kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики, презентация для урока по теме:"Дробь как часть целого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.И.О. автора Иваницкая Ирина Владимировна

Место работы 

МБОУ Михайловская СОШ Красносулинского района Ростовской области

Должность автора учитель математики

Тема: «Дробь как часть целого»

ЦЕЛИ УРОКА

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Сформировать у учеников представление о дроби как о части целого;

  • Сформировать понятие «знаменатель», «числитель» дроби;

  • Сформировать навык чтения и записи обыкновенных дробей.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Опираясь на опыт, интуицию и умение анализировать, сравнивать и обобщать,

  • включать учеников в самостоятельную познавательную деятельность, используя при этом наглядные, предметные и графические модели.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Развивать познавательный интерес средствами ИКТ

    ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Математика, 5 класс, Н.Б.Истомина ( учебник для ощеобразовательных учреждений)/

     « Ассоциация XXI век», 2008г.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, презентация в Power Point

  • Цветные карандаши, раздаточный материал, рабочие листы.

  1. < >

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Перед учениками стоит парта. К ней выходят 4 девочки, у каждой из них поднос, на котором лежат:

  2. У 1 девочки – 2 яблока

    У 2 девочки – 3 яблока

    У 3 девочки – 4 яблока

    У 4 девочки – 3 дольки от разрезанного на 4 части яблока.

    Ребята, ваши одноклассницы принесли на урок яблоки. Алёна! Что произошло с твоим яблоком? (Девочка говорит, что решила угостить своих трех подруг, поделила яблоко поровну, и себя, конечно, не обидела, но не удержалась и съела свою дольку). Да, яблоко и правда выглядит аппетитно! Итак, ребята, вам необходимо рядом с каждым подносом положить то число, которое соответствует количеству яблок на каждом из этих подносов (числа записаны на карточках).

 (в результате обсуждения решения этой задачи ребята должны прийти к выводу, что среди натуральных чисел нет такого, которое можно было бы положить рядом с 4 подносом, т.к. число должно соответствовать количеству яблок, а не кусочков, т.е. долек)

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    Давайте попробуем разобраться в этой ситуации. Для этого я попрошу вас выполнить задание(Слайд 1):

Ребятам предлагается распределить прямоугольники по двум группам (в одну группу попадут прямоугольники, разделенные на равные части, в другую – на разные; в случае затруднения предложить им готовый вариант, но обязательно спросить, по какому признаку произошло разделение на эти группы)

Алёна, если вы помните, разрезала свое яблоко на 4 равные части. Вот и мы из этих двух групп рассмотрим 1 группу, в которой прямоугольники были разделены на равные части. Выясним, какая часть прямоугольника закрашена.

Слайд 2:

(Учимся записывать новые числа - обыкновенные дроби. Знакомимся с понятием «числитель», «знаменатель» дроби, усваиваем, что они означают в записи дроби)

Ребята, есть замечательное стихотворение, посвященное числам, с которыми мы с вами познакомились, и я предлагаю вам его прочитать. (читают выразительно стихотворение о дробной черте – слайд 3).

  Хотелось бы отметить, что в русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.

  1. < >

    Прочитай дробь, назови её числитель и знаменатель. На что они указывают?

    (читаем дроби так, чтобы каждый ребенок мог ответить. Например: дробь семь десятых, знаменатель 10 показывает, на сколько равных частей делим целое; числитель семь показывает, сколько таких частей берем)

    Назовите дроби с одинаковыми числителями. Чему равен числитель этих дробей?

    Назовите дроби с одинаковыми знаменателями. Чему равен знаменатель этих дробей?

    Назовите дробь, которая показывает, какая часть квадрата окрашена в красный цвет; в зеленый цвет; желтый цвет. Чем похожи эти дроби? ( у всех знаменатель равен 8).

    Назовите дробь, которая показывает, какая часть круга окрашена в зеленый, красный и синий цвета.

        Предлагаю вам выполнить несложные задания (слайды 5,6,7):

    Слайд 8. Работа с геометрической моделью (прямоугольник). Выбор вариантов  окрашивания нужной части прямоугольника.

( способ деления  и окрашивания дети выбирают сами, на доске цветными мелками  3 человека показывают свое решение, после чего на слайде появляются варианты презентации)

Вы, наверное, заметили, что с начала урока у вас на партах лежат коробочки с фруктовыми муляжами. Эти муляжи, ребята сделаны руками наших старшеклассников по моей просьбе, и сейчас мы воспользуемся их замечательными поделками (муляжи выполнены из соленого теста, ярко окрашены и покрыты лаком, имеют объем около1,5см3).

Представьте, что наша повариха, тетя Люба попросила сварить компот для самых маленьких наших школьников – первоклашек. Вы должны в нашу кастрюльку принести фрукты для этого компота, причем яблок с каждой парты нужно принести 5/6, груш 3/5, а абрикос  2/3 от общего количества.

Раздаточный материал:

(Класс, в котором проводился урок  насчитывает 8 человек. Дети сидят по одному. Кому- то досталась коробочка с яблоками, кому- то  с грушами или с абрикосами. Ребята подходят к учительскому столу и говорят, сколько фруктов они принесли. После чего идет обсуждение того, как нужно было действовать, чтобы справится с заданием).

Что ж, вы потрудились на славу, а за работой, как известно, время летит незаметно. На ваших партах лежат конверты.. Как вы думаете, что обычно люди кладут  в конверт? Вы правы! В каждом из этих конвертов – письмо. А знаете, для чего  пишут письма? Да, верно! Для того, чтобы узнать что-то новое от того, кто написал письмо. А ещё человек, который пишет письмо, ждёт с нетерпением, что на него ответят. И я буду ждать  ваших ответов с нетерпением!

 Письмо в вашем конверте необычное, оно содержит задания по новой теме, Я очень надеюсь, что вам уже хочется открыть конверт и скорее прочитать содержимое.  (дети достают задание и начинают его выполнять)

  1. ИТОГ УРОКА.

    Давайте вспомним, с чего начался урок, с какой проблемой мы столкнулись? Удалось ли нам справиться с ней?( Не смогли найти нужное число; да, удалось -  мы сегодня познакомились с новыми числами). Кто сможет сказать, как они называются? Что означают числа, записанные под дробной чертой, над дробной чертой?  Что вам понравилось на уроке? Что далось тяжелее всего?

Я благодарю вас за урок! За ваши сегодняшние успехи. И за ваши ошибки тоже благодарю. Потому что лишь тот не ошибается, кто ничего не делает. А вы сегодня хорошо потрудились.

ПИСЬМО в конверте:

Ф.И.______________

1. Определи, какая часть сада засажена яблонями, какая - грушами, какая- сливами.

яблони -                       груши-                          сливы-

2. Засади        этой грядки аппетитными огурчиками!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДРОБЬ КАК ЧАСТЬ ЦЕЛОГО»



Ф.И.О. автора Иваницкая Ирина Владимировна

Место работы

МБОУ Михайловская СОШ Красносулинского района Ростовской области

Должность автора учитель математики


Тема: «Дробь как часть целого»


ЦЕЛИ УРОКА

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Сформировать у учеников представление о дроби как о части целого;

  • Сформировать понятие «знаменатель», «числитель» дроби;

  • Сформировать навык чтения и записи обыкновенных дробей.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Опираясь на опыт, интуицию и умение анализировать, сравнивать и обобщать,

  • включать учеников в самостоятельную познавательную деятельность, используя при этом наглядные, предметные и графические модели.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Развивать познавательный интерес средствами ИКТ

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Математика, 5 класс, Н.Б.Истомина ( учебник для ощеобразовательных учреждений)/

« Ассоциация XXI век», 2008г.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, презентация в Power Point

  • Цветные карандаши, раздаточный материал, рабочие листы.























  1. ОРГМОМЕНТ

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами побываем на обычном уроке. А, может, быть, и не таком уж обычном? Об этом судить вам. А пока мне хотелось бы вам пожелать быть небезразличными ко всему, что вы увидите, проявить определённую долю любознательности, чтобы достичь цели. Как сказал один поэт, Любознательность создаёт учёных и поэтов. Кто знает, быть может кто-то из вас в будущем прославит нашу науку, а кто-то сможет написать такие строки, которыми будет зачитываться не одно поколение людей.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Перед учениками стоит парта. К ней выходят 4 девочки, у каждой из них поднос, на котором лежат:

У 1 девочки – 2 яблока

У 2 девочки – 3 яблока

У 3 девочки – 4 яблока

У 4 девочки – 3 дольки от разрезанного на 4 части яблока.

Ребята, ваши одноклассницы принесли на урок яблоки. Алёна! Что произошло с твоим яблоком? (Девочка говорит, что решила угостить своих трех подруг, поделила яблоко поровну, и себя, конечно, не обидела, но не удержалась и съела свою дольку). Да, яблоко и правда выглядит аппетитно! Итак, ребята, вам необходимо рядом с каждым подносом положить то число, которое соответствует количеству яблок на каждом из этих подносов (числа записаны на карточках).

(в результате обсуждения решения этой задачи ребята должны прийти к выводу, что среди натуральных чисел нет такого, которое можно было бы положить рядом с 4 подносом, т.к. число должно соответствовать количеству яблок, а не кусочков, т.е. долек)

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Давайте попробуем разобраться в этой ситуации. Для этого я попрошу вас выполнить задание(Слайд 1):



Ребятам предлагается распределить прямоугольники по двум группам (в одну группу попадут прямоугольники, разделенные на равные части, в другую – на разные; в случае затруднения предложить им готовый вариант, но обязательно спросить, по какому признаку произошло разделение на эти группы)

Алёна, если вы помните, разрезала свое яблоко на 4 равные части. Вот и мы из этих двух групп рассмотрим 1 группу, в которой прямоугольники были разделены на равные части. Выясним, какая часть прямоугольника закрашена.

Слайд 2:

(Учимся записывать новые числа - обыкновенные дроби. Знакомимся с понятием «числитель», «знаменатель» дроби, усваиваем, что они означают в записи дроби)

Ребята, есть замечательное стихотворение, посвященное числам, с которыми мы с вами познакомились, и я предлагаю вам его прочитать. (читают выразительно стихотворение о дробной черте – слайд 3).





Хотелось бы отметить, что в русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.

  1. РАЗУЧИВАНИЕ

Ну а сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с обыкновенными дробями.

Слайд 4.



Прочитай дробь, назови её числитель и знаменатель. На что они указывают?

(читаем дроби так, чтобы каждый ребенок мог ответить. Например: дробь семь десятых, знаменатель 10 показывает, на сколько равных частей делим целое; числитель семь показывает, сколько таких частей берем)

Назовите дроби с одинаковыми числителями. Чему равен числитель этих дробей?

Назовите дроби с одинаковыми знаменателями. Чему равен знаменатель этих дробей?

Назовите дробь, которая показывает, какая часть квадрата окрашена в красный цвет; в зеленый цвет; желтый цвет. Чем похожи эти дроби? ( у всех знаменатель равен 8).

Назовите дробь, которая показывает, какая часть круга окрашена в зеленый, красный и синий цвета.

Предлагаю вам выполнить несложные задания (слайды 5,6,7):



























Слайд 8. Работа с геометрической моделью (прямоугольник). Выбор вариантов окрашивания нужной части прямоугольника.

( способ деления и окрашивания дети выбирают сами, на доске цветными мелками 3 человека показывают свое решение, после чего на слайде появляются варианты презентации)

Вы, наверное, заметили, что с начала урока у вас на партах лежат коробочки с фруктовыми муляжами. Эти муляжи, ребята сделаны руками наших старшеклассников по моей просьбе, и сейчас мы воспользуемся их замечательными поделками (муляжи выполнены из соленого теста, ярко окрашены и покрыты лаком, имеют объем около1,5см3).

Представьте, что наша повариха, тетя Люба попросила сварить компот для самых маленьких наших школьников – первоклашек. Вы должны в нашу кастрюльку принести фрукты для этого компота, причем яблок с каждой парты нужно принести 5/6, груш 3/5, а абрикос 2/3 от общего количества.

Раздаточный материал:

(Класс, в котором проводился урок насчитывает 8 человек. Дети сидят по одному. Кому- то досталась коробочка с яблоками, кому- то с грушами или с абрикосами. Ребята подходят к учительскому столу и говорят, сколько фруктов они принесли. После чего идет обсуждение того, как нужно было действовать, чтобы справится с заданием).

Что ж, вы потрудились на славу, а за работой, как известно, время летит незаметно. На ваших партах лежат конверты. . Как вы думаете, что обычно люди кладут в конверт? Вы правы! В каждом из этих конвертов – письмо. А знаете, для чего пишут письма? Да, верно! Для того, чтобы узнать что-то новое от того, кто написал письмо. А ещё человек, который пишет письмо, ждёт с нетерпением, что на него ответят. И я буду ждать ваших ответов с нетерпением!



Письмо в вашем конверте необычное, оно содержит задания по новой теме, Я очень надеюсь, что вам уже хочется открыть конверт и скорее прочитать содержимое. (дети достают задание и начинают его выполнять)

  1. ИТОГ УРОКА.

Давайте вспомним, с чего начался урок, с какой проблемой мы столкнулись? Удалось ли нам справиться с ней?( Не смогли найти нужное число; да, удалось - мы сегодня познакомились с новыми числами). Кто сможет сказать, как они называются? Что означают числа, записанные под дробной чертой, над дробной чертой? Что вам понравилось на уроке? Что далось тяжелее всего?

Я благодарю вас за урок! За ваши сегодняшние успехи. И за ваши ошибки тоже благодарю. Потому что лишь тот не ошибается, кто ничего не делает. А вы сегодня хорошо потрудились.

ПИСЬМО в конверте:

Ф.И.______________

1. Определи, какая часть сада засажена яблонями, какая - грушами, какая- сливами.






яблони - груши- сливы-

2. Засади этой грядки аппетитными огурчиками!






















3. Ане на день рождения бабушка испекла вкусненький пирог. Аня съела этого пирога, Светочка съела пирога, а Люба чуть не лопнула, съев пирога. Найди и раскрась те части пирога, которые съели каждая из девочек.















4. Даны обыкновенные дроби:

Выпиши дроби, у которых:

  1. Одинаковые числители:___________________________



  1. Одинаковые знаменатели:_________________________



  1. Числители – чётные числа__________________________



  1. Знаменатели кратны числу 3________________________





5. В 5 классе заболел учитель математики. Узнай, какая часть учеников совсем не огорчилась, узнав это известие?



















































Просмотр содержимого презентации
«Дробь как часть целого»

Классная работа. На какие две группы можно распределить эти прямоугольники?

Классная работа.

На какие две группы можно распределить эти прямоугольники?

Какая часть прямоугольника закрашена на каждом рисунке? 4 1 3 15 15 15 3 1 2 6 6 6 1 6 5 12 12 12 Числитель дроби – показывает, сколько таких частей взяли а в Знаменатель дроби – показывает, на сколько равных частей делили целое

Какая часть прямоугольника закрашена на каждом рисунке?

4

1

3

15

15

15

3

1

2

6

6

6

1

6

5

12

12

12

Числитель дроби –

показывает, сколько таких частей взяли

а

в

Знаменатель дроби –

показывает, на сколько равных частей делили целое

Каждый может за версту  Видеть дробную черту.  Над чертой – числитель, знайте,  Под чертою – знаменатель.  Дробь такую, непременно,  Надо звать обыкновенной.

Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной.

Прочитай дробь, назови её числитель и знаменатель. На что они указывают? 12 7 10 45 2 7 5 80 1 3 2 10 5 8 8 8 7 23 8 9 13 54 3 7 10 38 4 63 4 3 1 19 100 8 8 8

Прочитай дробь, назови её числитель и знаменатель.

