kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

. природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

. природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

. мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье

           физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

 

Место предмета в базисном учебном плане

 

Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и  социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»



Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании на заседании директор школы

методического методического совета

объединения Заместитель директора

__________ В.В.Пономарева ___________Т.М.Нахлёскина __________А.В. Пайль

Протокол № 1 Протокол № 1 от 01. 09. 2014 г.

от 28. 08. 2014 г. от 29. 08. 2014 г.








Тематическое поурочное планирование

к рабочей программе по окружающему миру

УМК «Перспектива»


Учитель: Шишта Лариса Петровна, учитель начальных классов 1 категории









г.п. Федоровский, 2014 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 класс (1-4)


П/П



п/п

уро

ка

Тема

Планируемый результат

Тип урока

К-во

часов

Дата

Приме

чание

Деятельность учащихся

УУД

По плану

По

факту

Мы – граждане единого Отечества (13 часов)

Сформировать представление о гражданине, его правах и обязанностях в обществе.

Ввести способ определения законности действия человека.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять:

-интерес к изучению темы;

- уважительное отношение к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ;

- желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребенка ООН и соотносить их с деятельностью героев повести-сказки;

- понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном

— определять вид общества и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;

— использовать соответствующие речевые средства для представления результата.

Рассказывать:

— о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах;

— о гражданском обществе;

— о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН;

— о правах и обязанностях гражданина России;

— о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.

• Составлять и оформлять:

— проект («Мой проект на благо России»);

— фоторассказ об общности народов России;

— паспорт ученика.

• Составлять и писать рассказ о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ.


1

1

Общество-это мы

Стимулировать:

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к государственной символике, историческому прошлому страны.

• Ввести понятия «мы», «общество», «объединение», «земляк», «землячество», «сообщество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война».

• Актуализировать умения

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять различные виды обществ и обосновывать

своё мнение;

— определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества;

— рассказывать о своей роли в различных обществах;

— рассказывать о гражданском обществе;

— рассказывать о паспорте гражданина;

— рассказывать о государственной символике;

— рассказывать о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика;

— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

— подготавливать

и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять

проект «Мой проект на благо России»;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Личностные умения:

— проявлять интерес к познанию мира;

— проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат»,

«отечественная война» и использовать их в активном словаре;

— объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение;

— определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества; о своей роли в различных обществах; о гражданском обществе;

о паспорте гражданина; о государственной символике; о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика;

— составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

— подготавливать и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять проект «Мой проект на благо России».

онз

1

04.09



2

2

Российский народ

онз

1

05.09



3

3

Конституция России



































































онз

1

11.09



4

4

Права ребенка

Прививать интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к правам и обязанностям граждан, установленным Конституцией РФ.

• Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России;

Личностные умения:

— проявлять интерес к познанию мира;

— проявлять уважительное отношение к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие принципа о правах ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о структуре Конституции; о правах и обязанностях граждан России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.

онз

1

12.09



5

5

Государственное устройство России

онз

1

18.09



6

6

Российский союз равных

онз

1

19.09



7

7

Государственная граница России

онз

1

25.09



8

8

Путешествие за границу России

онз

1

26.09



9

9

Сокровища России и их хранители

онз

1

02.10



10

10

Творческий союз

онз

1

03.10



11

11

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества».

Установить степень освоения темы, а именно умения:

— определять права и свободы сказочных героев;

— определять и записывать основные принципы Декларации прав ребёнка ООН;

— выполнять задание в соответствии с целью.


Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— определять права и свободы сказочных героев;

— определять и записывать основные принципы Декларации прав ребёнка ООН.


Онз

1

09.10



12

12

Наши проекты. «За страницами учебника».

Ок

1

10.10



13

13

Проверочная работа по теме «Мы – граждане единого Отечества».

ок

1

16.10



По родным просторам (20часов)

Сформировать представление о природных ресурсах России.

Ввести: план изучения полезных ископаемых; алгоритм определения местоположения реки на физической карте.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным ресурсам России;

— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

 раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

 определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

 использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Рассказывать:

— о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;

— о значении природных богатств в жизни людей.

 Определять и показывать природные объекты на физической карте России.

 Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.

 Оформлять и представлять фоторассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края.

 Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России».

14

1

Карта – наш экскурсовод


Стимулировать интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

 Актуализировать знания о географической карте и правилах чтения карты.

 Актуализировать умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

 Ввести понятия «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоско­горье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг».

 Научить:

— определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение;

— определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение;

— определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

— определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о физической/контурной карте России;

— рассказывать об условных знаках физической карты России;

— рассказывать о своей стране, используя физическую карту России;

— рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

— рассказывать о различных формах земной поверхности России;

— рассказывать о формах земной поверхности своего края;

— определять природные объекты на физической карте России;

— оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг» и использовать их в активном словаре;

— определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение;

— определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение;

— определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

— определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о физической/контурной карте России;

— рассказывать об условных знаках физической карты России;

— рассказывать о своей стране, используя физическую карту России;

— рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

— рассказывать о различных формах земной поверхности России;

— рассказывать о формах земной поверхности своего края;

— определять природные объекты на физической карте России;

— оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края.

онз

1


17.10



15

2

По равнинам и горам















































































онз

1

23.10



16

3

В поисках подземных кладовых.






























 Стимулировать:

— интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России;

— бережное отношение к природным ресурсам.

 Актуализировать знания о полезных ископаемых: о их месторождении, свойствах, использовании человеком в хозяйственной деятельности.

 Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

 Ввести понятия «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ».


Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России;

— проявлять бережное отношение к природным ресурсам.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ» и использовать их в активном словаре;

— определять полезные ископаемые по его описанию и обосновывать своё мнение;

— определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план;

— выполнять взаимопроверку.





онз

1

24.10



17

4


Наши реки

Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

 Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

 Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

 Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению водных ресурсов России;

— проявлять бережное отношение к водным богатствам страны.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»;

онз

1



30.10



18

5

Озера – краса земли

онз

1

31.10



19

6

По морским просторам

онз

1

13.11



20

7

С севера на юг

онз

1

14.11



21

8

В ледяной пустыне

онз

1

20.11



22

9

В холодной тундре

 Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

  Актуализировать знания о сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

 Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

 Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

 Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Личностные умения:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги» и использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.


онз


1


21.11



23

10

Среди лесов

онз

1

27.11



24

11

В широкой степи

онз

1

28.11



25

12

В жаркой пустыне




































































онз

1

04.12



26

13

У теплого моря

онз

1

05.12



27

14

Мы - дети родной земли

онз

1

11.12



28

15

В содружестве с природой

онз

1

12.12



29

16

Как сберечь природу

онз

1

18.12



30

17

По страницам Красной книги.

онз

1

19.12



31

18

По заповедникам и национальным паркам

онз

1

25.12



32

19

Наши проекты. «За страницами учебника».

Установить степень освоения темы, а именно умения:

— формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию;

— выполнять задание в соответствии с целью.

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию.

ок

1

26.12



33

20

Проверочная работа по теме «По родным просторам».

ок

1

15.01



Путешествие по реке времени (26 часов)

Закрепить знания, полученные на уроках по окружающему миру, ориентироваться в историческом времени;

Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну;

Развивать коммуникативные интеллектуальные способности.

34

1

В путь по реке времени

Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России.

Познавательные умения:

• раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре;

• определять:

- объекты Всемирного природного и культурного наследия планеты, включая Россию, и обосновывать свое мнение.

онз

1

16.01



35

2

Путешествуем с археологами

онз

1

22.01



36

3

По страницам летописи

онз

1

23.01



37

4

Истоки древней Руси

онз

1

29.01



38

5

Мудрый выбор

онз

1

30.01



39

6

Наследница Киевской Руси

онз

1

05.02



40

7

Москва- преемница Владимира

онз

1

06.02



41

8

Начало Московского царства

онз

1

12.02



42

9

Подвижники Руси и землепроходцы

онз

1

13.02



43

10

На пути к единству

онз

1

19.02



44

11

Начало Российской империи

онз

1

20.02



45

12

«Жизнь- Отечеству, честь- никому »

онз

1

26.02



46

13

Отечественная война 1812

онз

1

27.02



47

14

Великий путь

онз

1

05.03



48

15

Золотой век театра и музыки

онз

1

06.03



49

16

Рассвет изобразительного искусства

онз

1

12.03



50

17

В поисках справедливости

онз

1

13.03



51

18

Век бед и побед

онз

1

19.03



52

19

«Вставай страна огромная»

Выполнять простейшие опыты по изучению свойств воздуха, воды.

• Выполнять простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

• Составлять картину «Мир как дом», используя символические изображения окружающего мира.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

— выполнять взаимопроверку и корректировку

онз

1

20.03



53

20

Трудовой фронт России

онз

1

02.04



54

21

"Нет в России семьи такой…"

онз

1

03.04



55

22

После Великой войны.

онз

1

09.04



56

23

Экскурсия к историческим памятникам.

онз

1

10.04



57

24

Достижения 1950-1970-х годов.

Актуализировать знания:

— о видах леса и его обитателях;

— о невидимых связях растений и животных.

• Ввести понятия «сообщество», «природное сообщество», «круговорот веществ в природе».

• Научить:

— раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре;

— различать природные сообщества и обосновывать своё мнение

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

— понимать значение почвы для растений, животных и человека и обосновывать своё мнение;

— различать природные объекты по отличительным признакам и обосновывать своё мнение;

— различать символы и образы природных стихий в народном творчестве

онз

1

16.04



58

25

Наши проекты. «За страницами учебника».

ок

1

17.04



59

26

Проверочная работа по разделу "Путешествие по Реке времени".

ок

1

23.04



Мы строим будущее России (9 часов)

Сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.

Ввести правила общения людей, проживающих в современном доме.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.


60

1

Современная Россия.

Рассказывать: о

традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России;

— о назначении красного угла в старинном доме;

— о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном);

— о правилах общения с соседями, незнакомыми людьми;

— об общих делах и праздниках;

— о традициях гостеприимства в древности и в настоящее время.

• Оформлять:

— фоторассказ о малой родине;

— рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной.


Личностные умения

Проявлять:

— интерес к познанию окружающего мира;

— уважительное отношение к культурному многообразию человечества;

— интерес к обустройству старинного дома;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

раскрывать значение терминов и понятий и использовать их в активном словаре;

— объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение;

— определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать своё мнение.


онз

1

24.04



61

2

Хороша честь, когда есть, что есть.

онз

1

30.04



62

3

Умная сила России.

онз

1

01.05



63

4

Светлая душа России.

онз

1

07.05



64

5

Начни с себя.

онз

1

08.05



65

6

Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города).

ок

1

14.05



66

7

Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России»

ок

1

15.05



67

8

Итоговая контрольная работа.

ок

1

21.05



68

9

Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг».

ок

1

22.05






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс

Автор: Шишта Лариса Петровна

Дата: 20.09.2014

Номер свидетельства: 114008


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства