Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру, 1 класс»
МБОУ Страшевичская СОШ
Программа по окружающему миру
1 класс
Разработал учитель первой категории
Симонова Лилия Вячеславна
2019
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса обучающийся 1 класса должен
знать / понимать:
- название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона (где живут учащиеся), родного населённого пункта;
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде;
уметь
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Содержание учебного предмета
Задавайте вопросы (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Что и кто? (20 ч)
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Заключение
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Контроль предметных результатов
Раздел учебного курса
Количество часов
Текущий и промежуточный контроль.
Формы контроля
Раздел 1.
«Что и кто?»
20 ч
Проект «Моя малая Родина».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» (тест).
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Практические работы:
- знакомство с разнообразием камней;
- знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;
- знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям;
- сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);
- знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним;
- знакомство с глобусом.
Раздел 2.
«Как, откуда и куда?»
12 ч
Проект «Моя семья».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» (тест).
Презентация проекта «Моя семья».
Практические работы:
- сборка простейшей электрической цепи;
- изучение свойств снега и льда;
- отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями;
- изготовление простейшей кормушки для птиц.
Раздел 3.
«Где и когда?»
11ч
Проект «Мой класс и моя школа».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» (тест).
Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
Раздел 4.
«Почему и зачем?»
22ч
Проект «Мои домашние питомцы».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» (тест).
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются анализ и оценка итоговых тестовых работ, включающих вопросы (задания) по основным разделам курса, учебно-творческих работ (проектные задачи), устный опрос, экскурсии и практические работы.
Тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема
Примечание
1.
Задавайте вопросы!
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
2.
Что такое Родина?
3.
Что мы знаем о народах России?
4.
Что мы знаем о Москве?
5.
Проект «Моя малая Родина»
6.
Что у нас над головой?
7.
Что у нас под ногами?
8.
Что общего у разных растений?
9.
Что растет на подоконнике?
10.
Что растет на клумбе?
11.
Что такое хвоинки?
12.
Что это за листья?
13.
Кто такие насекомые?
14.
Кто такие рыбы?
15.
Кто такие птицы?
16.
Кто такие звери?
17.
Что окружает нас дома?
18.
Что умеет компьютер?
19.
Что вокруг нас может быть опасным?
20.
На что похожа наша планета?
21.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».
Раздел «Как, откуда и куда?» (12ч)
22.
Как живет семья? Проект «Моя семья»
23.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
24.
Откуда в наш дом приходит электричество?
25.
Как путешествует письмо?
26.
Куда текут реки?
27.
Откуда берутся снег и лед?
28.
Как живут растения?
29.
Как живут животные?
30.
Как зимой помочь птицам?
31.
Откуда берется и куда девается мусор?
32.
Откуда в снежках грязь?
33.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья»
Раздел «Где и когда?» (11 ч)
34.
Когда учиться интересно?
35.
Проекта «Мой класс и моя школа»
36.
Когда придет суббота?
37.
Когда наступит лето?
38.
Где живут белые медведи?
39.
Где живут слоны?
40.
Где зимуют птицы?
41.
Когда появилась одежда?
42.
Когда изобрели велосипед?
43.
Когда мы станем взрослыми?
44.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
45.
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
46.
Почему Луна бывает разной?
47.
Почему идет дождь и дует ветер?
48.
Почему звенит звонок?
49.
Почему радуга разноцветная?
50.
Почему мы любим кошек и собак?
51.
Проект «Мои домашние питомцы»
52.
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
53.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
54.
Зачем мы спим ночью?
55.
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
56.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
57.
Зачем нам телефон и телевизор?
58.
Зачем нужны автомобили?
59.
Зачем нужны поезда?
60.
Зачем строят корабли?
61.
Зачем строят самолеты?
62.
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
63.
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
64.
Зачем люди осваивают космос?
65.
Почему мы часто слышим слово «экология»?
66.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы»