Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"»
Пояснительная записка.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Рабочая ОАП рассчитана на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся во 2 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Для реализации программного содержания используется УМК:
Для детей:
1. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О Мир природа и человек. Учебник для 2 класса. Москва «Просвещение», 2018 год.
2. Матвеева Н. Б., Попова М. А. Мир природа и человек. Рабочая тетрадь для 2 класса. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение», 2018 год.
Для учителя:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Нормативно-методические документы Минобнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010;
Цель учебного предмета: формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Задачи:
расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытов;
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы.
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Ведущей образовательной технологией является игровая, а также возможно применение и технологийличностно – ориентированное обучение, здоровьесберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Основными видами деятельности учащихся на уроках по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам. содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Курс «Мир природы и человека» закладывает основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. Программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание». Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.
При изучении предмета «Мир природы и человека» во 2 классе реализуется опора на имеющийся опыт учеников. Структурно и содержательнопрограмма для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта. образовательной области «Естествознание».
Класс
количество часов неделю
количество недель
всего часов за год
2
1 часа
34
34 часов
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
8 часов
8часов
10часов
8 часов
Планируемые образовательные результаты.
Программа обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов:личностных и предметных.
Личностные:
- осознает себя как ученик, как член семьи, как друг и одноклассник;
- способен вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- владеет социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, природе;
- осмысливает картину мира, ее временно-пространственную организацию через содержание курса «Мир природы и человека»;
- понимает социальное окружение, свое место в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
Формирование планируемых предметных образовательных результатов возможно на двух уровнях: минимальном и достаточном.
Минимальный уровень:
- умение различать объекты живой и неживой природы;
- знание времени суток; дней недели;
- знание времен года;
- знание свойств воды и ее проявлений в виде атмосферных осадков.
Достаточный уровень:
- знание о влиянии солнца на смену времён года. Сутки. Части суток, формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла;
- называть сезонные изменения, которые происходят в природе (в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года);
- знание названий месяцев;
- умение называть состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая - местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов. Вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования.
Содержание учебного материала.
№
Наименование разделов и тем программы
1.
Введение
Введение. Объекты живой и неживой природы.
Повторение. Долгота дня
Изучение о влиянии солнца на смену времён года. Сутки. Части суток, формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла.
2.
Вода
Расходится по двум линиям, которые следует изучать, опираясь на жизненный опыт детей. Первая линия - состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая- местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов тесно связано со второй линией предыдущих уроков, так как одних вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования. Следует рассмотреть, как человек использует воду.
3.
Сезонные изменения
Работа строится по плану работы в 1 классе, но в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года. Расширяется количество признаков. Расширяется кругозор учащихся в связи с появлением новых видов растений, животных. Изучается название месяцев.
4.
Растения
Знакомство с приспособлением растений к разным условиям жизни на примере комнатных растений. Выявление значения для растений света, воды и тепла, в связи с чем определять главные работы по уходу за растениями. Формирование понятий «сад», «огород», «овощи», «фрукты».
5
Животные
Дикие животные. Домашние животные. Сравнение похожих животных, умение находить сходство и различия в строении, повадках, образе жизни. Значение домашних животных для человека. Рыбы. Строение тела рыб, их среда обитания. Рыболовство. Охрана водоёмов и рыбы, значение рыбы в питании человека.
6
Человек
Гигиена человека. Правильный образ жизни человека. Пищеварительная система человека. Основы здорового питания.
7
Экскурсии
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т. д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т. д.
Материально – техническое обеспечение.
Пособия для учащихся:
1.Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).
2.Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр..
3.Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
Методические пособия для учителя:
Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации.
Печатная продукция:
1.Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
2.Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
3.Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Цифровые образовательные ресурсы:
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету
Экранно-звуковые пособия: (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы по предмету
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Часы с синхронизированными стрелками
Лабораторное оборудование для проведения наблюдений за погодой
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
модель "торс человека" с внутренними органами
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения
Натуральные объекты:
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Игры и игрушки:
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.).
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)
Технические средства обучения:
Ноутбук или стационарный компьютер
Проектор или мультимедийная доска
Экран для проектора
№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Предметные результаты
Домашнее
задание
Дата проведения урока
I Четверть – 8 часов.
1
Долгота дня
Влияние солнца на смену времени года
1
Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта
Знать влияние солнца на смену времени года. Уметь составлять рассказ по картинно- графическому плану
не задано
2
Долгота дня летом. Долгота дня зимой
1
Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам времени года
Знать признаки лета и зимы
Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам
не задано
3
Времена года
Осень. Осенние месяцы
1
Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы.
Знать сезонные признаки изменения в природе. Уметь описывать сезонные изменения по картинкам
не задано
4
Растения осенью. Животные осенью
1
Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (сентябрь, октябрь, ноябрь, заморозки).
Знать основные признаки осени.
Уметь строить высказывания по условным обозначениям
не задано
5
Перелетные птицы. Занятия людей осень.
1
Знать период перелета птиц.
Уметь различать перелетных птиц; отвечать на вопросы.
не задано
6
Животные зимой. Растения зимой
1
Составление рассказа-описания животных. Изготовление кормушки по образцу. Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях.
