~~1.Пояснительная записка
к рабочей программе
по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова
1 класс
Программа составлена на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.).
Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
2.Общая характеристика учебного предмета
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
В 1 классе взаимосвязи живой и неживой природы, истории человека и Земли даны в общем виде. Перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древних времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам- экскурсиям, урокам-играм, урокам-практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии − формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Урок в 1-м классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов и форм обучения и их сочетаний. Достижению планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир» способствует использование следующих методов обучения:
- словесных (рассказ, беседа);
- наглядных;
- практических (упражнения, практические работы).
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ–рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа:
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.).
Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям. Отметки не выставляются.
Место учебного предмета в учебном плане
На освоение учебного курса «Окружающий мир» авторской программой предусмотрено 60 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 учебных недели, рабочая программа рассчитана на 66 часов. Так как I четверть − адаптационный период, то предусмотрены экскурсии, целевые прогулки, подвижные игры, игры- театрализации и т.д. в объеме 6 часов.
3.Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ¬ственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопре¬деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежнос¬ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз¬нообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно¬ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представле¬ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на зна¬ние основных моральных норм, требующих для своего выпол¬нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо¬му труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окру¬жающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выпол¬нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из¬бирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодей¬ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружаю¬щий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и осо¬бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из¬ученного);
• сформированность целостного, социально-ориентирован¬ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступ для осознания младшим школьником), необходимым для лучения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа окр. мир »
16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»
«Согласовано»
Руководитель МО
_________________
протокол № ___
от «_____» ___________ 2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
___________________
«____»________20 13 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Борисовская СОШ №1 имени
А.М. Рудого»
_______ Харитченко Л.А.
приказ № ___
от «_____» ___________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название учебного курса, предметаОкружающий мир
Уровень: базовый
ФИО учителя Назаренко Екатерина Владимировна
Класс (параллель) 1 «А»
Год составления рабочей программы2013
1.Пояснительная записка
к рабочей программе
по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова
1 класс
Программа составлена на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.).
Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
2.Общая характеристика учебного предмета
Стержнем курсаявляется логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
В 1 классе взаимосвязи живой и неживой природы, истории человека и Земли даны в общем виде. Перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древних времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам- экскурсиям, урокам-играм, урокам-практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии − формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Урок в 1-м классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов и форм обучения и их сочетаний. Достижению планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир» способствует использование следующих методов обучения:
- словесных (рассказ, беседа);
- наглядных;
- практических (упражнения, практические работы).
Для контроля и оценки знаний и умений используются:
Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ–рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа:
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.).
Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям. Отметки не выставляются.
Место учебного предмета в учебном плане
На освоение учебного курса «Окружающий мир» авторской программой предусмотрено 60 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 учебных недели, рабочая программа рассчитана на 66 часов. Так как I четверть − адаптационный период, то предусмотрены экскурсии, целевые прогулки, подвижные игры, игры- театрализации и т.д. в объеме 6 часов.
3.Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступ для осознания младшим школьником), необходимым для лучения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
4.Содержание программы
Окружающий мир: природа, общество, труд (13 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна − Россия, столица − Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа − источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе.
Природа (17 часов)
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце − звезда. Земля − планета. Луна − спутник Земли.
Свет, тепло, вода, воздух − условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет,форма, размеры и др.). Признаки живойприроды (дыхание, питание, движение, рост,размножение). Растения, части (органы)растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (10 часов)
Человек и природа
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (8 часов)
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди − собиратели растений.
Человек − охотник. Кочевники и земледельцы.
Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество (18 часов)
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья − самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.
Россия, Российская Федерация − страна, где мы живем, наша Родина. Россия − самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва − столица России. Расположение Москвы на карте.
Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.
Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.
Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.
Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
5.Тематическое планирование
№ n/n
Наименование разделов
Всего часов
Контр. работы
Экскурсии
Характеристика основных видов деятельности учащихся
1
Окружающий мир: природа, общество, труд
13
4
Знакомиться с учителем и одноклассниками; с правилами поведения в школе.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий.
2
Природа
17
2
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние- дикие животные; культурные- дикорастущие растения.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях(в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.
Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своем городе(селе).
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоемах и в системе водоснабжения своего края.
3
Планета Земля
10
1
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.
Чтение знакомых условных обозначений.
Нахождение и определение изученных географических объектов на физической карте. Работа с новыми понятиями (земная ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения.
4
Становление человека
8
1
1
Сравнение современных человекоподобных обезьян и древнего предка человека
Анализ рисунка (детали во внешнем строении животных и предков человека).
Сравнение конечностей животного с рукой человека и формулирование выводов.
На основе анализа рисунков установление причин изменений в образе жизни человека
(переход к занятию охотой).
Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Выстраивание устного высказывания.
Исследование изменения орудий труда с древних времен до сегодняшнего дня (ра-
бота в парах). Приведение примеров инструментов, используемых дома.
Сравнение домашних животных и их диких предков. Определение причин, побудивших человека заняться одомашниванием разных животных.
5
Современное человечество
18
1
1
Работа с иллюстративным материалом, различение на рисунке людей, принадлежащих разным расам.
Установление взаимосвязи между природными условиями и образом жизни человека, его занятиями.
Демонстрация движения Земли вокруг своей оси и его связи со сменой дня, ночи.
Извлечение информации из дополнительных источников о традициях, обычаях, национальной кухне разных народов. Подготовка небольших сообщений о любимых праздниках, о том, как их отмечают в своей семье.
Наблюдение, соотнесение соответствующей профессии с рисунком. Объяснение значения профессий.
Установление связей между деятельностью человека и природой.
Формулирование выводов о воздействии человека на природу на основе анализа рисунка в учебнике.
Итого:
66
1
9
Календарно-тематическое планирование
N п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Сроки изучения
Примечание
план
факт
1
Что такое окружающий мир (подвижные игры).
1
02.09
2
Где мы живем
Целевая прогулка «Наш поселок»
1
03.09
3
Природа и ее изменчивость. Человек и природа. Целевая прогулка
1
09.09
4
Природа – первый учебник человека
«Золотая осень». Экскурсия
1
10.09
5
Вселенная, или Космос. Прогулка.
1
16.09
6
Земля как планета
Давайте знакомиться (подвижные игры)
1
17.09
7
Значение воды на Земле. Экскурсия к водоему.
1
23.09
8
Значение воздуха на Земле. Практическая работа «Как обнаружить воздух»
Целевая прогулка «Дорога от дома до школы»
1
24.09
9
Разнообразие природы. Практическая работа «Посадка фасоли и камушка»
1
30.09
10
Разнообразие природы
Целевая прогулка «Разнообразие растений»
1
01.10
11
Неживая и живая природа. Целевая прогулка. Игра.
1
07.10
12
Живая природа
Экскурсия по школе. Школа
1
08.10
13
Царства живой природы. Викторина.
1
14.10
14
Растения
Экскурсия в дендрарий
1
15.10
15
Зависимость растений от природных условий. Прогулка в парк.
1
21.10
16
Растения и человек. Практическая работа «Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету»
Подвижная игра «Домашние и дикие растения»
1
22.10
17
Животные. Подвижные игры: «Изобрази животное»
1
28.10
18
Разнообразие растений и животных
Подвижная игра «Домашние и дикие животные»
1
29.10
19
Природа и человек
1
11.11
20
Земная поверхность
1
12.11
21
Труд человека
1
18.11
22
Труд человека
1
19.11
23
Проверьте себя.
1
25.11
24
Модели и изображения Земли
1
26.11
25
Географическая карта
1
02.12
26
Азбука географии
1
03.12
27
Тепловые пояса Земли
1
09.12
28
Облик Земли постоянно меняется
1
10.12
29
Что мы узнали на уроках окружающего мира. Так или не так?
1
16.12
30
Проверьте себя
1
17.12
31
Место и время
1
23.12
32
Как открывали новые земли. Плавание Ганнона
1
24.12
33
Как открывали новые земли. Сказка и быль
1
13.01
34
Появление и развитие жизни на Земле
1
14.01
35
Появление и развитие жизни на Земле
1
20.01
36
Появление и развитие жизни на Земле
1
21.01
37
Древние растения и животные.
1
27.01
38
Современные растения и животные.
1
28.01
39
Древняя и современная природа Земли
1
03.02
40
Растительноядные и хищные животные
1
04.02
41
Становление человека. Предки человека. Человек становится охотником
1
17.02
42
Человек прямоходящий. Орудия труда
1
18.02
43
Родовой строй.
1
24.02
44
Одомашнивание животных.
1
25.02
45
Домашние животные и их предки
1
03.03
46
Начало оседлой жизни
1
04.03
47
Земля рассказывает о себе.
1
10.03
48
Проверьте себя.
1
11.03
49
Кто такие мы
1
17.03
50
Мы − разные по возрасту и внешнему виду
1
18.03
51
Мы живем в разных природных условиях
1
31.03
52
Люди живут в разных странах
1
01.04
53
Обычаи разных народов
1
07.04
54
Мы живем в разном времени суток
1
08.04
55
Мы заняты разным делом
1
14.04
56
Мы должны охранять окружающую среду
1
15.04
57
Мы должны охранять окружающую среду
1
21.04
58
Россия – любимая наша страна
1
22.04
59
Транспорт и связь
1
28.04
60
Что вы знаете о своей стране
1
29.04
61
Как жили наши предки
1
05.05
62
Жизнь современного человека
1
06.05
63
Законы современной жизни
1
12.05
64
Проверьте себя
1
13.05
65
Комплексная контрольная работа
1
19.05
66
Что мы узнали на уроках курса окружающий мир
1
20.05
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Основная литература
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 1 класса, в 2 частях- Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011.
Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.).
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 1 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011.-192с.
Дополнительная литература
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далёкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
Специфическое сопровождение (оборудование):
Гербарии растений.
Коллекция полезных ископаемых.
Муляжи грибов.
Муляжи фруктов и овощей.
Географические карты:
Физическая карта полушарий.
Физическая карта мира.
Физическая карта России
Карта природных зон мира.
Карта природных зон России.
Физический глобус Земли.
Мультимедийные средства обучения
Различные презентации к урокам по темам курса
Электронные учебные пособия:
«Природа. Человек. Общество».
«Мир природы».
7.Технические средства обучения
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.
4. Принтер (лазерный).
5. Цифровая фотокамера.
8.Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;