Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017
Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№
Тема
Количество часов
1
Сезонные изменения в природе.
Времена года. Осень.
Зима.
Весна.
Лето.
12
3
3
3
3
2
Неживая природа.
6
3
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
17
5
7
5
Всего
35
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Учебно - методическое обеспечение. 1. Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 3 класс
№
Тема раздела
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Планируемые
результаты
Деятельность учащихся
Мониторинг
Предметные
Личностные
1 четверть
1
Сезонные изменения в природе
1
Осень. Растения осенью.
Называть признаки осени.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Наблюдения в природе.
2
Животные осенью.
Знать названия осенних месяцев.
ценностное отношение к природе;
Работа с учебником.
3
Занятия людей осенью.
Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями
Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.
4
Зима. Растения зимой.
знать названия зимних месяцев, признаки зимы.
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
Работа с учебником.
5
Животные зимой.
Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
составление предложений о опорным картинкам
6
Занятия людей зимой.
знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.
умение обращаться за помощью, принимать помощь
Работа с сюжетными картинками.
7
Весна. Растения весной.
Знать названия весенних месяцев.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.
Самостоятельная работа
8
Животные весной.
знать названия диких животных
умение организовать своё рабочее место;
Работа с учебником.
9
Занятия людей весной.
знать какие работы проводятся в огороде весной.
Работа с раздаточным материалом
2 четверть
1
Лето. Растения летом.
Назвать признаки лета.
ценностное отношение к природе;
Работа в рабочих тетрадях.
2
Животные летом.
Знать названия летних месяцев.
умение обращаться за помощью, принимать помощь
Работа с раздаточным материалом
3
Занятия людей летом.
Знать какие работы проводятся летом в огороде.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Работа с сюжетными картинками.
Зачет
2
Неживая природа
4
Солнце в разные времена года.
Знать различия солнца в разные времена года.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями
Беседа о солнце как планете солнечной системы
5
Восход и закат солнца.
Знать сторону восхода и заката солнца
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
Наблюдение в природе.
6
Календарь.
Уметь пользоваться календарем.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Зачет
7
Воздух. Значение воздуха.
Знать значения воздуха для человека.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека.
3 четверть
1
Термометр.
Уметь пользоваться термометром.
ценностное отношение к природе;
2
Ветер. Направления ветра.
Уметь определять направления ветра.
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы
3
Живая природа
3
Растения. Сравнение растений. Части растений.
Уметь сравнивать растения. Знать части растений.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.
Самостоятельная работа
4
Растения сада.
Знать названия растений сада.
умение обращаться за помощью, принимать помощь
5
Плоды и семена.
Различать плоды и семена растений.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы
6
Грибы.
Знать названия съедобных и несъедобных грибов.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями
Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.
Зачет
7
Травы.
Знать названия трав.
8
Животные. Дикие животные.
Знать названия диких животных.
9
Домашние животные.
Знать названия домашних животных.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы
Самостоятельная работа
10
Птицы.
Знать названия птиц.
умение организовать своё рабочее место;
4 четверть.
1
Перелётные птицы.
Знать названия перелетных птиц.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.
2
Зимующие птицы.
Знать названия зимующих птиц.
ценностное отношение к природе;
3
Хищные птицы.
Знать названия хищных птиц.
умение обращаться за помощью, принимать помощь
4
Певчие птицы.
Знать названия певчих птиц.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы
Зачет
5
Человек. Дыхание человека.
Знать названия органов человека.
Называть части тела организма человека.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями
Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.
6
Профилактика простудных заболеваний.
Знать причины простудных заболеваний.
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
7
Кровь. Сердце. Пульс.
Называть расположение органов на теле человека.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы