Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Мир природы"»
Мир природы и человека-17 ЧАСОВ (0,5 Ч. В НЕДЕЛЮ)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1599 от 19 декабря 2014 года;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;
Устав ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Цель программы: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение основ современной экологии.
Задачи:
способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе;
познакомить учащихся с простейшими взаимосвязями и взаимозависимостями между миром живой и неживой природы и умением их устанавливать;
развивать целостное восприятие окружающего мира;
развивать умения наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы;
обучать знаниям и навыкам безопасного поведения в окружающей среде, как природной, так и техногенной;
воспитывать гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию человечества;
формировать умения оценивать свои поступки в природе;
расширять кругозор детей в области экологии;
развивать практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека»
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
По мере реализации программы по классам учащиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения применять их в жизни. Программа предполагает активные формы физической деятельности: учебные походы, ближние и дальние экскурсии, а также и проектную деятельность. С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.). Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
Рабочая программа рассчитана в 3 классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека»
В программу включены следующие разделы:
Сезонные изменения в природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Формы контроля изученного материала:
- задания на карточках,
- устный опрос,
- практическая работа.
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Сезонные изменения
4ч
2
Неживая природа
4ч
3
Живая природа. Растения. Животные
4ч
4
Человек. Безопасное поведение
5ч
Итого:
17ч
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека»
Личностные учебные действия
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс); обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
оформлять свои мысли в устной речи;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Минимальный уровень
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации
Достаточный уровень
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм
6. КРИТЕРИИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Мир природы и человека»
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 3 класса по 5 – балльной системе отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
- оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
8. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, Мир природы и человека, 3 КЛАСС, 17 часов
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечания
I четверть
3,5ч
1
Вводный урок.
0,5
06.09.2021
2.
Сезонные изменения. Осень. Осенние месяцы. Тест.
0,5
13.09.2021
Набор «Времена года.» Картинки осени, презентация. Набор «Месяц. Год»
3.
Растения осенью. Животные осенью
0,5
20.09.2021
Набор по теме, раздаточные карточки, презентация.
4.
Занятия людей осенью
0,5
27.09.2021
Набор по теме, раздаточные карточки, презентация. Инструменты
картины
5.
Живая природа. Растения. Сравнение растений
0,5
04.010.2021
Набор по теме, раздаточные карточки, презентация.
6.
Части растений: корень, стебель, лист, цветок
0,5
11.10.2021
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
7.
Растения сада
0,5
18.10.2021
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
2 четверть
3,5ч
8.
Продолжение. Лес. Плоды и семена. Лесные ягоды
0,5
08.11.2021
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
9
Травы: ядовитые растения. Правила поведения при отравлении
0,5
15.11.2021
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
бумага
11
Домашние животные. Корова. Свинья. Кролики.
0,5
29.11.2021
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
12
Сходство и различие домашних животных с дикими.
0,5
06.12.2021
Набор по теме, раздаточные карточки, презентация.
13
Птицы. Части тела. Перелётные, зимующие птицы .Хищные, певчие птицы
0,5
13.12.2021
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме. Тест. Натуральные объекты
карандаши,
14
Тест.
0,5
20.12.2021
карточки
3 четверть
5ч
15
Сезонные изменения. Зима. Зимние месяцы.
0,5
10.01.2022
Набор «Времена года.» Картинки зимы, презентация. Набор «Месяц. Год»
16
Растения зимой. Животные зимой.
0,5
17.01.2022
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
17
Занятия людей зимой.
0,5
24.01.2022
Набор по теме, раздаточные карточки, презентация. Инструменты для чистки снега
18
Неживая природа. Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Календарь
0,5
31.01.2022
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
19
Воздух. Значение воздуха. Термометр
0,5
07.02.2022
Набор по теме, раздаточные карточки, презентация. Термометр
20
Сезонные изменения. Весна. Весенние месяцы
0,5
14.02.2022
Набор «Времена года.» Картинки весны презентация. Набор «Месяц. Год»
21
Растения весной. Животные весной
0,5
21.02.2022
Набор по теме, раздаточные карточки, презентация.
22
Занятия людей весной
0,5
28.02.2022
Набор по теме, раздаточные карточки, презентация. Инструменты для огорода, сада.
23
Человек. Дыхание человека. Органы дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.
0,5
14.03.2022
презентация.
24
Болезни органов дыхания.
0,5
21.03.2022
презентация.
IV четверть
3ч
25.
Правила поведения при простудных заболеваниях. Профилактика простудных заболеваний
0,5
04.04.2022
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
26
Кровь. Сердце. Пульс.
0,5
11.04.2022
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме. Пульсометр, тонометр.
27
Окружающая среда и здоровье человека Питание человека. Молочные продукты
0,5
18.04.2022
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме. Продукты
28
Питание человека. Мясные продукты. Сухие продукты. Срок хранения продуктов. Профилактика отравления
0,5
25.04.2022
Презентация, картинки по теме. Опорный план по теме.
29
Сезонные изменения. Лето. Летние месяцы
0,5
16.05.2022
Набор «Времена года.» Картинки лета, презентация. Набор «Месяц. Год»
30
Тест.
0,5
23.05.2022
карточки
9. ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВЫХ РАБОТ:
№ п/п
Название
Дата
1.
Тестовая работа. Вводная работа.
13.09.2021
2.
Промежуточный тест.
20.12.2021
3.
Итоговый тест.
23.05.2022
Итого
Тесты -3
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА »
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2013.
2. Н.Б. Матвеева. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях (Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова).- 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2017.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(291) "Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида составлена в соответствии с требованиями ФГОС."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_mir_prirody_i_chielovieka_3_klass_spietsial_n"
["file_id"] => string(6) "432385"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1508003852"
}
}