kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабoчая программа по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальный образовательный стандарт младших классов школы V вида создается с учетом стандарта общеобразовательной массовой школы, в соответствии с базисным учебным планом массовой школы, и является интегрированным курсом, состоящий из специального предмета «развитие речи» и предметно базисного плана «окружающий мир», что позволит обеспечить дальнейшее образование детей, способствует более эффективной социальной адаптации.

Поэтому в основу данной рабочей программы положены:1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Экспериментальные. М., «Просвещение», 1997г. Курс « Развитие речи».2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).М., «Просвещение», 2011 г. Курс «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков.3. Из обязательного минимума содержания начального образования. Курс «Обществознание». История Отечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабoчая программа по развитию речи»

Рабочая программа по развитию речи

Учитель-логопед Ковнер Екатерина Викторовна

1.Пояснительная записка.

Специальный образовательный стандарт младших классов школы V вида создается с учетом стандарта общеобразовательной массовой школы, в соответствии с базисным учебным планом массовой школы, и является интегрированным курсом, состоящий из специального предмета «развитие речи» и предметно базисного плана «окружающий мир», что позволит обеспечить дальнейшее образование детей, способствует более эффективной социальной адаптации.

Поэтому в основу данной рабочей программы положены:1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Экспериментальные. М., «Просвещение», 1997г. Курс « Развитие речи».2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).М., «Просвещение», 2011 г. Курс «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков.3. Из обязательного минимума содержания начального образования. Курс «Обществознание». История Отечества.

Программа строится на системном подходе к процессу коррекции и развития. Предполагается тесная взаимосвязь в содержании программ по общеобразовательным предметам и по коррекции нарушений речи.

«Развитие речи» является учебным предметом и входит в предметную область «Филология», который ставит и решает задачи целенаправленного поэтапного формирования речевой деятельности во всех ее аспектах.

Срок реализации программы один год.


2.Общая характеристика учебного предмета, курса.

В основу данной рабочей программы положены:1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Экспериментальные. М., «Просвещение», 1997г. Курс « Развитие речи».2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).М., «Просвещение», 2011 г. Курс «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков.3. Из обязательного минимума содержания начального образования. Курс «Обществознание». История Отечества.

Данная рабочая программа, сочетающая в себе единство развивающего и коррегирующего обучения, составлена на основе специальных учебных планов, а также программ общественных учреждений, дает возможность обеспечить овладение программой образования в соответствии с обязательными требованиями государственных стандартов.

Изучение курса «Развитие речи» направлено на достижение следующих целей:

-– целенаправленное поэтапное формирование речевой деятельности во всех ее аспектах;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия Российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирования уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознания ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития компетенций:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- эффективное и безопасное взаимодействие в социуме;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

«Развитие речи» является учебным предметом и входит в предметную область «Филология». На изучение курса «развитие речи» в 4 классе выделяется 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели).


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.



1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

3. Человечество как многообразие народов, культур, религий.

4. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека выражающейся в любви к России, народу, малой Родине.

5. Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности.

6. Здоровый образ жизни: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное.

7. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, культуре, к самому себе, окружающим людям.


Изучение курса «Развитие речи» направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия Российского общества.


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Освоение курса «Развитие речи» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Изучение курса «Развитие речи» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года; способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты; некоторые современные экологические проблемы; природные зоны России; особенности природы родного края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; важнейшие события и великих людей отечественной истории; государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрыть содержание иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

6.Содержание тем учебного курса.

Курс «Развитие речи» ставит и решает задачи целенаправленного поэтапного формирования речевой деятельности во все ее аспектах.

На специализированных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой деятельности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической речи у детей на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.