На что они указывают?

12

7

10

45

2

7

5

80

1

3

2

10

5

8

8

8

7

23

8

9

13

54

3

7

10

38

4

63

4

3

1

19

100

8

8

8

НИНА ПОСАДИЛА НА ОГОРОДНОМ УЧАСТКЕ РАЗНЫЕ ЯГОДЫ. УЗНАЙ, КАКАЯ ЧАСТЬ ОГОРОДА ЗАСАЖЕНА КЛУБНИКОЙ, КАКАЯ ЧЕРНИКОЙ, КАКАЯ КРЫЖОВНИКОМ. КАКАЯ ЧАСТЬ ОСТАЛАСЬ НЕЗАСАЖЕННОЙ? 8 20 3 20 2 20 7 20

НИНА ПОСАДИЛА НА ОГОРОДНОМ УЧАСТКЕ РАЗНЫЕ ЯГОДЫ.

УЗНАЙ, КАКАЯ ЧАСТЬ ОГОРОДА ЗАСАЖЕНА КЛУБНИКОЙ, КАКАЯ ЧЕРНИКОЙ, КАКАЯ КРЫЖОВНИКОМ. КАКАЯ ЧАСТЬ ОСТАЛАСЬ НЕЗАСАЖЕННОЙ?

8

20

3

20

2

20

7

20

АЛЁНА ЛЮБИТРАБОТАТЬ В ТЕПЛИЦЕ. ВЕДЬ ВСЁ, ЧТО ЗДЕСЬ РАСТЁТ, ОНА ПОСАДИЛА СВОИМИ РУКАМИ!  УЗНАЙ, КАКУЮ ЧАСТЬ ТЕПЛИЦЫ ЗАНИМАЕТ ЛУК, КАКУЮ – РЕДИС, А КАКУЮ- МОРКОВЬ . 8 18 6 18 4 18

АЛЁНА ЛЮБИТРАБОТАТЬ В ТЕПЛИЦЕ. ВЕДЬ ВСЁ, ЧТО ЗДЕСЬ РАСТЁТ, ОНА ПОСАДИЛА СВОИМИ РУКАМИ!

УЗНАЙ, КАКУЮ ЧАСТЬ ТЕПЛИЦЫ ЗАНИМАЕТ ЛУК, КАКУЮ – РЕДИС, А КАКУЮ- МОРКОВЬ .

8

18

6

18

4

18

В 5 КЛАССЕ УЧИТСЯ 13 ЧЕЛОВЕК. УЗНАЙ, КАКУЮ ЧАСТЬ КЛАССА СОСТАВЛЯЮТ ДЕВОЧКИ, А КАКУЮ – МАЛЬЧИКИ. 8 13 5 13

В 5 КЛАССЕ УЧИТСЯ 13 ЧЕЛОВЕК.

УЗНАЙ, КАКУЮ ЧАСТЬ КЛАССА СОСТАВЛЯЮТ ДЕВОЧКИ, А КАКУЮ – МАЛЬЧИКИ.

8

13

5

13

Построй прямоугольник со сторонами 6см и 3см. Раздели его на 18 равных частей. 5 прямоугольника Закрась одним цветом 18 Проверь, как ты понял тему! Выполни практическую работу. Дома: стр. 106-правила выучить, №524,526,529,533; Принести цветные карандаши!

Построй прямоугольник со сторонами 6см и 3см. Раздели его на 18 равных частей.

5

прямоугольника

Закрась одним цветом

18

Проверь, как ты понял тему! Выполни практическую работу.

Дома: стр. 106-правила выучить, №524,526,529,533;

Принести цветные карандаши!

Спасибо за урок! До следующей встречи!

Спасибо за урок!

До следующей встречи!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока математики, презентация для урока по теме:"Дробь как часть целого"

Автор: Иваницкая Ирина Владимировна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247972


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства