Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание». Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
У обучающихся во время уроков формируются элементарные представления и понятия, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают первоначальные представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (нарушение интеллекта) и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 год №1599);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528);
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета , курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Матвеева Н., Ярочкина И., Попова М., Куртова Т. «Мир природы и человека»1 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях),М.Просвещение,2022г
Цель реализации программы:
формирование у обучающихся первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи реализации программы:
развивать познавательные способности;
выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях; учить познавать свойства и качества предметов;
учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;
воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
2.Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание». Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
У обучающихся во время уроков формируются элементарные представления и понятия, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают первоначальные представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение направлено на развитие способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Формы организации учебного процесса:
Индивидуально-обособленная ;
Фронтальная;
Коллективная;
Парная;
Групповая.
Методы организации учебного процесса:
В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения:
словесные,
наглядные,
практические работы,
рассказ,
демонстрация,
беседа,
работа с книгой,
метод иллюстраций,
метод демонстраций.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников(непродуктивная , продуктивная деятельность) выделяют такие методы :
объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель даёт образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведение знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Учитывая, что одним из планируемых результатов освоения Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ умение работать с разными источниками информации : вербальными, текстовыми, цифровыми, табличными, необходимо формировать умение работать с информацией (понимать изображение ,текст , устное высказывание ,элементарное схематичное изображение, таблицу).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения
Кол-во часов в неделе
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
1 класс
2
33
66
4.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
развитие мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные :
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представления о назначении объектов изучения;
знать основные правила личной гигиены; владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке и т. п.), ухаживать за комнатными растениями;
подкармливать птиц, живущих около школы;
адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире, относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее) животное, санитар леса);
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм.
5.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Устный ответ
« 5»- учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется 1-2 недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы
« 4» -ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала или незначительные недочёты.
« 3» -ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются нарушения в логике изложения материала.
«2»- ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
· Неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной.
· Нарушение последовательности в описании объектов ( явлений), если она является существенной.
· Неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса.
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- неточности в определении названия прибора, его использования;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Тестовые задания
«5» - верно 91 – 100 %
«4» - верно 61 – 90 %
«3» - верно 40 – 60 %
«2» - верно менее 40 %
6.Содержание учебного предмета
«Неживая природа»
(10 часов)
Солнце источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времени года.
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдение за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток.
«Сезонные изменения в природе»
(20 часов)
Влияние солнца на изменения в природе: зима солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; летосолнце долго светит, греет сильно, все оживает.
Солнце весной и осенью. Знакомство со временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях природы(ветер, дождь, снег, снегопад, холодно, тепло, жарко, облачно, ясно) и состояниях неживой природы в разное время года.
Погода. Наблюдение за сезонными изменениями погоды.
Погода вчера, сегодня. Формирование представлений о смене времени года в связи с изменениями положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее время и летнее время. Знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времени года.
«Живая природа»
(36 часов)
«Растения»
(10часов)
«Животные», «Человек»)
Растения. Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времени года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
«Животные»
(10 часов)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособление к смене времени года (1-2 хорошо знакомых животных).
«Человек»
(16 часов)
Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глазаорган зрения, ухо орган слуха и т.д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека. Охрана здоровья и безопасное поведение.
№ п/п
Наименование раздела
Задачи:
Количество часов
1
Неживая природа
Учить принимать и сохранять учебную задачу, организовать свое рабочее место подруководствам учителя.
Понимать заданный вопрос , в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Формировать умения участвовать в беседе
10
2
Сезонные изменения в природе
Формировать навыки правильного поведения на уроке , понимать заданный вопрос.
Формировать умение речевого диалога по теме, в соответствии свопросам строить ответ в устной форме
Формировать первоначальные навыки сотрудничества с взрослым , выполнять задания учителя
20
3
Живая природа
Формирования навыка работать в паре , в группе, в сотреднечестве с учителем определять последовательность изучения материала
Формирование умений группировать ,классифицировать предметы , объекты на основе существенных признаков ,по заданным критериям .
Воспитывать культуру общения
36
3.1
Растения
Формировать положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу ,представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберигающем поведении
10
3.2
Животные
Воспитать эмоционально-положительное , бережное, заботливое отношение к миру животных и окружающему миру в целом
9
3.3
Человек
Формирование навыка решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоначальных потреблений
17
Всего
66
7. Учебно-методическое обеспечение
Матвеева Н., Ярочкина И., Попова М., Куртова Т. «Мир природы и человека»1 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях),М.Просвещение,2022г
Матвеева Н., Ярочкина И., Попова М., Куртова Т. «Мир природы и человека 1 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).М.Просвещение ,2022г
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
Методическое пособие для учителя :Н.Б.Попов. «Мир природы и человека «1-4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушениями интеллекта .Методические рекомендации
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам естествознания
Иллюстративный материал
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Игры м игрушки
Наборы ролевых игр , игрушек и конструкторов
Наборы карандашей , красок ,альбомов для рисования
8.Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Количество часов
Форма организации обучения
Тип урока
Виды учебной деятельности обучающихся на уроке
План
Факт
Неживая природа -10 часов
1
4.09
Введение (учеб.Стр.3-5)
1
Фронт.
КУ
Познакомится с предметом, учебником.
Рассмотрение рисунков.
Участие в диалоге с учителям.
Знакомство с правилами поведения и безопасности на уроке.
2
8.09
Объекты живой и неживой природы
( Раб.т.стр.3)
1
Фронт.
КУ
Называть предметы живой и неживой природы в разное время года.
Участие в диалоге с учителям.
3
11.09
Земля и солнце
(учеб.стр.7-9
Раб.т.стр.4-5)
1
Фронт.
КУ
Рассматриваниерисунка.
Нахождениеипоказобъектов.
Называниеобъектовнеживойприроды.
Зарисовкавыбранногообъекта
4
15.09
Значение солнца(учеб стр.10-11
Раб.т.стр.7)
1
Фронт.
КУ
Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки».
Активизировать познавательную деятельность
5
18.09
Солнце и жизнь растений (Учеб стр.11-12
Раб т.стр.7-8)
1
Фронт.
КУ
Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке
6
22.09
День и ночь (учеб стр.9-13)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы
7
25.09
Небо днем и ночью(учеб стр13)
1
Фронт.
КУ
Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности.
Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка
8
29.09
Сутки.
(учеб стр.14-16
Раб.т .стр 5-6)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия.
Определение времени суток по стихотворению
9
2.10
Занятия людей в течение суток
(учеб стр.17-19)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток.
Ответы на вопросы.
Составление рассказа по опорным картинкам.
Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета.
Определение по рисункам частей суток.
Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня.
Ознакомление с понятиями режима дня.
Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя
10
6.10
Солнце и жизнь растений (учеб стр .23)
1
Фронт.
КУ
Ответы на вопросы.
Составление рассказа по опорным картинкам.
Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета.
Выполнение дидактических заданий
2.Сезонные изменения (времена года)-20 часов
11
9.10
Времена года
(Учеб стр.24-25)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой.
Работа с календарем.
Ответы на вопросы.
12
13.10
Осень
(учеб . стр.26-27)
1
Фронт.
КУ
Нахождение различий на рисунках.
Прослушивание текста, стихотворения.
Определение по схеме причины сезонных изменений.
Работа с опорными словами (осень, листопад)
13
16.10
Признаки осени.
(учеб.Стр 28-30
Раб т .стр 8-10)
1
Фронт.
КУ
Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы.
Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. Создание аппликации
14
20.10
Признаки осени. Календарь природы
1
Фронт.
КУ
Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха
15
23.10
Занятия и одежда детей осенью.
(учеб стр.28-30
Раб т. стр.8-10)
1
Фронт.
КУ
Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы)
16
27.10
Обобщение знаний по теме «Осень»
1
Фронт.
КУ
Систематизировать и закрепить полученные знания
17
10.11
Зима
(учеб стр 35-36)
1
Фронт.
КУ
Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад)
18
13.11
Признаки зимы
(учеб. Стр 37-40)
1
Фронт.
КУ
Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях.
Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о кормушках.
Изготовление кормушки по образцу.
Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона).
Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года.
Нахождение несоответствия в изображении, тексте
19
17.11
Признаки зимы (раб .т. стр.13-15)
1
Фронт.
Индив
КУ
Умение распознавать объекты , выделяя существенные признаки.
Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней
20
20.11
Занятия и одежда детей зимой.
(учеб стр41-42
Раб т . стр15 -16)
1
Фронт.
КУ
Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста
21
24.11
Обобщение знаний по теме «Зима»
1
Фронт.
КУ
Систематизировать и закрепить полученные знания
22
27.11
Весна
(учеб .стр.43-44)
1
Фронт.
КУ
Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки).
23
1.12
Признаки весны
(учеб стр 45-49)
1
Фронт.
Индив
КУ
Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домов. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам
24
4.12
Признаки весны ( раб.т . стр16-19)
1
Фронт.
КУ
Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней
25
8.12
Одежда и занятия у детей весной (учеб.стр 50-51
Раб . т .стр 19-20)
1
Фронт.
КУ
Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной)
26
11.12
Обобщение знаний по теме «Весна»
1
Фронт.
КУ
Систематизировать и закрепить полученные знания
27
15.12
Лето.
(учеб.Стр.52-54)
1
Фронт.
КУ
Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы)
28
18.12
Признаки лета
(учеб.Стр 52-54)
1
Фронт.
Индив
КУ
Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы)
Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы.
29
22.12
Одежда и занятия детей летом
(учеб .стр 59-60
Раб т. Стр 22-23)
1
Фронт.
Индив
КУ
Классификация предметов по одежда летом. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»
30
25.12
Обобщение знаний по теме «Лето»
1
Фронт.
Индив
КУ
Систематизировать и закрепить полученные знания
3.Живая природа-10 часов
31
29.12
Растения (учеб стр 5-6
Раб т. Стр 24-25)
1
Фронт.
КУ
Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава)
32
12.01
Строение и сходство растений(учеб . стр .7)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень)
33
15.01
Различия растений (учеб .стр.8-10)
1
Фронт.
Индив
КУ
Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень)
34
19.01
Разнообразие цветов(учеб.стр.11-13
Раб. Т . стр.26-27)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста. Ответы на вопросы по прочитанному произведению
35
22.01
Семена(учеб . стр.14-15)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)
36
26.01
Плоды растений (Учеб.Стр 16-17
Раб.т. стр 28-29)
1
Фронт.
Индив
КУ
Узнавать, называть и определять объекты явления природы
37
29.01
Овощи и фрукты
(учеб.стр 18-19)
1
Фронт.
КУ
Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов). Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста
38
2.02
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе (учеб.стр 20-21
Раб.т.стр 30)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям
39
5.02
Приспособление растений к разным условиям жизни (Учеб.стр.22-23
Раб.т.стр31)
1
Фронт.
Индив
КУ
Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков)
40
9.02
Растения(обобщающий урок)
(Учеб.стр 24-25)
1
Фронт.
КУ
Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)
4. Животные-9 часов
1
Фронт.
КУ
41
12.02
Животные. Строение и сходство животных (Учеб . стр28-29
Раб.т.стр 32)
1
Фронт.
Индив
КУ
Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)
42
16.02
Различие животных (Учеб.стр 28-30
Раб.т.стр 33-34)
1
Фронт.
КУ
Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя)
43
19.02
Различие животных
1
Фронт.
КУ
Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке
44
26.02
Детеныши животных(Учеб.стр32-32
Раб.т.стр 34-36)
1
Фронт.
Индив
КУ
Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных)
45
1.03
Домашние животные(Учеб.стр 33-34)
1
Фронт.
КУ
Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин
46
4.03
Дикие животные (Учеб.стр 35-36
Раб.т.стр 36-39)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло)
47
15.03
Приспособление животных к различным условиям жизни
(Учеб.стр 37-39
Раб.т.стр 39-40)
1
Фронт.
Индив
КУ
Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк»
48
18.03
Приспособление животных к временам года (Учеб.стр 40-42
Раб.т.стр 40-42)
1
Фронт.
КУ
Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животном
49
22.03
Животные(обобщающий урок)(учеб.стр 43)
1
Фронт.
КУ
Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник. Наблюдение за объектами природы
Раздел «Человек»-17часов
50
25.03
Человек (учеб.стр 44-47
Раб.т.стр 42-43)
1
Фронт.
КУ
Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом
51
29.03
Части тела человека
(Учеб.стр .48-49
Раб.т.стр 43)
1
Фронт.
Индив
КУ
Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)
52
1.04
Гигиенические навыки человека(Учеб.стр 50-52
Раб.т. стр.44-45)
1
Фронт.
КУ
Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения
53
8.04
Лицо человека(Учеб.стр.53-55
Раб.т.стр.45-46)
1
Фронт.
КУ
Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета
54
12.04
Глаза(Учеб.стр.56-60)
1
Фронт.
Индив
КУ
Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета.
55
15.04
Глаза(Раб.т.стр.46-47)
1
Фронт.
КУ
Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус»
56
19.04
Уши(Учеб.стр.61-64)
1
Фронт.
Индив
КУ
Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя.
57
22.04
Уши(Раб.т.стр.48)
1
Фронт.
КУ
Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке»
58
26.04
Нос(Учеб.стр 65-68)
1
Фронт.
КУ
Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя.
59
29.04
Нос(Раб.т.стр 49)
1
Фронт.
Индив
КУ
Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки)
60
3.05
Рот (Учеб.стр 69-73)
1
Фронт.
КУ
Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта».
61
6.05
Рот(Раб.т.стр 50-51)
1
Фронт.
Индив
КУ
Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами»
62
10.05
Кожа(Учеб.стр.74-77
Раб.т.стр 52-53)
1
Фронт.
КУ
Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам
63
13.05
Оказание первой медицинской помощи при повреждении кожи
1
Фронт.
КУ
Накладывать повязку.
Обрабатывать рану
64
17.05
Кожа. Сравнение с кожей животного (Учеб.стр 78-79)
Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки
66
24.05
Обобщение и закрепление знаний по теме
1
Фронт.
Индив
КУ
Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(291) "Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида составлена в соответствии с требованиями ФГОС."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_mir_prirody_i_chielovieka_3_klass_spietsial_n"
["file_id"] => string(6) "432385"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1508003852"
}
}