kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету " развитие речи и окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми с ТМНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " развитие речи и окружающий мир"»

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 9 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:

1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;

2. Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3. Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4. Годовым учебным календарным графиком  общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой  умственной  отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными  нарушениями развития на 2021-22 уч.год.;

5.Санитарно-эпидемиологическими правилами   и нормативами  СанПиН  2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.

6. -Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2016

Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятив­ную. У детей данной категории речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.

Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. По­этому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие де­ятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.

Данная программа составлена  на основании характеристик учащихся 9 класса, а также согласно  предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями),  утверждена приказом школы от 31.08.2021 г.

Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей необходимо учить понимать обращенную к ним речь, выполнять инструкции и указания взрослого, учителя. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.

Реализация программы рассчитана на 1 год. На изучение предмета отво­дится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, 34 учебных недели по учебнику Худенко Е.Д.  Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2016 С.В. Кудрин. «Окружающий мир» 2 класс. Учебники для специальных (коррекционных) школ VIII вида, реализующих АООП.- М.«Просвещение», 2017г.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций.

Детей необходимо учить понимать обращенную к ним речь, выполнять инструкции и указания взрослого, учителя. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.

Цель:

-Организовать речевую среду, пробудить речевую активность.

-Формирование представлений о себе и об окружающем мире, развитие речи решается на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.

-Максимальное включение обучающегося в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

-Формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.

Задачи:

- организовать речевую среду;

- пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку;

- сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности;

- научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

-Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении, вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы.

-Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям.

-Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.

-Формировать представление о частях своего тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.

-Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека.

-Формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении.

-Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях.

Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.


3. Место учебного предмета.

Учебный предмет «Развитие речи и окружающий мир», образовательная область- «Окружающий мир».

Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.

Количество часов на изучение предмета – 2 часа в неделю, 68 часов в год;

Количество учебных недель - 34.


4.Содержание учебного предмета:

Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:

* Осень. Школьная пора ;

* Мир растений и животных;

* Природа и люди зимой;

* Окружающая среда и здоровье человека;

* Гигиена и самообслуживание;

* Природа и люди весной.

Основной целью уроков развития речи является расширение кругозора детей с умственной отсталостью, их знаний о явлениях и предметах окружающего мира.

В процессе изучения живой природы (деревья, цветы, ягоды) используются реальные объекты или муляжи, затем предлагается пиктограмма.
Темы, связанные с жизнью и бытом школьников ( посуда, мебель, одежда, обувь и т.п.), дают возможность отработать с учащимися бытовую лексику (одеваться-раздеваться, чистить зубы, убирать комнату и т.п.).

Это закладывает основу для расширения словарного запаса; увеличивает объём речевого материала, доступного пониманию учащихся; формирует коммуникативные функции.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Предметными результатами прохождения программы «Развитие речи и окружающий мир» в 9 классе является сформированность на конец 2021 - 2022учебного года следующих знаний и умений:

  Обучающийся должен знать:

-своё имя, фамилию, возраст (с помощью учителя); -времена года, их признаки(с помощью учителя) ;

-название овощей и фруктов, их признаки (с помощью учителя) ;

- основных диких и домашних животных(с помощью учителя) ;

- главные правила гигиены (с помощью учителя) .


6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

В результате освоения предметного содержания курса «Развитие речи и окружающий мир» у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Текущий контроль  будет осуществляться по пятибалльной системе.


8. Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 9 класс.


урока

Содержание, тема занятий

Кол-во часов

Дата

Индивидуально-дифференцированная работа


Примечания


I четверть

15




1

Осень. Школьная пора.

Здравствуй, школа! Составление предложений по теме «Школа». Инструктаж по Т.Б. Диагностика.


1

03.09.21

Игры и упражнения на развитие правильного дыхания (развитие плавного ротового дыхания): «Лети, бабочка!», «Ветерок», «Осенние листья», «Вертушка», «Летите, птички!», «Катись, карандаш!» Инструктаж по Т.Б.

Сюжетные картинки, учебные плакаты.