Указанные направления в работе по развитию речи осуществляются одновременно на определенном тематическом материале. К каждой тематической беседе учитель подготавливает словарь, синтаксические конструкции, которые должны быть усвоены детьми, подбирается картинный материал или другие наглядные пособия, составляет вопросы, подумывает ситуации. Именно в 3-4 классах обязательным становится как описание отдельных предметов или явлений природы, так и рассказы повествовательного характера.

Много времени отводится на формирование умений в области письменной речи.

Тексты для изложения и сочинения должны быть повествовательного характера. Однако, начиная с 3 класса, они могут включать отдельные элементы описания природы, внешности людей, процессов труда, а также отдельные рассуждения. При подборе текстов очень эффективно использовать упражнения из учебника «Русский язык» Канакина В.П.

Требования к обязательному минимуму содержания начального образования и современный мир диктует необходимость включения в тематический материал уроков развития речи тем учебного курса «Окружающий мир». Данный учебный курс соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана (образовательный компонент «Окружающий мир») и обеспечен учебниками «Окружающий мир» для 4 класса (автор А.А. Плешаков).

В процессе учебного курса осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие речи и познавательных процессов учащихся, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Таким образом, данная рабочая программа, сочетающая в себе единство развивающего и коррегирующего обучения, составлена на основе специальных учебных планов, а также программ общественных учреждений, дает возможность обеспечить овладение программой образования в соответствии с обязательными требованиями государственных стандартов.

Российские праздники и знаменательные даты — 4ч.

1 сентября - День Знаний.

4 ноября — День народного единства;

1 января - Новый год

7января — Рождество Христово.

Осень — 7 часов.

Описание погоды и картин осенней природы по материалам наблюдений детей и описаниям художественной литературы. Сопоставление своих наблюдений с авторскими.

Ранняя и поздняя осень. Устные зарисовки описательного характера явлений природы.

Устные зарисовки повествовательного характера о разной поре осени в различных местах России, о труде колхозников осенью, о сельскохозяйственных профессиях, об участии школьников в работе на пришкольном участке, в осенних полевых работах.

Подробное письменное изложение повествовательного текста с элементами рассуждения по коллективно составленному плану.

Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным о жизни зверей, птиц осенью. Знание пословиц, поговорок, народных примет об осени.

Тема и заголовок текста. Сочинение — повествование по рисунку и опорным словам.

Земля и человечество (11ч.)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля планета Солнечной системы. Луна единственный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Представления об истории. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта Родины.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Из обязательного минимума содержания начального образования.

Представления об истории. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта Родины.

Развитие речи.

Структура повествовательного текста (начало, основная часть, концовка). Подробное изложение зрительно воспринятого текста.

Природа России (12часов)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Из обязательного минимума содержания начального образования.

Природные зоны. Растения и животные различных природных зон (зоны арктических пустынь, тундры, лесной зоны, степей пустынь). Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Меры по охране природы. Красная книга.

Развитие речи.

Составление рассказа по серии сюжетных иллюстраций и опорным словам.

Родной край - часть большой страны - (15 часов)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга; их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Из обязательного минимума содержания начального образования.

Сообщества. Растения и животные различных сообществ (леса, луга, водоема). Растения и животные своей местности.

Письменные работы.

Деление сплошного текста на предложения.

Составление текста из неполных предложений.

Пришла волшебница-зима (7 часа).

Описание погоды и картин зимней природы. Устные зарисовки описательного характера явлений природы.

Сравнение наблюдений детей с изображением зимней природы в художественных произведениях, живописи, музыке. Обобщение детских впечатлений о труде людей зимой, о жизни зверей, домашних животных.

Составление творческого пересказа с изменением лица рассказчика по теме «Сказка в нашем дворе».

Свободные рассказы о случаях из жизни детей в зимнюю пору, о зимних развлечениях и видах спорта, о зимних каникулах, о встрече Нового года, об охране природы своего края.

Знание пословиц, поговорок и народных примет о зиме.

Редактирование текста «Лесная столовая».

Подробное письменное изложение повествовательного текста с элементами описания по плану «Зимой в лесу»

Страницы всемирной истории (6 часов).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (24 часа).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-ХУ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в XVI - XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых.

Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХУ1-ХУП вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХУШ в.

Россия в XIX начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы всенародный праздник.

Наша страна в 1945 1991 гг. достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Практическая работа: найти показать изучаемые объекты на исторических картах.

Из обязательного минимума содержания начального образования.

Восточные славяне и их соседи. Древняя Русь. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Русские земли в XIII -- ХУ вв. Куликовская битва. Московская Русь. Культура Руси XIII -XVII вв. Преобразования Петра I. Российская империя. Отечественная война 1812 года. Изменения в России во второй половине XIX начале XX в. Культура Российской империи. Революции в России в начале XX в. Советская страна 1917-1991 гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Современная Россия. Культура России в XX в.

Письменные работы.

Составление рассказа по данному началу. Установление смысловых частей текста по теме и их озаглавливание. Письменный отзыв об экскурсии.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Современная Россия (8 часов)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России, Крым. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой».

Из обязательного минимума содержания начального образования.

Родина. Страна. Столица. Конституция. Гражданин России, его права и обязанности. Права ребенка. Государственная символика и праздники. Многонациональная Россия.

Весна (6 часов).

Свободные рассказы детей по материалам наблюдений, экскурсий, картинам и по аналогии с прочитанным о пробуждении природы (растений, насекомых), об охране птиц и животных весной.

Описание половодья, раннецветущих растений, птиц, весенних работ в поле, саду, огороде.

Свободные устные и письменные рассказы детей о своих впечатлениях о весенних каникулах, о каком-нибудь случае в весеннюю пору.

Письменные работы.

Восстановление деформированного текста. Составление связного текста из данных предложений «Прекрасный цветок». Изложение повествовательного текста по плану.

Пословицы, поговорки, народные приметы о весне.

Лето (4часа).

Описание конкретных случаев из жизни в летнюю пору. Летний труд людей. Пословицы, поговорки, народные приметы. Сочинение сказки по аналогии.
















7.Тематическое планирование.

Тема (раздел), кол-во часов, тема урока

Планируемые результаты

Возможные виды

деятельности

обучающихся

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

Российские праздники и знаменательные даты – 1ч.

Имя родной страны – Россия. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна.










Коммуникативные: работать со взрослыми, Познавательные:

узнать государственные символы РФ, отличать герб и флаг России.; российские праздники

Личностные: гордиться за свою Родину, российский народ, исполнять гимн РФ.

Регулятивные: анализировать информацию учебника, обсуждать по вопросу, различать символы России.

Понимать учебную

задачу урока и

раздела стремиться

её выполнить;

Различать

государственные

символы России.

Анализировать

информацию

о федеративном

России.

Работать со

взрослыми: и

извлекать из

различных

источников (энциклопедии,

интервью с

родителями)

сведения о гербе

своего города, региона).


Осень (7ч)

1. Описание погоды и картин осенней природы.



2.Ранняя и поздняя осень.



3.Устные зарисовки повествовательного характера о разной поре осени в различных местах России.



4.Подробное письменное изложение повествовательного текста.

5.Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным, о жизни зверей, птиц осенью.

6.Пословицы, поговорки, народные приметы об осени.


7.Тема и заголовок текста. Сочинение-повествование по рисунку и опорным словам.




Умение наблюдать и описывать материалы художественной литературы



Устные зарисовки описательного характера явлений природы.

Сельскохозяйст-

венные

профессии. Труд колхозников осенью.

Рассуждения по коллективно составленному плану.

Уметь стилистически точно передавать содержание текста.


Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова




Знание пословиц и поговорок об осени.





Уметь составлять текст по опорным словам и картинке.

Коммуникативные:

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.



Познавательные: составлять устные и письменные зарисовки описательного характера явлений природы осенью.




Регулятивные:

Составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным результатом; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.


Личностные:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Сопоставлять свои

наблюдения с авторскими.

Выяснить значение слов, составить словосочетания, предложения.

Выяснить значение слов, составить словосочетания, предложения, подобрать

родственные слова.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Анализ, сравнение, классификация

объектов по выделенным признакам;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Формулировать выводы по

изученному

материалу.

Оценить свои достижения.

Земля и человечество (11ч)

1. Мир глазами астронома.




2.Планеты солнечной системы.









3.Звёздное небо – великая книга природы.




4.Мир глазами географа. Что изучает география Изображение Земли с помощью

глобуса и географической карты.


5.Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Пояса Земли.

6.Мир глазами историка. Что изучает история.













7.Когда и где? Век тысячелетие летоисчисление.



8.Прошлое и настоящее глазами эколога.





9.Сокровища Земли под охраной человечества



10.Структура повествователь

ного текста (начало,

основная часть, концовка).


11.Обобщение по разделу «Земля и человечество»



Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.


Планеты Солнечной системы, представление о них;представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года.


Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе


Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.


Представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.




Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена


Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».


Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния.


Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе.


Подробное изложение зрительно воспринятого текста.


Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Познавательные:

определять причины явлений, событий

выявление существенных признаков объектов.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).



Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы.


Регулятивные: классифицировать, осуществлять контроль и коррекцию, оценивать свои достижения.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.


Изучать по схеме строение Солнечной системы;


перечислять планеты в правильной последовательности.


Моделировать изучаемые созвездия;


Определять

направление на север по Полярной звезде;


Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты;







Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;




Определять по ленте времени век в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;





Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;




Находить в интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России; готовить сообщение.




Рассказать о причинах появления списка Всемирного наследия;






Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия






Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия определять их по фотографиям;



Извлекать из дополнительной литературы Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них.



Наша природа

(12 ч)

1.Равнины и горы России.





2.Моря, озёра и реки России.





3.Природные зоны России.

4.Зона Арктических пустынь.







5.Тундра.













Российские праздники и знаменательные даты. 4 ноября – День народного единства – 1ч.

6.Леса России








7.Составление

рассказа по серии сюжетных иллюстраций и опорным словам.






8.Зона степей.











9. Пустыня.









10.У Чёрного моря.













11.Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.



12.Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»



Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.


Водоёмы, их разнообразие, использование человеком



Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование



Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека

Знание российских праздников.






Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.


Уметь определять тему сюжета иллюстраций; описывать по плану используя опорные слова; передавать свое отношение к картине.


Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.


Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе.





Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.


Познавательные:

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний;

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.









Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

выполнять тестовые задания, оценивать свои достижения.




Личностные:


формирование адекватной оценки своих достижений.



Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы.



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и

оценивать свои достижения на уроке.


Различать холмистые и плоские равнины;

Характеризовать формы земной поверхности России; рассказывать о них по личным впечатлениям;



Находить и показывать на карте России изучаемые моря озёра реки рассказывать о них по карте;








Устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;






Находить и показывать на карте России природные зоны осуществлять взаимопроверку.






Определять по

рисунку учебника, какие организмы обитают в каждой природной зоне объяснять, как они приспособлены к условиям жизни.







Рассказывать по рисунку об экологических

связях в изучаемой природной зоне; моделировать характерные цепи питания.









Рассказывать об освоении природных богатствах в каждой природной зоне и возникших вследствие этого экологических проблем о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Извлекать из дополнительной литературы

Интернета сведения

о животном мире изучаемых

природных зон; готовить сообщения.

Наш край часть большой страны (15ч)

1. Наш край на карте Родины.











2.Формы земной

поверхности в нашем крае.



3.Деление сплошного текста на предложения.







4.Водоёмы нашего края их значение в природе и жизни человека. Охрана водоемов нашего края.

5.Наши подземные богатства.









6.Земля-кормилица.









7. Жизнь леса.







8. Работа с деформированным текстом. Употребление предложений с однородными сказуемыми.

9.Жизнь луга.




10.Жизнь пресного водоёма.



11.Экскурсия в природные сообщества родного края.






12.Растениеводство в нашем крае.



13.Незаметные защитники урожая.


14.Животноводство в нашем крае.










15.Обобщающий урок по теме «Родной край»






Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности.



Представление о поверхности родного края; работа с картой



Уметь определять тему сюжета иллюстраций; описывать по плану используя опорные слова; передавать свое отношение к картине.

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана



Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения.


Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов.


Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов.

Умение восстановить содержание текста.





Представления о луге, как природном сообществе.

Представление о жизни пресного водоема.



Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма.


Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.



Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным.


Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.


Познавательные:


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.






Регулятивные: анализировать, осуществлять самопроверку, устанавливать связи, классифицировать.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.






Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы.

работать в паре.




Составлять список водных объектов своего региона.

Описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану.



Знакомиться с политико-административной картой России; находить на карте свой регион.



Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности.



Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.

Рассказывать о

том какие растении животные грибы встречаются в лесах родного края.

Описывать луг по фотографии;

Определять растения луга в гербарии;

Знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника;

Выявлять экологические связи на лугу.

Определять с помощью

атласа-определителя растения пресного водоема.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Различать породы домашних животных(на примерах характерных для региона)



Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность-неправильность предложенных ответов.

Пришла волшебница зима (7ч)

1. Описание погоды и картин зимней природы.



2.Составление творческого пересказа с изменением лица рассказчика по теме «Сказка в нашем дворе»


3. Российские праздники и знаменательные даты. 1 января – Новый год. 7 января –Рождество Христово.


4. Свободные рассказы о случаях из жизни детей в зимнюю пору.





5.Знание пословиц, поговорок и народных примет о зиме.


6. Редактирова

ние текста «Лесная столовая»



7.Письменное изложение текста по плану «Зимой в лесу»



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Уметь определять тему сюжета иллюстраций; описывать по плану используя опорные слова; передавать свое отношение к картине.

Знание зимних праздников в нашей стране.







О зимних развлечениях и видах спорта, зимних каникулах, о встрече Нового года, об охране природы своего края.


Уточнить и

углубить представление

о лексическом значении слова.



Умение

восстановить содержание текста.





Рассуждения по коллективно составленному плану. Уметь стилистически точно передавать содержание текста.






Познавательные: моделировать, сравнивать, проводить наблюдения, принимать и сохранять учебную задачу.




Регулятивные: проводить практическую работу по изучению устройства термометра и измерению температуры.





Коммуникативные: работать в паре: составлять план рассказа, рассказывать по этому плану. Работа со взрослыми: вести наблюдения за погодой

Понимать

учебную задачу

урока и стремить­ся

её выполнить; Приводить примеры явлений живой и неживой природы.




Рассказывать о зимних развлечениях и видах спорта, зимних каникулах, о встрече Нового года, об охране природы своего края.





Определять тему сюжета иллюстраций; описывать по плану используя опорные слова; передавать свое отношение к картине.

Находить и объяснять смысл пословиц и поговорок о зиме.



Стилистически точно передавать содержание текста.

Страницы мировой истории (6ч)


1. Начало истории человечества.

2.Мир древности: далёкий и близкий.



3.Средние века: время рыцарей и замков.


4.Новое время: встреча Европы и Америки.


5.Новейшее время: история продолжается сегодня.




6.Обобщение по теме «Страницы мировой истории»





История первобытного общества.

История Древнего мира – Древний Египет; Древняя Греция; Древний Рим.


Средние века в истории Европы.



Особые характеристики эпохи.



Развитие предпринимательства; достижения в области науки и культуры в новейшее время.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира.

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия.

Выдающиеся люди разных эпох.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Коммуникативные: работать в паре: составлять план рассказа, рассказывать по этому плану.

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные: осуществлять самопроверку,


Регулятивные: формулировать выводы, наблюдать отвечать на итоговые вопросы.



Рассказывать о жизни быте и культуре первобытных людей на территории региона.

Обобщать сведения о древних государствах их культуре религиях выявлять общее и отличия.

Находить на карте местоположение крупных городов возникших в Средневековье.

Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время.

Обсуждать методы изучения истории древнего мира и Нового времени.

Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.

Формировать выводы из изученного материала.








Понимать учебную

задачу урока и стараться её выполнить.


Выявлять взаимосвязь древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Прослеживать по карте Древней Руси путь « из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI.

Характеризовать систему государственной власти в IX-XI в Древней Руси.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.


Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.


Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.


Давать характеристику

правителям России в разные эпохи.





Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.


Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источники.

Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.


Знакомиться по карте

СССР с административно-

территориальным устройством страны.


Обсуждать в чем значение Победы в Великой отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе.





Извлекать из дополнительной литературы информацию об освоении космоса.



Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Страницы истории Отечества (24ч)


1. Жизнь древних славян.



2.Во времена Древней Руси.



3.Страна городов.





4.Из книжной сокровищницы Древней Руси.

5.Трудные времена на русской земле.


6.Русь расправляет крылья.

7.Куликовская битва

8.Иван III.

9.Мастера печатных дел.

10.Патриоты России.



11.Составление рассказа по данному началу.


12.Пётр Великий.



13.Михаил Васильевич Ломоносов.


14.Екатерина Великая.



15.Отечественная война 1812 года.


16.Страницы истории XIХ века.



17. Установление смысловых частей текста по теме и их озаглавливание.





18.Россия вступает в ХХ век.

19.Страницы истории 1920-1930 годов.




20.Великая война и Великая победа

21.Великая война и Великая победа

22.Экскурсия Знакомство с историческими достопримечательностями родного города.

23.Письменныый отзыв об экскурсии.





24.Страна, открывшая путь в космос.








Представление о жизни древних славян.



Представление о Древней Руси, русских князьях



Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде.


Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;


Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий).


Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры.






Умение составлять текст по картине.




Времена правления Петра 1, его реформы.



Знание о великих достижениях М.В.Ломоносова


Россия во времена правления Екатерины.


Представление о войне 1812 года.



Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени



Умение составлять текст по картине. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.



Важнейшие события в России в начале 20 века.


Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы.


Великая Отечественная война и её герои.















Рассуждения по коллективно составленному плану. Уметь стилистически точно передавать содержание текста.


Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники.

Познавательные:


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.






Регулятивные: анализировать, осуществлять самопроверку, устанавливать связи, классифицировать.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.






Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы.

работать в паре.



Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Современная история (14ч)

1. Основной закон России и права человека.

2.Мы - граждане России.

3. Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой»

4.«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

5.Славные символы России.











6.Весна, пробуждение природы. Составление рассказов по наблюдениям.




7.Восстановление деформированного текста «Ранняя весна»


8.Такие разные праздники


9.Описание половодья, раннецветущих растений, птиц, весенних работ в поле, саду, огороде.


10.Составление связного текста из данных предложений «Прекрасный цветок»

11.Пословицы, поговорки, народные приметы о весне.


12.Коллективное мини-сочинение «Звуки весны»



13.Путешествие по России.



















14.Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»



Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники.



Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.


Рассуждения по коллективно составленному плану. Уметь стилистически точно передавать содержание текста.

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе.




Праздники России, их различие и особенности.


Устные зарисовки описательного характера явлений природы.







Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова.



Умение составить текст по опорным словам.





Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры.




Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.


Познавательные:


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.




Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка сопоставление, сравнение.




Регулятивные: анализировать, осуществлять самопроверку, устанавливать связи, классифицировать.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.







Находить на политико-

Административной карте РФ края области республики автономные области города федерального значения;


Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;


Различать права и обязанности гражданина устанавливать их взаимосвязь;


Знакомиться с особенностями герба РФ его историей символикой отличать герб России от гербов других государств.


Находить и объяснять смысл пословиц и поговорок о весне.



Стилистически точно передавать содержание текста.


Различать праздники государственные профессиональные церковные народные семейные



Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами городами народами России.


Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России.



Анализировать и сравнивать гербы городов России выяснять их символику.









Пользуясь информацией из различных источников готовить сообщения о знаменитых соотечественниках (по своему выбору)




Выполнять тесты с выбором ответа;

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.





Лето (4ч)

1.Описание конкретных случаев из жизни в летнюю пору.

2.Пословицы, поговорки, народные приметы о лете.

3. Сочинение сказки по аналогии.

4.Обобщающий урок по итогам года – КВН.

Летний труд людей. Устные зарисовки описательного характера явлений природы.

Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова

Уметь составлять текст по опорным словами и картинке.

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

моделировать и формулировать выводы.


Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;


Находить и объяснять смысл

пословиц и поговорок о лете.

Составлять рассказы по аналогии с прочитанным тестом.




8.Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основными формами организации образовательного процесса по развитию речи являются:

  • традиционный урок;

  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

  • технология формирования учебной самооценки;

  • технология продуктивного чтения;

  • технология формирования критического мышления;

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • проектная технология;

  • технологии личностно-ориентированного обучения и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

УМК

ОБУЧАЮЩИХСЯ

УМК

УЧИТЕЛЯ

А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2013г.

А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь. В 2-х ч. 4 класс. М.: Просвещение., 2013г.

Тесты к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, (автор А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д Назарова). М.: Просвещение, 2013г.

Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Программа «Окружающий мир» (1-4 класс). Автор: А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011г.

А.А. Плешаков «Окружающий мир». Программа и планирование учебного курса 1-4 класс. М.: Просвещение, 2012г.

Список литературы:

1. А.Е. Брем. Жизнь животных: в 3-х томах. М.: Терра ,1992г.

2. Большая энциклопедия природы от А до Я, в 13-и томахМ.: Мир книги, 2004г.

3. Путеводитель по природе: в 4-х томах. М.: Астрель, 2002г.

Наглядные пособия.

Тематические таблицы:

1. Живая и неживая природа.

2. Виды термометров.

3. Измерение температуры воздуха.

4. Дикие и домашние животные

5. Питание диких и домашних животных.

6. Строение тела человека.

7. Если хочешь быть здоров.

8. Путешествие по Москве.

9. Карта мира. Океаны и материки

Оборудование:

Глобус. Компасы.

Чучела птиц и животных Тульской области. Набор энциклопедий для младших школьников. Измерительные приборы.

Гербарии растений Тульского края.

мультимедийное оборудование

компьютер

медиапроектор

DVD-проектор

видеомагнитофон

средства фиксации окружающего мира

фото- и видеокамера

Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)


9.Оценка достижения планируемых результатов.

В 4 классе отметки выставляются по пятибалльной шкале. Контроль за уровнем достижений обучающихся по развитию речи проводится в форме устной оценки и письменных работ:  сочинений, списываний, изложений, тестовых заданий. В конце изучения каждого раздела обучающиеся выполняют тестовые задания в рабочей тетради по предмету в блоке «Проверим себя и оценим свои достижения» и в пособии «Итоговая аттестация». Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по развитию речи.


10.Контроль предметных результатов.

Списывание, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Тестовые задания– динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

 ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ и СОЧИНЕНИЕ

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая — за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

«5»- правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

Сочинение

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – логически последовательно раскрыта тема.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения, а за сочинения и обучающие изложения выставляются только положительные оценки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабoчая программа по развитию речи

Автор: Ковнер Екатерина Викторовна

Дата: 02.10.2017

Номер свидетельства: 430645


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства