Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа по предмету, Мир природы и человека разработа в соответствии с требованиями ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида составлена в соответствии с требованиями ФГОС.»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Рабочая программа по миру природы и человека составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2017-2018 учебный год;
Миссия МКОУ «СКО школы-интерната VIII вида» - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках
Цель программы обучения:
углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
Технология проблемного диалога;
Технология оценивания образовательных достижений;
Здоровьесберегающие технологии обучения;
Игровые технологии;
Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
Технология развития критического мышления.
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Осуществления возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах.
Основными формами и видами контроля являются:
Текущий и тематического в форме устного, фронтального опроса, контрольные работы, проверочные работы, творческие задания.
итоговый контроль - в форме контрольной работы за четверть и по итогам года.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по миру природы и человека в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида в 3 классе рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема
Количество часов
Сезонные изменения. Лето
7
Осень.
12
Животные
9
Неживая природа
8
Сезонные изменения. Зима.
7
Растения
6
Птицы
5
Сезонные изменения. Весна.
6
Человек
8
ИТОГ
68
Планирование коррекционной работы
по программе мир природы и человека в 3 классе
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительной памяти и зрительного восприятия при изучении учебного материала;
-развитие способности обобщать и делать выводы при наблюдениях и проведении экскурсии;
2. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слуховой , зрительной памяти, умения использовать запоминания и припоминания при закреплении материала;
-коррекция восприятия времени, пространственного восприятия при проведении экскурсии;
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умения выполнять определенные задания к рассказам в устной форме ;
4. Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
- подбор синонимов, антонимов;
- обогащение словаря прилагательными;
- работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи;
5. Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы при составлении рассказа ;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного) при изучении предметов и явлений окружающей действительности;
- развитие логического мышления на всех этапах урока;
6. Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями во время беседы;
-развивать наблюдательность, способность понимать главное в воспринимаемом учебном материале;
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска при проведении экскурсий;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся во время практических работ;
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над выразительностью;
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при участии в классной и домашней работе.
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 1
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Календарная план-сетка
Дни недели
Кол-во часов
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
I
II
III
IV
V
Вт.
Пт.
Всего
Дни недели
Кол-во часов
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
I
II
III
IV
V
Вт.
Пт.
Всего
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол
час.
Дата
Виды деятельности
Словарь
Оборудование
1 четверть
Сезонные изменения. Лето. (7ч)
1
Лето.
1ч
Назвать признаки лета.
Знать названия летних месяцев.
Знать и называть 3-4 названия лесных ягод.
с. 2.
2
Признаки лета.
1ч
с. 38-39
3
Месяцы лета. С.Я. Маршак о летних месяцах.
1ч
с. 40-41
4
Растения летом.
1ч
с. 42-43
5
Лесные ягоды.
1ч
Земляника
с. 74-75
6
Животные летом.
1ч
6
с.44-45
7
Занятия людей летом.
1ч
7
с. 46-47
Осень. (12 ч)
8
Осень. Экскурсия в природу
1ч
Экскурсия.
Называть признаки осени.
Знать названия осенних месяцев;
Называть названия и свойства изученных предметов. Знать названия 5-6 грибов.
По картинкам назвать перелётных птиц.
9
Признаки осени.
1ч
с. 5-6
10
Месяцы осени.
1ч
с. 7-8
11
Растения осенью.
1ч
6.10
с. 9-10
12
Грибы.
1ч
с. 76-77
13
Животные осенью.
1ч
с. 11-13
14
Перелётные птицы.
1ч
16.10
с. 94
15
Занятия людей осенью.
1ч
с. 14-15
16
Растения сада.
1ч
с. 68-70
17
Лес.
1ч
с. 71-72
18
Экология воздуха и охрана окружающей среды
1ч
19
Повторение
1ч
II четверть Растения летом. Животные летом.
Животные. (9 ч)
20
Животные.
1ч
определять вид животного.
Сравнивать и различать животных. Знать названия диких животных, названия домашних животных.
Различать виды животных.
21
Составление рассказа о животном.
1ч
с. 81
22
Дикие животные.
1ч
23
Лось.
1ч
с. 82
24
Дикие животные. Кабан. Заяц
1ч
с. 83-84
25
Домашние животные
1ч
26
Корова.
1ч
Корова
с. 85
27
Домашние животные. Свинья и кабан.
1ч
с. 86-88
28
Домашние животные. Кролик и заяц.
1ч
с. 87-90
Неживая природа. (8ч)
29
Понятие «Неживая природа». Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина.
1ч
Дать понятие что значит не живая природа.
30
Солнце в разные времена года.
1ч
Беседа о солнце как планете солнечной системы. Знать сторону восхода солнца
с. 48-49
31
Восход и закат солнца.
1ч
с. 50
32
Воздух. Значение воздуха.
1ч
Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека. Уметь определять направления ветра.
с. 52-53
33
Термометр.
1ч
с. 54
34
Ветер. Экскурсия
1ч
с. 55-57
35
Направление ветра.
1ч
36
Календарь.
1ч
с. 51
III четверть
Сезонные изменения. Зима. (7ч)
37
Зима. Признаки зимы. Экскурсия в природу.
1ч
Знать названия зимних месяцев.
Знать названия 3 зимующих птиц. Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. Помогать зимующим птицам.
с. 16-17
38
Месяцы зимы.
1ч
с. 18-19
39
Растения зимой.
1ч
с. 20
40
Животные зимой. Следы зайца, лисы, сороки.
1ч
с. 21-22
41
А. Яшин «Покормите птиц зимой».
1ч
с. 23
42
Зимующие птицы.
1ч
с. 95
43
Занятия людей зимой.
1ч
с. 24-25
Растения. (6 ч)
44
Растения.
1ч
Знать названия цветов,трав, плодов.
-Называть части растений, сравнивать растения.
45
Сравнение растений.
1ч
с. 60-61
46
Части растений.
1ч
с. 62-64
47
Части растений.
1ч
с. 65-67
48
Плоды и семена.
1ч
с. 73
49
Травы.
1ч
с. 78-80
Птицы. (5 ч)
50
Птицы.
1ч
Знать названия птиц, их строение.
Знать птиц занесённых в Красную книгу и их значение.
51
Строение птиц.
1ч
с. 91-92
52
Хищные птицы.
1ч
с. 96
53
Певчие птицы.
1ч
с. 97
54
Птицы. Изготовление аппликации.
1ч
IV четверть
Сезонные изменения. Весна. (6ч)
55
Весна.
1ч
Рассказать о признаках весны.
Знать названия весенних месяцев. Обобщать понятие животные: звери, рыбы, птицы, насекомые;
56
Признаки весны. Экскурсия
1ч
с. 26-27
57
Месяцы весны.
1ч
с. 28-29
58
Растения весной.
1ч
с. 30-31
59
Животные весной.
1ч
с. 32-34
60
Занятия людей весной.
1ч
с. 35-37
Человек. (8 ч)
61
Человек. Дыхание человека Болезни органов дыхания.
1ч
Знать названия органов человека.
Называть части тела организма человека.
Называть расположение органов на теле человека.
Знать причины простудных заболеваний.
Знать полезные свойства продуктов.
Уметь определять части лица: лоб, нос, щёки, подбородок, щёки, зубы, язык.
Уметь различать молочные, мясные и сухие продукты.
с. 98-99
62
Правила профилактики болезней дыхания.
1ч
с. 100-102
63
Профилактика простудных заболеваний. Экскурсия в мед.блок.
1ч
64
Окружающая среда и здоровье человека.
1ч
с. 103-105
65
Кровь. Сердце. Пульс.
1ч
с. 105-107
66
Окружающая среда и здоровье человека.
1ч
с. 108-109
67
Питание человека. Молочные, мясные и сухие продукты.
1ч
68
Сроки хранения продуктов.
1ч
с. 110-113
7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Основной учебник:
«Живой мир» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 3 класс, Н. Б. Матвеева, М.А. Попова. Издательство «Просвещение», 2013 г.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечания
Печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по развитию речи .
2
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по развитию речи.
1
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
1
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
1
Мультимедийный проектор.
1
Экспозиционный экран .
1
Размер не менее 150X150 см
Ноутбук.
1
Сканер .
1
Принтер струйный чёрно-белый.
1
Экранно - звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
3
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
1
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по развитию речи.
15
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
1
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др
2
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
12
Стол учительский с тумбой.
1
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
3
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
1
8. Приложение
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № от « » _______ 2017 г.
Руководитель ШМО: _________ Л.Н. Бозова
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые , но доступные тексты.
При оценке принимается во внимание успешность овладения уч-ся техникой чтения ( правильность, беглость, выразительность, умением выделять главную мысль прочитанного, ответы на вопросы, пересказ .)
Оценка «5» ставится ученику, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или части текста; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передаёт содержание полно, правильно, последовательно, твёрдо знает наизусть текст стихотворения.
Оценка «4» ставится ученику, если он читает в основном правильно, бегло
Допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдая паузы, знаки препинания, интонацию, логические ударения: допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливает части, называет действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя, допускает неточности в ответах на вопросы, исправляет их с помощью учителя, при чтении наизусть допускает одну -две ошибки, читает недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова читает по слогам, допускает три – четыре ошибки при чтении. Одну – две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз, три – четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль с помощью
Учителя; текст делит на части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; при чтении наизусть нетвёрдо знает текст.
Оценка «2» ставится ученику , если он читает по слогам, допускает более пяти ошибок; не может выделить главную мысль произведения даже с помощью учителя; не делит текст на части, не называет главных действующих лиц, не характеризует их поступки, отвечает на вопросы и пересказывает фрагментарно, искажая основной смысл, не использует помощь учителя; не знает стихов наизусть.