kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа окр. мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~1.Пояснительная записка
к рабочей программе
по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова
1 класс
Программа составлена на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)  и авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.).
Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
         Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
 - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
 - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

2.Общая характеристика учебного предмета

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения  программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения   Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
В 1 классе взаимосвязи живой и неживой природы, истории человека и Земли даны в общем виде. Перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и  человеческого общества с древних времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам- экскурсиям, урокам-играм, урокам-практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии −  формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Урок в 1-м классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов  и форм обучения и их сочетаний. Достижению планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир» способствует использование следующих методов обучения:
- словесных (рассказ, беседа);
- наглядных;
- практических (упражнения, практические работы).
                         
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
        Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный опрос.
      Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
    Рассказ–рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного  письменного ответа:
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.).
     Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей.  Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям. Отметки не выставляются.
Место учебного предмета в учебном плане
На освоение учебного курса «Окружающий мир» авторской программой предусмотрено 60 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 учебных недели, рабочая программа рассчитана на 66 часов. Так как I четверть − адаптационный период, то предусмотрены экскурсии, целевые прогулки, подвижные игры, игры- театрализации и т.д. в объеме 6 часов.

3.Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: 
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ¬ственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопре¬деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежнос¬ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз¬нообразии культур, национальностей, религий России;
•  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно¬ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представле¬ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на зна¬ние основных моральных норм, требующих для своего выпол¬нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо¬му труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окру¬жающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выпол¬нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из¬бирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодей¬ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружаю¬щий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и осо¬бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из¬ученного);
• сформированность целостного, социально-ориентирован¬ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступ для осознания младшим школьником), необходимым для лучения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в  природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа окр. мир »

16





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»



«Согласовано»


Руководитель МО

_________________


протокол № ___


от «_____» ___________ 2013 г.


«Согласовано»


Заместитель директора школы по УВР

___________________


«____»________20 13 г.


«Утверждаю»


Директор

МБОУ «Борисовская СОШ №1 имени

А.М. Рудого»


_______ Харитченко Л.А.


приказ № ___

от «_____» ___________ 2013 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА











Название учебного курса, предмета Окружающий мир

Уровень: базовый

ФИО учителя Назаренко Екатерина Владимировна

Класс (параллель) 1 «А»

Год составления рабочей программы 2013






1.Пояснительная записка

к рабочей программе

по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова

1 класс

Программа составлена на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.).

Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.


2.Общая характеристика учебного предмета


Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

В 1 классе взаимосвязи живой и неживой природы, истории человека и Земли даны в общем виде. Перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древних времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам- экскурсиям, урокам-играм, урокам-практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии − формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Урок в 1-м классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов и форм обучения и их сочетаний. Достижению планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир» способствует использование следующих методов обучения:

- словесных (рассказ, беседа);

- наглядных;

- практических (упражнения, практические работы).

Для контроля и оценки знаний и умений используются:

Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный опрос.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ–рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.).

Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям. Отметки не выставляются.

Место учебного предмета в учебном плане

На освоение учебного курса «Окружающий мир» авторской программой предусмотрено 60 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 учебных недели, рабочая программа рассчитана на 66 часов. Так как I четверть − адаптационный период, то предусмотрены экскурсии, целевые прогулки, подвижные игры, игры- театрализации и т.д. в объеме 6 часов.


3.Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ­ственности за сохранение её природы;

• осознание себя членом общества и государства (самоопре­деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежнос­ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз­нообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представле­ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окру­жающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружаю­щий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из­ученного);

• сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступ для осознания младшим школьником), необходимым для лучения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.



4.Содержание программы

Окружающий мир: природа, общество, труд (13 часов)

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна − Россия, столица − Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа − источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе.


Природа (17 часов)

Человек и природа

Космос. Звезды, планеты. Солнце − звезда. Земля − планета. Луна − спутник Земли.

Свет, тепло, вода, воздух − условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии.

Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.


Планета Земля (10 часов)

Человек и природа

Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.


Становление человека (8 часов)

Человек и общество

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди − собиратели растений.

Человек − охотник. Кочевники и земледельцы.

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.


Современное человечество (18 часов)

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья − самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Россия, Российская Федерация − страна, где мы живем, наша Родина. Россия − самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва − столица России. Расположение Москвы на карте.

Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.














5.Тематическое планирование

n/n

Наименование разделов


Всего часов


Контр. работы

Экскурсии

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Окружающий мир: природа, общество, труд

13


4

Знакомиться с учителем и одноклассниками; с правилами поведения в школе.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий.

2

Природа

17


2

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние- дикие животные; культурные- дикорастущие растения.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях(в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.

Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своем городе(селе).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоемах и в системе водоснабжения своего края.

3

Планета Земля

10


1

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Чтение знакомых условных обозначений.

Нахождение и определение изученных географических объектов на физической карте. Работа с новыми понятиями (земная ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения.


4

Становление человека

8

1

1

Сравнение современных человекоподобных обезьян и древнего предка человека

Анализ рисунка (детали во внешнем строении животных и предков человека).

Сравнение конечностей животного с рукой человека и формулирование выводов.

На основе анализа рисунков установление причин изменений в образе жизни человека

(переход к занятию охотой).

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Выстраивание устного высказывания.

Исследование изменения орудий труда с древних времен до сегодняшнего дня (ра-

бота в парах). Приведение примеров инструментов, используемых дома.

Сравнение домашних животных и их диких предков. Определение причин, побудивших человека заняться одомашниванием разных животных.

5

Современное человечество

18

1

1

Работа с иллюстративным материалом, различение на рисунке людей, принадлежащих разным расам.

Установление взаимосвязи между природными условиями и образом жизни человека, его занятиями.

Демонстрация движения Земли вокруг своей оси и его связи со сменой дня, ночи.

Извлечение информации из дополнительных источников о традициях, обычаях, национальной кухне разных народов. Подготовка небольших сообщений о любимых праздниках, о том, как их отмечают в своей семье.

Наблюдение, соотнесение соответствующей профессии с рисунком. Объяснение значения профессий.

Установление связей между деятельностью человека и природой.

Формулирование выводов о воздействии человека на природу на основе анализа рисунка в учебнике.


Итого:

66

1

9

















Календарно-тематическое планирование

N п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки изучения

Примечание

план

факт

1

Что такое окружающий мир (подвижные игры).

1

02.09



2

Где мы живем

Целевая прогулка «Наш поселок»

1

03.09



3

Природа и ее изменчивость. Человек и природа. Целевая прогулка

1

09.09



4

Природа – первый учебник человека

«Золотая осень». Экскурсия

1

10.09



5

Вселенная, или Космос. Прогулка.

1

16.09



6

Земля как планета

Давайте знакомиться (подвижные игры)

1

17.09



7

Значение воды на Земле. Экскурсия к водоему.

1

23.09



8

Значение воздуха на Земле. Практическая работа «Как обнаружить воздух»

Целевая прогулка «Дорога от дома до школы»

1

24.09



9

Разнообразие природы. Практическая работа «Посадка фасоли и камушка»

1

30.09



10

Разнообразие природы

Целевая прогулка «Разнообразие растений»

1

01.10



11

Неживая и живая природа. Целевая прогулка. Игра.


1

07.10



12

Живая природа

Экскурсия по школе. Школа

1

08.10



13

Царства живой природы. Викторина.

1

14.10



14

Растения

Экскурсия в дендрарий

1

15.10



15

Зависимость растений от природных условий. Прогулка в парк.