Знать названия животных; их образ жизни зимой. Уметь составлять словесное описание животных
не задано
7
Животные зимой. Растения зимой
1
Составление рассказа-описания животных. Изготовление кормушки по образцу. Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях.
Знать названия животных; их образ жизни зимой. Уметь составлять словесное описание животных
не задано
8
Занятия людей зимой
1
выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Рассматривание иллюстрации к сказке «Два Мороза», игра «Два Мороза» Заучивание стихотворного текста
Знать названия животных; их образ жизни зимой. Уметь составлять словесное описание животных
не задано
II Четверть –8часов.
9
Весна. Весенние месяца
1
Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки)
Знать признаки весны. Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам
не задано
10
Растения весной. Животные весной
1
Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям.(мать-и-мачеха, ландыши). Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям.(мать-и-мачеха, ландыши).
Знать основные признаки весны.
Уметь составлять словесное описание животных
не задано
11
Занятия людей весной
1
Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной)
Знать деятельность людей весной.
Уметь правильно одеваться весной.
не задано
12
Лето. Летние месяца. Растения летом
1
Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка.
Знать признаки лета. Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам
не задано
13
Животные летом. Занятия людей летом
1
Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года.
Знать названия животных; их образ жизни летом. Уметь составлять словесное описание животных.
не задано
14
Неживая природа
Вода. Вода горячая и холодная
1
Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта
Знать ,для чего нужна вода
Уметь отвечать на поставленные вопросы
не задано
15
Температура воды. Вода в природе. Значение воды
1
Определение температуры воды. Термометр (градусник)
Знать свойство воды
Уметь пользоваться термометром
не задано
16
Живая природа
Растения. Животные. Человек.
1
Знать признаки изменения растений и животных в сезонных изменениях времен. Уметь высказывать свое мнение.
не задано
III Четверг – 10 часов.
17
Растения
Комнатные растения
1
Части растений: корень, стебель, лист, цветок, цветы. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень). Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений.
Знать различие комнатных растений
Уметь создавать необходимые условия для их роста.
не задано
18
Растения
Комнатные растения
1
Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень). Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений
Знать названия цветов
Уметь сравнивать стебель дерева и цветка, их различия и прочность
не задано
19
Жизнь растений
1
Рассматривание рисунка. Определение условий для роста растений.
Знать названия цветов.
Уметь осуществлять правильный уход за цветами
не задано
20
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые
Рассматривание рисунка. Определение условий для роста растений.
Знать правильный уход за растениями
Уметь анализировать, сравнивать растения.
не задано
21
Растения светолюбивые и тенелюбивые
1
Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку
Знать названий (4- 5) растений.
Уметь находить сходство и различие цветов.
не задано
22
Уход за комнатными растениями
1
Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря
Знать названия (4 -5)растений
Уметь создавать условия для жизни растений.
не задано
23
Овощи.
1
Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи).
Знать названия овощей
не задано
24
Огород. Овощи в питании человека
1
Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям. Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)
Знать названия овощей.
Уметь отвечать на поставленные вопросы.
не задано
25
Сад. Фрукты в питании человека
1
Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов).
Знать названия фруктовых деревьев.
Уметь сравнивать фрукты и овощи.
не задано
26
Уход за растениями сада и огорода
1
Правила ухода за огородом и садом. Определение и называние знакомых объектов (инструменты, приспособления, почва
Знать правила ухода за растениями
Уметь ухаживать за растениями
не задано
VI Четверть –8часов.
27
Животные
Дикие и домашние животные
1
Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)
Знать внешний вид животных, повадки, образ жизни. Уметь составлять предложения по картинно – графическому плану.
не задано
28
Кошка и рысь. Породы кошек
1
Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост
Знать различие внешнего вида и сходства. Уметь составлять предложения по картинно – графическому плану.
не задано
29
Собака и волк. Породы собак
1
Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Питание, повадки. Места обитания. Сходство и различие.
Знать различие внешнего вида и сходства. Уметь составлять предложения по картинно – графическому плану.
не задано
30
Рыбы
1
Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (голова, жабры, плавники, хвост, туловище). Щука, окунь. Аквариум.
Знать названия (3 – 4 ) рыб.
Уметь отвечать на заданные вопросы.
не задано
31
Человек
Гигиена человека
1
Нахождение сходства и различий объектов природы. Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Физкультура. Закаливание. Комплекс упражнений
Знать правил здорового образа жизни. Уметь составлять устные высказывания.
не задано
32
Органы пищеварения. Питание человека
1
Нахождение и показ органов на рисунке (на объекте), называние частей тела. Правила ухода за зубами. Определение правила гигиены по рисункам. Разучивание стихотворения
Знать продукты питания
Уметь составлять предложения по картинно – графическому плану.
не задано
33
Продукты питания. Режим питания
1
Рассматривание иллюстрации, называние знакомых продуктов питания
Знать продукты питания
Уметь выбирать полезные продукты питания
не задано
34
Правила питания. Профилактика отравлений
1
Определение и называние органов пищеварения. Рассматривание изображений. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами.
Знать названия компонентов приготовления борща. Уметь правильно вести себя в столовой, за столом
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(291) "Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида составлена в соответствии с требованиями ФГОС."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_mir_prirody_i_chielovieka_3_klass_spietsial_n"
["file_id"] => string(6) "432385"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1508003852"
}
}