2

«Я, ты, он, она- вместе школьная

семья». Расскажи о себе.

Расскажи об учебных

принадлежностях.

2

06.09.21

10.09.21

Игры и упражнения на развитие правильного дыхания (развитие плавного ротового дыхания): «Лети, бабочка!», «Ветерок», «Осенние листья», «Вертушка», «Летите, птички!», «Катись, карандаш!»

Игра «Моё имя», сюжетные картинки, учебные плакаты. Набор учебных принадлежностей, сюжетные картинки.

3

Времена года. Приметы осени. Составление и анализ предложений по картинкам.

Дары осени. Огород. Составление и анализ предложений по картинкам.

2

13.09.21

17.09.21

Упражнения, направленные на обучение учащейся пониманию одноступенчатых инструкций: «Подай игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай»

Сюжетные картинки, книга, учебные плакаты.

4

Овощи-польза, употребление в пищу. Составление и анализ предложений по картинкам. Понятие «слово».

2

20.09.21

24.09.21

Упражнения, направленные на обучение учащейся пониманию одноступенчатых инструкций: «Подай игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай»

Сюжетные картинки, учебные плакаты, учебник «Развитие речи».

5

Что растёт в саду-уборка урожая. Составление и анализ предложений по картинкам. Фрукты: яблоки, груши, сливы.

Словесное описание, сравнение.

2

27.09.21

01.10.21

Упражнения, направленные на формирование способности учащейся слушать речь (потешки, стихи): «Ладушки», «Бобик», «Машенька – Маша», «Цыплята».

Сюжетные картинки, учебные плакаты, шаблоны овощей, потешки.

6

Дары осени в лесу. Золотая осень. Листопад.

Словесное описание, сравнение. Осенняя краса (составление букета

из собранных листьев). Перелетные птицы.

2

04.10.21

08.10.21

Упражнения, направленные на формирование способности учащейся слушать речь (потешки, стихи): «Ладушки», «Бобик», «Машенька – Маша», «Цыплята».

Демонстрационные и индивидуальные карточки, картинки, шаблоны листьев, грибов. Экскурсия в природу, сбор листьев.

7

Изменения в природе поздней осенью. Сезонная одежда и обувь.

2

11.10.21

15.10.21

Разучивание потешки с показом движений «Ехал мальчик маленький…»

Сюжетные картинки, учебные плакаты, шаблоны одежды и обуви, потешка.

8

Мониторинг карты прохождения индивидуальной программы обучения. Входной контроль.

2

18.10.21

22.10.21

Разучивание потешки с показом движений «Ехал мальчик маленький…»

Сюжетные картинки, потешка.


II четверть.

16




9

Песенки и потешки про осень. Разучивание стихов про осень.

2

08.11.21

12.11.21

Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела (голова, руки, ноги) на себе и использование картинок.

Сюжетные картинки, аудиозапись песенок и потешек про осень. Картинки, пиктограммы.

10

Мир растений и животных. Домашние животные- описание внешнего вида, повадок. Содержание домашних животных,

уход за ними, польза для людей.

2

15.11.21

19.11.21

Упражнения в отработке аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол.

Сюжетные картинки, учебные плакаты, игра «Найди и покажи».

11

Домашние птицы- описание

внешнего вида, повадок. Содержание домашней птицы, уход за ней, польза для людей.

2

22.11.21

26.11.21

Упражнения, направленные на привлечение внимания учащейся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть на себя в зеркало – «Свет, мой зеркальце!», «Мои наряды»

Сюжетные картинки, зеркало, учебные плакаты, игра «Найди и покажи».

12

Мамы и детки- проговаривание (показывание) названий детёнышей животных


2

29.11.21

03.12.21

Проговаривание (показ) названий предметов одежды по картинкам с показом

Набор картинок взрослых животных и их детенышей, предметов одежды, игра «Найди и покажи».

13

Деревья осенью- составление предложений по картинкам.

2

06.12.21

10.12.21

Игра – драматизация «Мойдодыр» с использованием натуральных предметов личной гигиены.

Сюжетные картинки, учебные плакаты, ира «Найди и покажи», Хрестоматия для детей, часть 1, шаблон дерева.

14

Комнатные растения и уход за ними.

2

13.12.21

17.12.21

Игра – драматизация «Мойдодыр» с использованием натуральных предметов личной гигиены.

Сюжетные картинки, учебные плакаты, фартук, нарукавники, лейка, палочка для рыхления почвы, салфетка.

15

Стихи и потешки о животных- проговаривание и заучивание.

1

20.12.21

Проговаривание потешки «Водичка-водичка» с движениями

Хрестоматия для детей, часть 1, аудиозапись.


16

Любимый праздник – Новый год.

Стихи, загадки, песенки.

1

24.12.21

Игровые упражнения на лексическую тему «Моя одежда и обувь осенью, зимой»

Сюжетные картинки, учебные плакаты, игра «Найди и покажи», стихи, песенки, загадки. Аудиозапись.


III четверть.

22




17

Зима, её признаки- составление предложений по картинкам. Зимние месяцы. Зимние явления природы.

2

10.01.22

14.01.22

Игровые упражнения на лексическую тему «Посуда для меня и для других людей»

Сюжетные картинки, учебные плакаты, игра «Найди и покажи».

18

Растения и животные зимой. Дикие животные зимой- рассказы, стихи. Зимующие птицы. Как им помочь (кормушки)

2

17.01.22

21.01.22

Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов: «Маша обедает», «Мишка спит», «На прогулку», «Настя умывается»

Сюжетные картинки, детская посуда, игрушки.

19

Домашние животные зимой – загадки, стихи, рассказы.

2

24.01.22

24.01.22

Предметные игры с любимыми игрушками.

Сюжетные картинки, загадки, стихи, рассказы, игрушки.

20

Одежда и обувь зимой. Зимние забавы детей- стихи, рассказы, загадки

2

28.01.22

31.01.22

Предметные игры с любимыми игрушками.

Сюжетные картинки, загадки, стихи, рассказы, игрушки.

21

Гигиена, самообслуживание.

Предметы общей и личной гигиены

2

04.02.22

07.02.22

Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие речевого дыхания): «Пой со мной», «Звуки вокруг нас», «Весёлое путешествие», «Птицы разговаривают»

Предметы личной гигиены, аудиозапись, игра «Найди и покажи».

22

Правила умывания – составление рассказа по картинкам, практический показ. Уход за полостью носа и рта.

2

11.02.22

14.02.22

Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай»

Предметы личной гигиены, плакат, аудиозапись, игра «Найди и покажи».

23

Культура одежды, внешний вид.

Застёгивание и расстегивание

пуговиц, шнуровка.

2

18.02.22

21.02.22

Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Лошадка».

Сюжетные картинки, учебные плакаты, модуль, ботинок со шнуровкой, аудиозапись.

24

Окружающая среда и здоровье человека

Дыхание человека. Дыхательная гимнастика.

2

25.02.22

28.02.22

Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Лошадка».

Сюжетные картинки, учебные плакаты, аудиозапись, комплекс дыхательных упражнений.

25

Профилактика простудных

заболеваний.

2

04.03.22

07.03.22

Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за явлениями природы. Игровые упр. с флюгерами, ветряными вертушками, с веером.

Демонстрационные картинки.

26

Питание – полезные и вредные продукты.

Овощи и фрукты – витаминные продукты.

2

11.03.22

14.03.22

Игровые упражнения, имитирующие природные явления: тепло, холодно, солнце, ветер, дождь.

Набор карточек, сюжетные картинки, индивидуальные карточки, муляжи овощей и фруктов.

27

Природа и люди весной.

Весна, её признаки – составление предложений по картинкам.

2

18.03.22

21.03.22

Игры на звукоподражание: И/У «Мишка косолапый», «Ладушки», «Заинька»

Набор карточек, сюжетные картинки, индивидуальные карточки, аудиозапись.


IV четверть.

14




28

Природа и люди весной.

Весна, её признаки – составление предложений по картинкам.

2

04.04.22

08.04.22

Игровые упражнения на узнавание животных и птиц: игры на звукоподражание (чик – чирик, кар – кар, гав – гав, мяу), д/и «Кошечка», «Бобик», «Маленькая птичка»

Сюжетные картинки, учебные плакаты, аудиозапись, индивидуальные карточки.

29

Весенние месяцы.

Растения весной. Первоцветы. Части растения.

2

11.04.22

15.04.22

Игровые упражнения на узнавание животных и птиц: игры на звукоподражание (чик – чирик, кар – кар, гав – гав, мяу), д/и «Кошечка», «Бобик», «Маленькая птичка»

Сюжетные картинки, учебные плакаты, аудиозапись, индивидуальные карточки.

30

Животные весной – стихи и рассказы.

Песенки, заклички, потешки, стихи

про весну.

2

18.04.22

22.04.22

«Домашние животные» (собака, кошка). Работа с картинками

Сюжетные картинки, учебные плакаты, аудиозапись, индивидуальные карточки.

31

Экскурсия. Наблюдение за состоянием почек и соцветий сирени. Весенние заботы птиц – наблюдение.

2

25.04.22

29.04.22

«Домашние животные» (собака, кошка). Работа с картинками


32

Сезонная одежда.

2

06.05.22

13.05.22

«Дикие животные» (заяц, медведь). Работа с картинками

Сюжетные картинки, учебные плакаты, индивидуальные карточки.

33

Мониторинг карты прохождения индивидуальной программы обучения. Итоговый контроль.

2

16.05.22

20.05.22

«Дикие животные» (заяц, медведь). Работа с картинками

Сюжетные картинки, учебные плакаты, индивидуальные карточки.

34

Труд людей весной- наблюдение за трудом садовника, дворника. Диагностика.

1

23.05.22

Песенки и потешки про животных

Сюжетные картинки, учебные плакаты, аудиозапись, индивидуальные карточки.


9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.


Тема

Дата

1.

Мониторинг карты прохождения индивидуальной программы обучения. Входящий контроль.

18.10

2.

Мониторинг карты прохождения индивидуальной программы обучения. Итоговый контроль.

16.05


10. Описание учебно-методического и материально – технического образовательного процесса.

Учебники:

Окружающий мир. 2 класс (специальная (коррекционная) общеобразовательная школа. С.В.Кудрина. 2016г.

Развитие речи. Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс 2017 г.


Программно – методическое обеспечение:

1.Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2011

3. Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов».

4. Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей».

5.Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.

6.Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994

Печатные пособия:

  • Таблицы:

  • Комнатные цветы

  • Набор предметных картинок : птицы, домашние и дикие животные, времена года, посуда, зимующие птицы, перелетные птицы и.др.

  • Насекомые

Учебно – практическое оборудование:

  • Аудиозаписи.

  • Демонстрационный материал для индивидуальной работы

  • Дидактические игры

  • Индивидуальные карточки

  • Наборы сюжетных картинок

Технические средства обучения:

  • Магнитная доска

  • Мультимедийный проектор (по возможности)

  • Персональный компьютер

  • Сканер, принтер, ксерокс.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету " развитие речи и окружающий мир"

Автор: Ирина Владимировна Алексеева

Дата: 31.05.2022

Номер свидетельства: 608461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по развитию речи 4 класс КРО 8 вида "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-4-klass-kro-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "126265"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415130114"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа по предмету "Развитие речи"  для детей с глубокой умственной отсталостью 3 год обучения. "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-riechi-dlia-dietiei-s-ghlubokoi-umstviennoi-otstalost-iu-3-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423760088"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по развитию речи 9 класс "Особый ребёнок""
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia_programma_po_razvitiiu_rechi_9_klass_osobyi_rebionok"
    ["file_id"] => string(6) "521441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1569868479"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaiaproghrammaporazvitiiuustnoiriechi4klass"
    ["file_id"] => string(6) "300249"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456680040"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабoчая программа по развитию речи"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_proghramma_po_razvitiiu_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "430645"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506968695"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства