраняют это насекомое. Точнее, они пасут их как стадо коров, и при этом, так же как мы получаем от коров молоко, получают сладкий нектар от тлей, который затем съедают. Нектар, который выделяет тля, губит деревья. Таким образом, муравьи делают 2 добрых дела – кормят семью и охраняют деревья.
Среди насекомых много жуков. Среди них есть хищники и растительноядные. Например, жук - красотел спасает лес от разных гусениц. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных, поэтому их называют «санитарами».
Самые красивые насекомые – это бабочки. Их крылья покрыты разноцветными чешуйками. Осенью одни бабочки улетают зимовать в тёплые страны, другие засыпают до весны. Некоторые бабочки стали редкими и их необходимо охранять. Например, бабочка махаон, занесена в красную книгу России. Как мы с вами можем позаботиться об охране этой бабочки?
Очень опасное насекомое муха. Она является разносчиком многих заболеваний. На лапках мухи можно обнаружить несколько млн. различных микробов. Мухи садятся на продукты и оставляют на них болезнетворные бактерии. Человеку необходимо защищать своё жилище от мух.
Слайд № 14: Занимательные вопросы:
1.Чем стрекочет кузнечик?
(На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле - зацепочки. Треск, получается, от трения ноги о крыло).
2. Где у кузнечика ухо?
(Орган слуха у него находиться в голенях передней пары ног)
3.Кто трижды родиться, прежде чем стать взрослым?
(Бабочка: яичко, гусеница, из куколки - бабочка)
4.Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнет с первыми холодами. Некоторые забираются в щели деревьев, заборов, домов и там перезимовывают. А ещё улетают на юг)
5.Что случается с пчелой после того, как она ужалит?
(Она гибнет)
6.Без какого насекомого не сможет двигаться танк?
(Без гусеницы)
Итог урока:
- Сегодня на уроке мы много говорили о насекомых. Так, давайте ответим на вопрос кто такие насекомые?
(Насекомые – это живые существа, у которых 6 ног, голова, грудь, брюшко, чувствительные усики. Многие из них приносят пользу природе и человеку, но есть и такие, которые вредят. Некоторые виды насекомых нуждаются в нашей защите.)