Вселенная, время, календарь (14часов) | -называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; - находить и показывать субъект на политической карте России; - называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; - определять стороны горизонта; -находить на глобусе океаны и материки; -понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации; - находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; -использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; - понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу; -приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт, перечислять единицы времени в порядке их увеличения; -научатся с помощью схемы объяснять причины смены времен года; -научатся различать виды термометров и пользоваться каждым, измерять температуру и записывать показания термометра. | - проводить наблюдения в природе по заданиям учебника; - научиться оценивать результаты своей работы на уроке | Познавательные УУД: -уметь ориентироваться в учебнике, искать и выделять необходимую информацию; сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство; - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - сравнивать фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна. Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром - составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; термомет- ром - контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану; - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом) Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; - искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее; -оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам). | Личностные УУД: -проявлять интерес к составлению рассказа о своей стране и желание помочь ребятам; - проявлять бережное отношение к природе; - проявлять бережное отношение к животным; - проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни; - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры; |
Осень (18 часов) | -находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев, описывать красоту осенней природы; -понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу; -понимать, что звезды, как и Солнце, - сгустки раскаленных газов; -узнают, что понимали под созвездиями древние и, что называют созвездиями современные ученые; -познакомятся с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них; - называть последовательность трудовых операций в работе со льном; -понимать причины листопада; познакомятся с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; -определять цветы в цветниках города(села) или в собственном саду, создавать и ценить красоту, понимать, что выращивание цветов – большой труд на радость людям; -научатся объяснять, почему грибы выделены в особое царство живой природы, -отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; -познакомятся со строением грибов; -объяснять, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомятся с этапами развития бабочки и стрекозы; -объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелетных и зимующих птиц; | -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; - обнаруживать связи между живой и неживой природой; - составлять план рассказа и рассказывать по плану; | Регулятивные: -определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу; - оставлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем; -сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом) Познавательные: -наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире; - понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; -сравнивать, чем отличаются осенние дожди от летних; -сравнивать обряды и обычаи характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; -сравнивать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; - извлекать необходимую информацию из текстов; - устанавливать причинно-следственные связи; -сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых; - подведение под понятие; Коммуникативные: - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - аргументировать своё мнение и позицию; - распределять операции между собой в группе; - уметь отвечать «компетентно» на поставленные вопросы. | Личностные: -Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие этических чувствий, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других детей; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в иных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить ходы из спорных ситуаций; |
Зима (16 ч ) | -выделять признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев, описывать красоту зимней природы и произведений искусства; -узнают несколько зимних народных примет на погоду; --научатся объяснять, чему учат народные сказки; — узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России; - научатся рассказывать об образе жизни и питании зимующих птиц, подкармливать птиц зимой; узнают о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку; - перечислять правила охраны природы в разные времена года; - определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря); - находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду; | - выполнять правила безопасного поведения в природе; - осознавать ценность природы; - моделировать созвездия; -замечать и ценить красоту природы; -получат возможность научиться готовить сообщение; - находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения; | Познавательные УУД: — определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение; — различать группы животных и обосновывать своё мнение; — определять условия, необходимые для жизни разных групп животных, и обосновывать своё мнение; — находить невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста, раскрывающего отличие растения от животного. Регулятивные УУД: — выполнять задание в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — проводить взаимопроверку и корректировку учебного задания; — проводить самопроверку учебного задания. Коммуникативные УУД: — строить понятные для партнёра высказывания; — учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; — формулировать собственное высказывание, используя термины; — адекватно использовать речевые средства для представления результата; | Личностные УУД: - проявлять: интерес к изучению темы; - бережное отношение к растениям и животным; - позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы; - бережное отношение к птицам и зверям, формулировать соответствую щие правила экологической этики; - уважение к людям труда и их деятельности; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы; |
Весна и лето (20 часа) | -называть: признаки весенних явлений природы; -описывать красоту весенней природы и произведений искусства; -объяснять причины потепления весной; -научатся объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы, находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; -находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе; - находить созвездия Большая медведица, Малая медведица весной; - понимать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми, любоваться первоцветами и беречь их, анализировать, делать выводы, сравнивать; -научатся называть культурные растения весенних цветников; - объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу; | -осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу; - осознавать необходимость охранять природу; - применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде; - пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми; | Познавательные УУД: - распознавать сезонные явления весной и обосновывать своё мнение; - определять день весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение; - различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение; - объяснять причину весенних изменений в природе и обосновывать своё мнение; - определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; -- контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; -строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога | Личностные УУД: Проявлять: - интерес к познанию мира; -доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; - бережное отношение к птицам и зверям, формулировать соответствующие правила экологической этики; - интерес к изучению темы; - уважение к людям труда и их деятельности; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Проявлять: - желание выполнять правила здорового образа жизни; - навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. - воспринимать эмоционально и радостно красоту цветущей природы; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; -формулировать соответствующие правила экологической этики; - проявлять творческое отношение к планированию каникул; |