Ф.И.О. автора Иваницкая Ирина Владимировна
Место работы
МБОУ Михайловская СОШ Красносулинского района Ростовской области
Должность автора учитель математики
Тема: «Дробь как часть целого»
ЦЕЛИ УРОКА
ОБУЧАЮЩИЕ:
-
Сформировать у учеников представление о дроби как о части целого;
-
Сформировать понятие «знаменатель», «числитель» дроби;
-
Сформировать навык чтения и записи обыкновенных дробей.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-
Опираясь на опыт, интуицию и умение анализировать, сравнивать и обобщать,
-
включать учеников в самостоятельную познавательную деятельность, используя при этом наглядные, предметные и графические модели.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-
Развивать познавательный интерес средствами ИКТ
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Математика, 5 класс, Н.Б.Истомина ( учебник для ощеобразовательных учреждений)/
« Ассоциация XXI век», 2008г.
-
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация в Power Point
-
Цветные карандаши, раздаточный материал, рабочие листы.
- < >
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Перед учениками стоит парта. К ней выходят 4 девочки, у каждой из них поднос, на котором лежат:
-
У 1 девочки – 2 яблока
У 2 девочки – 3 яблока
У 3 девочки – 4 яблока
У 4 девочки – 3 дольки от разрезанного на 4 части яблока.
Ребята, ваши одноклассницы принесли на урок яблоки. Алёна! Что произошло с твоим яблоком? (Девочка говорит, что решила угостить своих трех подруг, поделила яблоко поровну, и себя, конечно, не обидела, но не удержалась и съела свою дольку). Да, яблоко и правда выглядит аппетитно! Итак, ребята, вам необходимо рядом с каждым подносом положить то число, которое соответствует количеству яблок на каждом из этих подносов (числа записаны на карточках).
(в результате обсуждения решения этой задачи ребята должны прийти к выводу, что среди натуральных чисел нет такого, которое можно было бы положить рядом с 4 подносом, т.к. число должно соответствовать количеству яблок, а не кусочков, т.е. долек)
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Давайте попробуем разобраться в этой ситуации. Для этого я попрошу вас выполнить задание(Слайд 1):
Ребятам предлагается распределить прямоугольники по двум группам (в одну группу попадут прямоугольники, разделенные на равные части, в другую – на разные; в случае затруднения предложить им готовый вариант, но обязательно спросить, по какому признаку произошло разделение на эти группы)
Алёна, если вы помните, разрезала свое яблоко на 4 равные части. Вот и мы из этих двух групп рассмотрим 1 группу, в которой прямоугольники были разделены на равные части. Выясним, какая часть прямоугольника закрашена.
Слайд 2:
(Учимся записывать новые числа - обыкновенные дроби. Знакомимся с понятием «числитель», «знаменатель» дроби, усваиваем, что они означают в записи дроби)
Ребята, есть замечательное стихотворение, посвященное числам, с которыми мы с вами познакомились, и я предлагаю вам его прочитать. (читают выразительно стихотворение о дробной черте – слайд 3).
Хотелось бы отметить, что в русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.
- < >
Прочитай дробь, назови её числитель и знаменатель. На что они указывают?
(читаем дроби так, чтобы каждый ребенок мог ответить. Например: дробь семь десятых, знаменатель 10 показывает, на сколько равных частей делим целое; числитель семь показывает, сколько таких частей берем)
Назовите дроби с одинаковыми числителями. Чему равен числитель этих дробей?
Назовите дроби с одинаковыми знаменателями. Чему равен знаменатель этих дробей?
Назовите дробь, которая показывает, какая часть квадрата окрашена в красный цвет; в зеленый цвет; желтый цвет. Чем похожи эти дроби? ( у всех знаменатель равен 8).
Назовите дробь, которая показывает, какая часть круга окрашена в зеленый, красный и синий цвета.
Предлагаю вам выполнить несложные задания (слайды 5,6,7):
Слайд 8. Работа с геометрической моделью (прямоугольник). Выбор вариантов окрашивания нужной части прямоугольника.
( способ деления и окрашивания дети выбирают сами, на доске цветными мелками 3 человека показывают свое решение, после чего на слайде появляются варианты презентации)
Вы, наверное, заметили, что с начала урока у вас на партах лежат коробочки с фруктовыми муляжами. Эти муляжи, ребята сделаны руками наших старшеклассников по моей просьбе, и сейчас мы воспользуемся их замечательными поделками (муляжи выполнены из соленого теста, ярко окрашены и покрыты лаком, имеют объем около1,5см3).
Представьте, что наша повариха, тетя Люба попросила сварить компот для самых маленьких наших школьников – первоклашек. Вы должны в нашу кастрюльку принести фрукты для этого компота, причем яблок с каждой парты нужно принести 5/6, груш 3/5, а абрикос 2/3 от общего количества.
Раздаточный материал:
(Класс, в котором проводился урок насчитывает 8 человек. Дети сидят по одному. Кому- то досталась коробочка с яблоками, кому- то с грушами или с абрикосами. Ребята подходят к учительскому столу и говорят, сколько фруктов они принесли. После чего идет обсуждение того, как нужно было действовать, чтобы справится с заданием).
Что ж, вы потрудились на славу, а за работой, как известно, время летит незаметно. На ваших партах лежат конверты.. Как вы думаете, что обычно люди кладут в конверт? Вы правы! В каждом из этих конвертов – письмо. А знаете, для чего пишут письма? Да, верно! Для того, чтобы узнать что-то новое от того, кто написал письмо. А ещё человек, который пишет письмо, ждёт с нетерпением, что на него ответят. И я буду ждать ваших ответов с нетерпением!
Письмо в вашем конверте необычное, оно содержит задания по новой теме, Я очень надеюсь, что вам уже хочется открыть конверт и скорее прочитать содержимое. (дети достают задание и начинают его выполнять)
-
ИТОГ УРОКА.
Давайте вспомним, с чего начался урок, с какой проблемой мы столкнулись? Удалось ли нам справиться с ней?( Не смогли найти нужное число; да, удалось - мы сегодня познакомились с новыми числами). Кто сможет сказать, как они называются? Что означают числа, записанные под дробной чертой, над дробной чертой? Что вам понравилось на уроке? Что далось тяжелее всего?
Я благодарю вас за урок! За ваши сегодняшние успехи. И за ваши ошибки тоже благодарю. Потому что лишь тот не ошибается, кто ничего не делает. А вы сегодня хорошо потрудились.
ПИСЬМО в конверте:
Ф.И.______________
1. Определи, какая часть сада засажена яблонями, какая - грушами, какая- сливами.
яблони - груши- сливы-
2. Засади этой грядки аппетитными огурчиками!