1

21.10



16

Растения и человек. Практическая работа «Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету»

Подвижная игра «Домашние и дикие растения»

1

22.10



17

Животные. Подвижные игры: «Изобрази животное»

1

28.10



18

Разнообразие растений и животных

Подвижная игра «Домашние и дикие животные»

1

29.10



19

Природа и человек

1

11.11



20

Земная поверхность

1

12.11



21

Труд человека

1

18.11



22

Труд человека

1

19.11



23

Проверьте себя.

1

25.11



24

Модели и изображения Земли

1

26.11



25

Географическая карта

1

02.12



26

Азбука географии

1

03.12



27

Тепловые пояса Земли

1

09.12



28

Облик Земли постоянно меняется

1

10.12



29

Что мы узнали на уроках окружающего мира. Так или не так?

1

16.12



30

Проверьте себя

1

17.12



31

Место и время

1

23.12



32

Как открывали новые земли. Плавание Ганнона

1

24.12



33

Как открывали новые земли. Сказка и быль

1

13.01



34

Появление и развитие жизни на Земле

1

14.01



35

Появление и развитие жизни на Земле

1

20.01



36

Появление и развитие жизни на Земле

1

21.01



37

Древние растения и животные.

1

27.01



38

Современные растения и животные.

1

28.01



39

Древняя и современная природа Земли

1

03.02



40

Растительноядные и хищные животные

1

04.02



41

Становление человека. Предки человека. Человек становится охотником

1

17.02



42

Человек прямоходящий. Орудия труда

1

18.02



43

Родовой строй.

1

24.02



44

Одомашнивание животных.

1

25.02



45

Домашние животные и их предки

1

03.03



46

Начало оседлой жизни

1

04.03



47

Земля рассказывает о себе.

1

10.03



48

Проверьте себя.

1

11.03



49

Кто такие мы

1

17.03



50

Мы − разные по возрасту и внешнему виду

1

18.03



51

Мы живем в разных природных условиях

1

31.03



52

Люди живут в разных странах

1

01.04



53

Обычаи разных народов

1

07.04



54

Мы живем в разном времени суток

1

08.04



55

Мы заняты разным делом

1

14.04



56

Мы должны охранять окружающую среду

1

15.04



57

Мы должны охранять окружающую среду

1

21.04



58

Россия – любимая наша страна

1

22.04



59

Транспорт и связь

1

28.04



60

Что вы знаете о своей стране

1

29.04



61

Как жили наши предки

1

05.05



62

Жизнь современного человека

1

06.05



63

Законы современной жизни

1

12.05



64

Проверьте себя

1

13.05



65

Комплексная контрольная работа

1

19.05



66

Что мы узнали на уроках курса окружающий мир

1

20.05






6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Основная литература

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 1 класса, в 2 частях- Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса, - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012.

Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.).

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 1 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011.-192с.


Дополнительная литература

Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».

Трафимова Г.В. Тайны близкие и далёкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».


Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.



Специфическое сопровождение (оборудование):

  1. Гербарии растений.

  2. Коллекция полезных ископаемых.

  3. Муляжи грибов.

  4. Муляжи фруктов и овощей.


Географические карты:

  1. Физическая карта полушарий.

  2. Физическая карта мира.

  3. Физическая карта России

  4. Карта природных зон мира.

  5. Карта природных зон России.

  6. Физический глобус Земли.


Мультимедийные средства обучения

Различные презентации к урокам по темам курса

Электронные учебные пособия:

  1. «Природа. Человек. Общество».

  2. «Мир природы».



7.Технические средства обучения

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Принтер (лазерный).

5. Цифровая фотокамера.


8.Планируемые результаты освоения программы


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о причинах успеха в учебе;

- интерес к учебному материалу;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

- знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- умению смыслового восприятия познавательного текста;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы;

-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

- различать и называть основные части растений;

- узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

- использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.


Человек и общество

Обучающийся научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- определять родственные связи в семье;

- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа окр. мир

Автор: Назаренко Екатерина Владимировна

Дата: 27.08.2014

Номер свидетельства: 113062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по ИЗО  2 класс "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-izo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110642"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406353230"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "246125"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446299357"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства