Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " развитие речи и окружающий мир"»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 9 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;
2. Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Годовым учебным календарным графиком общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2021-22 уч.год.;
5.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.
6. -Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2016
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. У детей данной категории речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Данная программа составлена на основании характеристик учащихся 9 класса, а также согласно предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы от 31.08.2021 г.
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей необходимо учить понимать обращенную к ним речь, выполнять инструкции и указания взрослого, учителя. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.
Реализация программы рассчитана на 1 год.На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год, 34 учебных недели по учебнику Худенко Е.Д. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2016 С.В. Кудрин. «Окружающий мир» 2 класс. Учебники для специальных (коррекционных) школ VIII вида, реализующих АООП.- М.«Просвещение», 2017г.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций.
Детей необходимо учить понимать обращенную к ним речь, выполнять инструкции и указания взрослого, учителя. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.
-Формирование представлений о себе и об окружающем мире, развитие речи решается на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
-Максимальное включение обучающегося в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
-Формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.
Задачи:
- организовать речевую среду;
- пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку;
- сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности;
- научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
-Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении, вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы.
-Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям.
-Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
-Формировать представление о частях своего тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
-Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека.
-Формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении.
-Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях.
Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
3. Место учебного предмета.
Учебный предмет «Развитие речи и окружающий мир», образовательная область- «Окружающий мир».
Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.
Количество часов на изучение предмета – 2 часа в неделю, 68 часов в год;
Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета:
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
* Осень. Школьная пора ;
* Мир растений и животных;
* Природа и люди зимой;
* Окружающая среда и здоровье человека;
* Гигиена и самообслуживание;
* Природа и люди весной.
Основной целью уроков развития речи является расширение кругозора детей с умственной отсталостью, их знаний о явлениях и предметах окружающего мира.
В процессе изучения живой природы (деревья, цветы, ягоды) используются реальные объекты или муляжи, затем предлагается пиктограмма. Темы, связанные с жизнью и бытом школьников ( посуда, мебель, одежда, обувь и т.п.), дают возможность отработать с учащимися бытовую лексику (одеваться-раздеваться, чистить зубы, убирать комнату и т.п.).
Это закладывает основу для расширения словарного запаса; увеличивает объём речевого материала, доступного пониманию учащихся; формирует коммуникативные функции.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Предметными результатами прохождения программы «Развитие речи и окружающий мир» в 9 классе является сформированность на конец 2021 - 2022учебного годаследующих знаний и умений:
Обучающийся должен знать:
-своё имя, фамилию, возраст (с помощью учителя); -времена года, их признаки(с помощью учителя) ;
-название овощей и фруктов, их признаки (с помощью учителя) ;
- основных диких и домашних животных(с помощью учителя) ;
- главные правила гигиены (с помощью учителя) .
6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие речи и окружающий мир» у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Текущий контроль будет осуществляться по пятибалльной системе.
8. Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 9 класс.
№
урока
Содержание, тема занятий
Кол-во часов
Дата
Индивидуально-дифференцированная работа
Примечания
I четверть
15
1
Осень. Школьная пора.
Здравствуй, школа! Составление предложений по теме «Школа». Инструктаж по Т.Б. Диагностика.
1
03.09.21
Игры и упражнения на развитие правильного дыхания (развитие плавного ротового дыхания): «Лети, бабочка!», «Ветерок», «Осенние листья», «Вертушка», «Летите, птички!», «Катись, карандаш!» Инструктаж по Т.Б.
Сюжетные картинки, учебные плакаты.
2
«Я, ты, он, она- вместе школьная
семья». Расскажи о себе.
Расскажи об учебных
принадлежностях.
2
06.09.21
10.09.21
Игры и упражнения на развитие правильного дыхания (развитие плавного ротового дыхания): «Лети, бабочка!», «Ветерок», «Осенние листья», «Вертушка», «Летите, птички!», «Катись, карандаш!»
Игра «Моё имя», сюжетные картинки, учебные плакаты. Набор учебных принадлежностей, сюжетные картинки.
3
Времена года. Приметы осени. Составление и анализ предложений по картинкам.
Дары осени. Огород. Составление и анализ предложений по картинкам.
2
13.09.21
17.09.21
Упражнения, направленные на обучение учащейся пониманию одноступенчатых инструкций: «Подай игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай»
Сюжетные картинки, книга, учебные плакаты.
4
Овощи-польза, употребление в пищу. Составление и анализ предложений по картинкам. Понятие «слово».
2
20.09.21
24.09.21
Упражнения, направленные на обучение учащейся пониманию одноступенчатых инструкций: «Подай игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай»
Упражнения, направленные на формирование способности учащейся слушать речь (потешки, стихи): «Ладушки», «Бобик», «Машенька – Маша», «Цыплята».
Демонстрационные и индивидуальные карточки, картинки, шаблоны листьев, грибов. Экскурсия в природу, сбор листьев.
7
Изменения в природе поздней осенью. Сезонная одежда и обувь.
2
11.10.21
15.10.21
Разучивание потешки с показом движений «Ехал мальчик маленький…»
Сюжетные картинки, учебные плакаты, шаблоны одежды и обуви, потешка.
8
Мониторинг карты прохождения индивидуальной программы обучения. Входной контроль.
2
18.10.21
22.10.21
Разучивание потешки с показом движений «Ехал мальчик маленький…»
Сюжетные картинки, потешка.
II четверть.
16
9
Песенки и потешки про осень. Разучивание стихов про осень.
2
08.11.21
12.11.21
Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела (голова, руки, ноги) на себе и использование картинок.
Сюжетные картинки, аудиозапись песенок и потешек про осень. Картинки, пиктограммы.
10
Мир растений и животных. Домашние животные- описание внешнего вида, повадок. Содержание домашних животных,
уход за ними, польза для людей.
2
15.11.21
19.11.21
Упражнения в отработке аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол.
Сюжетные картинки, учебные плакаты, игра «Найди и покажи».
11
Домашние птицы- описание
внешнего вида, повадок. Содержание домашней птицы, уход за ней, польза для людей.
2
22.11.21
26.11.21
Упражнения, направленные на привлечение внимания учащейся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть на себя в зеркало – «Свет, мой зеркальце!», «Мои наряды»
Сюжетные картинки, зеркало, учебные плакаты, игра «Найди и покажи».
12
Мамы и детки- проговаривание (показывание) названий детёнышей животных
2
29.11.21
03.12.21
Проговаривание (показ) названий предметов одежды по картинкам с показом
Набор картинок взрослых животных и их детенышей, предметов одежды, игра «Найди и покажи».
13
Деревья осенью- составление предложений по картинкам.
2
06.12.21
10.12.21
Игра – драматизация «Мойдодыр» с использованием натуральных предметов личной гигиены.
Сюжетные картинки, учебные плакаты, ира «Найди и покажи», Хрестоматия для детей, часть 1, шаблон дерева.
14
Комнатные растения и уход за ними.
2
13.12.21
17.12.21
Игра – драматизация «Мойдодыр» с использованием натуральных предметов личной гигиены.
Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие речевого дыхания): «Пой со мной», «Звуки вокруг нас», «Весёлое путешествие», «Птицы разговаривают»
Предметы личной гигиены, аудиозапись, игра «Найди и покажи».
22
Правила умывания – составление рассказа по картинкам, практический показ. Уход за полостью носа и рта.
2
11.02.22
14.02.22
Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай»
Предметы личной гигиены, плакат, аудиозапись, игра «Найди и покажи».
23
Культура одежды, внешний вид.
Застёгивание и расстегивание
пуговиц, шнуровка.
2
18.02.22
21.02.22
Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Лошадка».
Сюжетные картинки, учебные плакаты, модуль, ботинок со шнуровкой, аудиозапись.
24
Окружающая среда и здоровье человека
Дыхание человека. Дыхательная гимнастика.
2
25.02.22
28.02.22
Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Лошадка».
Сюжетные картинки, учебные плакаты, аудиозапись, комплекс дыхательных упражнений.
25
Профилактика простудных
заболеваний.
2
04.03.22
07.03.22
Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за явлениями природы. Игровые упр. с флюгерами, ветряными вертушками, с веером.
Набор карточек, сюжетные картинки, индивидуальные карточки, муляжи овощей и фруктов.
27
Природа и люди весной.
Весна, её признаки – составление предложений по картинкам.
2
18.03.22
21.03.22
Игры на звукоподражание: И/У «Мишка косолапый», «Ладушки», «Заинька»
Набор карточек, сюжетные картинки, индивидуальные карточки, аудиозапись.
IV четверть.
14
28
Природа и люди весной.
Весна, её признаки – составление предложений по картинкам.
2
04.04.22
08.04.22
Игровые упражнения на узнавание животных и птиц: игры на звукоподражание (чик – чирик, кар – кар, гав – гав, мяу), д/и «Кошечка», «Бобик», «Маленькая птичка»
Игровые упражнения на узнавание животных и птиц: игры на звукоподражание (чик – чирик, кар – кар, гав – гав, мяу), д/и «Кошечка», «Бобик», «Маленькая птичка»
9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№
Тема
Дата
1.
Мониторинг карты прохождения индивидуальной программы обучения. Входящий контроль.
18.10
2.
Мониторинг карты прохождения индивидуальной программы обучения. Итоговый контроль.
16.05
10. Описание учебно-методического и материально – технического образовательного процесса.
Учебники:
Окружающий мир. 2 класс (специальная (коррекционная) общеобразовательная школа. С.В.Кудрина. 2016г.
Развитие речи. Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс 2017 г.
Программно – методическое обеспечение:
1.Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2011
3. Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов».
4. Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей».
5.Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.
6.Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994
Печатные пособия:
Таблицы:
Комнатные цветы
Набор предметных картинок : птицы, домашние и дикие животные, времена года, посуда, зимующие птицы, перелетные птицы и.др.
Насекомые
Учебно – практическое оборудование:
Аудиозаписи.
Демонстрационный материал для индивидуальной работы