Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
- расширять и уточнять кругозор обучающихся на основе углубления уже имеющихся понятий; обогащать словарный запас;
- учить подмечать и выделять характерные признаки изучаемых объектов и явлений, сравнивать один признак с другим, делать обобщения, развивать мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение;
- воспитывать любовь и уважение к труду и людям труда, прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.
Коррекционная задача:
- использовать процесс развитию речи как одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы по развитию речи (под редакцией В.В. Воронковой) и требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы.
Закон об образовании РФ, статья 9 п.2
Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Региональный учебный план Ростовской области.
Базисный учебный план по программе 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Требованию к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения.
Обучающиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов;
- выученные правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Комплект учебной литературы:
- Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных коррекционных школ VIII вида. 4 класс. \ М. АРКТИ, 2004.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
- расширять и уточнять кругозор обучающихся на основе углубления уже имеющихся понятий; обогащать словарный запас;
- учить подмечать и выделять характерные признаки изучаемых объектов и явлений, сравнивать один признак с другим, делать обобщения, развивать мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение;
- воспитывать любовь и уважение к труду и людям труда, прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.
Коррекционная задача:
- использовать процесс развитию речи как одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы по развитию речи (под редакцией В.В. Воронковой) и требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы.
Закон об образовании РФ, статья 9 п.2
Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Региональный учебный план Ростовской области.
Базисный учебный план по программе 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Требованию к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения.
Обучающиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов;
- выученные правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Комплект учебной литературы:
- Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных коррекционных школ VIII вида. 4 класс. \ М. АРКТИ, 2004.
Содержательные линии. Тема
Количество часов
Коррекционно-развивающие задачи
Педагогические средства, технологии решения педагогических задач
Проблемы, возникающие при изучении темы
Педагогический мониторинг
1
Сезонные изменения в природе.
20
Расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной устной речи
Личностно – ориентированное развивающее обучение.
Игровые технологии.
Слабые знания признаков времён года.
Бедный словарный запас.
Низкий уровень развития устной речи.
Текущий контроль.
2
Мир растений
13
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Развитие наблюдательности, чувственности восприятия.
Расширение представлений об окружающем мире.
Технология разноуровневого обучения.
Малый жизненный опыт.
Сохранение в памяти изученного материала на низком уровне.
Текущий контроль.
3
Мир животных.
16
Расширение кругозора. Развитие словесно – логического мышления, умения анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения..
Технология индивидуализации учебного процесса.
Несовершенство мышления и мыслительных процессов.
Текущий контроль.
4
Мир человека.
19
Расширение представлений об окружающем мире.
Развитие пространственных представлений и ориентаций.
Развитие объёма, распределения и концентрации внимания.
Объяснительно – иллюстративное обучение.
Слабые представления об окружающем мире.
Малый жизненный опыт.
Текущий контроль.
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
Колич.
часов
Дата
Обязательный минимум
Знать Уметь
Термины. Понятия
Педагогический мониторинг
1
2
3
4
5
6
7
8
I четверть (19 часов)
1
Урок-викторина «Здравствуй, школа!»
1
2
Время года: лето.
1
названия летних месяцев, время года, 2-3 загадки о лете
работать с иллюстрациями, подбирать «действия» к картинкам составлять рассказ «Как я провел лето»
Предмет, признак, действие.
Коллективное чтение, беседа.
3
Сбор урожая. Овощи, фрукты.
1
название овоща, характерные особенности
составлять предложения по опоре, соотносить название и признаки овощей
Урожай, консервировать.
Текущий контроль
4
Овощи фрукты, ягоды.
1
название овоща, виды, способы обработки
отвечать на вопросы, составлять рассказ по карточкам
Рыхлить, окучивать.
Ответы на вопросы.
5
Грибы. Съедобные и несъедобные.
1
виды грибов
описывать грибы по графической схеме
Съедобные, несъедобные
6
Р. к. Экскурсия «Родимый край. Осенние изменения в природе».
1
приметы изменений в природе в начале осени
наблюдать за изменениями в природе
Осадки, явления природы.
7
Сентябрь – начало осени
1
1-2 пословицы, поговорки, приметы о сентябре, признаки начала осени
называть и характеризовать явления природы.
Ненастье
8
Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс.
1
части растения, цвет, форму
описывать овощи, определять их по заданным признакам
Злаковые, озимые, жатва
9
Полевые растения и их использование.
1
названия полевых культур, основные признаки, название, особенности строения
составить рассказ по картинке «Как хлеб на стол пришёл», описывать зерновые культуры по плану
Зерновые культуры
10
Город.
1
характерные признаки города
составлять предложения по схемам - опорам
Многолюдный, проспект, площадь
11
Город. Поведение в городе.
1
описывать свой город по плану
Дворец культуры
Коллективное чтение, беседа.
12
Труд людей осенью в городе.
1
составлять рассказ описание по картинке
Ответы на вопросы.
13
Времена года: середина осени.
1
приметы изменений в природе в середине осени
составлять рассказ по картинке, объяснять выражения
Увядающая
Текущий контроль
14
Р. к. Краски Донской земли.
1
участвовать в беседе, описывать природу по картинке
Радуга, туман, засуха
15
Село, деревня.
1
характерные признаки села, деревни
составлять рассказ по картинке «Деревенское утро»
Адрес, сельсовет, элеватор
16
Труд людей осенью в селе, деревне.
1
составлять рассказ- описание по картинке
17
Правила дорожного движения.
1
правила дорожного движения.
отвечать на вопросы, составлять рассказ, ориентироваться в различных дорожных ситуациях
Проезжая часть, светофор, переход
18
Время года: осень. «Золотой октябрь».
1
1-2 пословицы об октябре, признаки середины осени
составлять рассказ по схеме
Листопад, отлёт, спячка, «золотая осень», «золотые руки», с «золотым сердцем».
19
Обобщение и систематизация изученного материала за 1 четверть.
1
отвечать на вопросы, составлять предложения
II четверть (14 часов)
1
Время года: осень. Ноябрь – сумерки года.
1
явления в природе поздней осенью
участвовать в беседе, называть осенние месяцы
Заморозки, обледенение, ледостав
Коллективное чтение, беседа.
17
Орехи.
1
названия видов орехов
описывать представителя каждой группы по плану
Плод, ядро, скорлупа
Ответы на вопросы.
2
Деревья, кустарники травы.
1
виды растений
описывать растения по плану
Одеревеневшие
3
Разнообразие животных в природе.
1
разновидности животных
узнавать предметы по описанию, описывать по плану
Вымирающие, зоопарк
Коллективное чтение, беседа.
4
Р. к. Животный мир Ростовской области.
1
животных родного края
описывать по плану, определять по заданным признакам