Конспект урока.
Автор урока: Мазырина Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ «Макаровская СОШ»
УМК: «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема: Кто такие птицы?
Планируемые результаты:
-
сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира;
-
учащиеся научатся называть основной признак птиц; узнавать их среди других животных, называть птиц, используя жизненный опыт;
-
учить добывать нужную информацию из иллюстраций, текста;
-
развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
-
оценивание правильности выполнения по заданным критериям.
Цель урока:
Создать условия для развития учебно-познавательной мотивации и таких умений, как:
-
понимание учебной задачи урока и стремиться ее выполнить;
-
работать в паре, вести учебный диалог;
-
оценивание правильности выполнения по заданным критериям
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методический комментарий
-
Организационный момент
Учитель приветствует детей и просит их посмотреть друг на друга, улыбнуться и пожелать хорошего настроения.
Покажите при помощи смайликов свое настроение, которое у вас сейчас.
Садитесь, ребята, за парты.
Покажите, как правильно нужно сидеть.
Молодцы!
Учащиеся приветствуют учителя и выполняют его просьбу.
Определяют и показывают свое эмоциональное состояние.
Показывают посадку за партой.
Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к уроку.
Определение и оценивание эмоционального состояния.
Проверка правильной посадки.
-
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото. (Карась, золотая рыбка, пингвин, сом) Определите, какое животное «лишнее» и почему.
отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).
Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня.
Отвечают на вопрос.
(Предполагаемый ответ)
Пингвин – птица. Остальные – рыбы.
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.
-
Актуализация знаний
Птицы. Что вы о них знаете?
(Учитель записывает маркером все предложения детей на доске)
Дети называют признаки птиц.(есть перья, хвост, клюв, поют, летают…)
Актуализация знаний.
-
Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся в парах
Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. ( Яркая окраска, незаметная окраска, две лапы) Все они перед вами. Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат цветные полоски. Возьмите красную и синюю полоски. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились.
Посоветуйтесь друг с другом и скажите, какой основной отличительный признак птиц? Учитель показывает слайд, читает вопрос.(Только птицы умеют петь? Только у птиц яркая окраска? Только у птиц есть перья?.)
Откройте учебник на с. 36. Проверим правильность нашего вывода.
Молодцы, вы справились с заданием.
Дети взяли полоски 2 цветов.
Дети советуются друг с другом и выбирают признак, отвечают, показывая цветную полоску: синий – да, красный – нет.
Обсуждают в паре, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.
Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.
Выявление существенных признаков.
Сопоставление фактов.
Текущее оценивание.
Сопоставление своих ответов с информацией учебника.
5. Физкультминутка.
Произносит текст.
В лесу темно, все спят давно.
Все птицы спят, одна сова не спит, летит, кричит.
Совушка-сова, большая голова, на суку сидит головой вертит.
Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит!
Слушают и выполняют упражнения.
Снятие напряжения.
6. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся
Ребята, где можно встретить птиц?
Сейчас каждая пара получит конверт с заданием (фотографии птиц и цветная полоска). Его выполнить вам поможет «Атлас- определитель». Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета.
Задание (все задания вводятся учителем постепенно):
-
Рассмотрите фотографии птиц, вложенные в конверт.
-
Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно?
-
Как вы думаете, что может объединять в данную группу этих птиц?
-
Откройте атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение.
-
Найдите на странице атласа птиц, изображённых на ваших фотографиях; прочитайте названия (для читающих; не читающим помогает учитель).
-
Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
-
На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц. Попробуйте найти их.
-
*Попробуйте прочитать для ребят информацию, о любой из ваших птиц. ( читающие ребята).
-
Учащийся из каждой пары должен познакомить класс со своей группой птиц. по плану: (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…)
-
Оцените результаты своей работы с помощью шкалы.
Критерии:
-
правильность
-
умение найти информацию
Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…
Достают из конверта фото птиц, определяют названия.
Хищники, живут у воды, ласточки…
Сравнивают предположения с темой статьи в атласе.
Сопоставляют фото и картинку в атласе.
Проговаривают то, что видят.
Просмотровое чтение.
Умеющие читать ребята читают текст о птице для своей группы.
Учащиеся сами договариваются кто будет рассказывает о своих птицах.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации.
Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оцените результаты своей работы с помощью шкалы.
Критерии:
-
правильность
-
умение найти информацию
7. Этап контроля и самоконтроля
Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 12. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)
Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).
Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?
Работают в тестовых тетрадях.
(Кто такие птицы?)
Взаимопроверка.
Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
Оценивание с помощью согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).
Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.
8. Этап подведения итогов занятия
Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы?( Слова подсказки на слайде)
С какой группой животных мы познакомились сегодня?
Какая отличительная особенность у этих животных?
Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали.
Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают)
Птицы.
Есть перья.
Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем.
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
9. Этап рефлексии
Закончите предложения:
Сегодня на уроке у меня получилось…
Я узнал…
Я могу….
Покажите при помощи смайликов свое настроение, которое у вас сейчас.
Мы с вами хорошо поработали.
Спасибо за урок!
Дети анализируют, что они узнали, чему научились и что у них получилось
Определяют и показывают свое эмоциональное состояние.
Поиск смысла учения, обращенность на себя, осознание своего изменения, понимание собственного продвижения в освоении содержания.
Определяют и оценивают свое эмоциональное состояние.