kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по развитию речи 4 класс КРО 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Аннотация к рабочей программе по развитию речи   4 класс                                     

    Рабочая  программа составлена на основе Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Для успешного усвоения используется учебник для специальных (коррекционных) 8 вида. Учебник «Развитие речи» 4 класс. Автор Е. Д. Худенко, Г. А. Фёдорова. Издательство  Москва «АРКТИ» 2005 год. Программа рассчитана на 34 часа.

   Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников.

Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

  У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления  о мире, который находится  вне поля их чувствительного опыта.

   Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико- синтетической деятельности учащихся , коррекции их мышления. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активируется.

   Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Он включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений.

   Основным методом обучения является беседа.  Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках и экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, предметных и сюжетных картин, демонстрации  учебных кинофильмов и диафильмов.

   Главным компонентом беседы является речь учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы учащихся  закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления они учатся связному высказыванию.

  На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по развитию речи 4 кл»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе:

● приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

● программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2010,

●учебного плана образовательного учреждения.


Количество часов за учебный год – 34 ч

Количество часов в неделю – 1 ч

Количество часов в 1 триместре – 12 ч

Количество часов во 2 триместре – 10 ч

Количество часов в 3 триместре – 12 ч



Цель: создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире и мире, который находится вне поля их чувствительного опыта;

  • корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, обогащать словарный запас учащихся и активизировать его;

  • способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно – нравственных ценностей.


Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.


Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире ,который находится вне поля их чувствительного опыта.
       Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

 Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.



Планируемые результаты освоения курса:


Учащиеся должны знать:

- названия и свойства изученных предметов,

- правила дорожного движения.


Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства,

- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

- ухаживать за одеждой и обувью;

- соблюдать правила личной гигиены,

- соблюдать правила дорожного движения,

- поддерживать порядок в классе, интернате, дома.


Основные виды организации учебного процесса:

  • урок,

  • экскурсия,

  • самостоятельная работа,

  • практическая работа,

  • индивидуальная форма работы,

  • парная форма работы,

  • групповая форма работы,

  • коллективная форма работы.



Основные методы организации учебного процесса:

  • репродуктивный,

  • объяснительно- иллюстративный,

  • продуктивный,

  • частично-поисковый,

  • метод контроля и самоконтроля.



Основные технологии:

  • игровые,

  • здоровье – сберегающие,

  • личностно – ориентированное обучение,

  • проблемное обучение,

  • развивающее обучение,

  • дифференцированное обучение,

  • информационно – коммуникативные технологии.



Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • обогащение и уточнение словаря,

  • наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности,

  • чтение литературы по изучаемому материалу,

  • называние и характеристика предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы,

  • сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,

  • участие в беседе,

  • правильные, полные ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей,

  • Составление под руководством учителя небольщих рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе

  • использование в своей речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.



















Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи 4 кл»



Тема урока.

часы


ч

Тип

урока

Виды контроля


Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Коррекционная работа

Дата проведения

План

Факт

1

Времена года: лето.

Начало осени.

Сбор урожая.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Работа с иллюстрациями, подбор «действий» к картинкам составление рассказа «Как я провел лето»

Работа с деформированным текстом, образование прилагательных от существительных.

Систематизация знаний обучающихся о времени года -лете ,умение составить 3-4 предложения о каникулах. Познакомить с сезонными изменениями в природе осенью, сбором урожая.

Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы по картинкам.




2.

Сбор урожая. Овощи и фрукты.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Составление предложений . Рассматривание муляжей овощей и фруктов

Называть и характеризовать овощи и фрукты.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы.




3

Город. Учреждения города

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Составление рассказа о городе.

Знание правил дорожного движения поведения в городе.

Коррекция пространственной ориентировки. Развитие связной речи при составлении текста-описания.




4

Сезонные изменения в природе : сентябрь. Сентябрь – начало осени.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Закончить предложение по образцу.

Систематизировать знания о сезонных изменениях осенью, называть и характеризовать явления природы.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам.




5

Село, деревня.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Составление рассказа «Деревенское утро»

Связано высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Развитие связной речи при составлении рассказа по картине.




6

Город. Правила дорожного движения.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Составление рассказа «Городское утро»

Связное высказывание на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.

Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения.

Пр-ия



7

Овощи, фрукты, ягоды. Орехи

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.


Составление рассказа « Что готовят из овощей»

Сравнивать и классифицировать овощи и фрукты .Активно участвовать в бесе.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей и фруктов.




8

Времена года: середина осени.

Золотой октябрь.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Работа с иллюстрациями и деформированным текстом.

Систематизировать знания о времени года – осень, характеризовать явление природы – листопад.

Коррекция внимания, восприятия при работе с Календарем природы. Развитие речи при описании погоды и сезонных изменений.




9

Грибы. Семена цветковых растений.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Дид. игра «Узнай по описанию» Отгадывание загадок.

Познакомить с грибами,уметь называть их и классифицировать

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа.




10

Полевые растения рожь, кукуруза, овес.

Полевые растения и их использование.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Называние частей растений. Составление рассказа по картинкам, «Как хлеб на стол пришел»

Называть и характеризовать полевые растения и продукты , которые из них получают .

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие монологической речи при описании поля в разные времена года.




11

Поздняя осень. Ноябрь.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Чтение заучивание стихов, поговорок, примет осени.

Активное участие в беседе по теме. Составление предложений.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы.




12

Квартира. Комната.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа, практическая работа

Работа с картинками. Закончить фразу, задать вопрос.

Умение правильно строить предложения описывая предметы


Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений при работе с карточками.




13

Мебель. Уход за мебелью

1

КУ

Беседа, практическая работа

Работа с картинками. Закончить фразу, задать вопрос.

Правильное построение предложений


Коррекция зрительной памяти на основе упражнений с сюжетными картинками и воспроизведении изученного. Развитие монологической речи при описании мебели.



14

Посуда. Уход за посудой.

1

КУ

Беседа, практическая работа

Дид. игра: «Четвертый лишний»

Называть и характеризовать виды посуды, знать средства по уходу за ней.

Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении.



15

Сезонные изменения в природе. Декабрь.

Погода и природа зимой.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Наблюдения, опыты. Дид. игра: «Бюро погоды» игра «знакомство»

Активно участвовать в беседе на основе наблюдений

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.



16










Охрана здоровья и отдых зимой.

Одежда и ее виды. Уход за одеждой.








1

УОиС

Составление рассказа

Чтение стихов и загадок.

Дид. игра «Хорошо и плохо»

Связано высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений


Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды. Коррекция зрительной памяти при выполнении упражнений в узнавании и различении.




17

Обувь и ее виды. Уход за разными видами обуви.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Название обуви. Классификация по материалу.

Рассказ о сезонной обуви. Планирование действий.

Коррекция внимания на основе практических упражнений в последовательности хода за обувью.



18

Январь - начало года.

Как я провел каникулы.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Рассказ – беседа

«С кем дружит ель»

Систематизация знаний о времени года -зима

. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.



19

Растения зимой. Хвойные.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сравнение сосны и ели. Рисование, составление предложений.


Называть изменения в растительном мире зимой

Коррекция мышления при сравнении и различении




20.

Части растений. Комнатные растения: бегония, герань, алоэ.

1

УП

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Различение и название комнатных растений.

Составление плана работы.

Уметь наблюдать за растениями. Знать части растений.

Развитие речи на основе составления описания растений. Называть основные эмоции человека. Какие эмоции вызывают цветы.



21

Февраль . Растения зимой: хвойные растения.

Труд людей зимой

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Беседа, работа по иллюстрациям составление и дополнение предложений.

Систематизировать знания детей о зимних месяцах, знакомство с приметами-февраля

Систематизация знаний о труде людей в зимний период

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.



22

Домашние животные:

свинья, корова, лошадь.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Составление предложений.

Называть и классифицировать домашних животных

Коррекция мышления на основе упражнений и установлении логических связей.



23

Сезонные изменения в природе: весна. Голубой март.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Наблюдения.

Экскурсия. Игры.

Умение отмечать изменения в живой и неживой природе весной

Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие связной речи при описании изучаемого объекта.



24

Дикие животные зимой: лось, олень.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сравнение диких и домашних животных. Отгадывание загадок.

Умение сравнивать и классифицировать изучаемые предметы

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.



25

Домашние птицы:

гусь, индюк.

Дикие птицы: лебедь и гусь

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы.

Зарисовка, составление предложений.

Называть и классифицировать изучаемые предметы

Сравнение и классификация домашних и диких птиц

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.



26.

Сезонные изменения в природе: апрель.

Птицы перелетные и зимующие.

1

УЭ

Беседа, практическая работа

Наблюдения. Игры, опыты.

Составлять предложения и короткий рассказ на основе наблюдений

Умение классифицировать птиц.

Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении.



27

Труд людей весной.

Вредные и полезные насекомые




1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Беседа работа по картинкам. Составление предложений

Описание насекомых по образцу.

Знакомство с характерными видами труда в весенний период.

Сравнение и классификация насекомых

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей.



28

Рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Дид.игра «Загадки и отгадки». Составление предложений.

Активное участие в беседе на предложенную тему


Коррекция мышления на основе упражнения в классификации.



29

Земноводные.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Работа с деформированным текстом

Составить 2-3 предложения по картине.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.



30

Все мы – звенья одной цепи.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Дидак игры

«Хорошо-плохо». Составление предложений ответы на вопросы.

Умение делать простейший вывод и

обобщение

Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении.



31

Человек-часть природы.

Сезонные изменения в природе: май.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Составление рассказа по серии картинок.

Анализ ситуации, умение сделать вывод по теме

Коррекция пространственной ориентировки.



32

Как я познаю окружающий мир.

Отдых и труд дома.

1

КУ

Коллективное чтение, практическая работа ,беседа

Наблюдения, опыты, сравнения.

Активное участие в беседе на предложенную тему

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении



33

Режим питания.

Режим сна.

1

КУ

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Чтение. Дид. игра «Веселый, грустный зубик»

Знакомство с основами здорового питания

систематизация знаний детей о здоровом образе жизни человека

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей.



34

Наше общение.

Май- конец весны Итоговый урок.

1

УОиС

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Беседа. самостоятельная работа, ответы на вопросы, повторение

Выявление знаний и умений за год

Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по развитию речи 4 класс КРО 8 вида

Автор: Лейпожих Светлана Ильинична

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс (КРО) "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-6-klass-kro"
    ["file_id"] => string(6) "132739"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416404102"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-v-stranu-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "101856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402461476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства