Просмотр содержимого документа
««Окружающий мир 1 класс » Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,»
1. Пояснительная записка
Данная программа «Окружающий мир» для учащихся1 класса разработана на основепримерной программы «Окружающий мир» (авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2016), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.
Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса"Окружающий мир"
В результате изучения раздела «Человек и природа»
обучающиеся научатся:
• сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
• различать предметы и выделять их признаки;
• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
• объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полу- ченную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
• выявлять и называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
• объяснять как на свет появляется цыпленок и как он растет;
• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими как смена дня и ночи, смена времен года;
• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
• описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года, выдвигать гипотезы о взаимосвязях;
• наблюдать за животными и приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей своего края;
• называть органы чувств человека;
• приводить примеры домашних животных своего края (на основе наблюдений);
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии на природу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
• выявлять основные функции органов чувств человека;
• характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
• оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
обучающиеся научатся:
• различать и оценивать формы поведения в школе, дома и общественных местах;
• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, в результате чего научатся ориентироваться в постоянстве шко- лы (находить свой класс, школьную библиотеку, кабинет врача, физкультурный зал и т.д.).;
• оценивать необходимость подготовки к урокам в домашних условиях и к очередному уроку в школе;
• структурировать свои знания о родном городе (селе, поселке), называя его имя, адрес своего места жительства, адрес школы и т.д.;
• структурировать свои знания о Родине, называя столицу России, некоторые ее достопримечательности, узнавая Российский флаг, Государственный герб, стоя прослушивая и исполняя Государственный гимн.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах), дома и в других присутственных местах;
• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
• оценивать результаты своих наблюдений во время экскурсий, рассказывая о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края;
• соблюдать правила поведения в общественных местах;
• описывать триколор Российского флага, Государственный герб, знать наизусть слова Российского гимна.
В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения»
обучающиеся научатся:
• оценивать необходимость знаний о себе (имя, фамилия, отчество), о своем домашнем адресе, телефоне родителей, но- мере своей школы;
• оценивать и выполнять правила перехода проезжей части улицы и правила безопасного поведения на улице;
• оценивать и корректировать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• прогнозировать опасность сбора несъедобных грибов своего края;
• устанавливать причинно-следственные связи между охраной окружающей среды и правилами сбора лекарственных растений и грибов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• активно использовать знания о себе (имя, фамилия, отчество), домашнем адресе, телефоне родителей, номере своей школы при записи в библиотеке, у врача и т.д.;
• соблюдать правила перехода проезжей части улицы, безопасного поведения на улице, во время каникул, обучая этому окружающих;
• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
• устанавливать причинно-следственные связи между охраной окружающей среды и правилами сбора лекарственных растений и грибов, соблюдать их.
3. Содержание учебного предмета, курса (66ч.)
Человек и природа (38 ч)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают). Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое — лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований. Растения — часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений: стебель, корень, лист, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Части растений, употребляемые человеком в пищу. Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений. Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Животные как часть живой природы. Дикие и домашние животные. Разнообразие животных. Названия групп животных: насекомые, паукообразные (паук), рыбы, птицы, звери. Насекомые и их отличительные признаки. Рождение и развитие животных на примере появления на свет и развития цыпленка. Охрана животных государством (Красная книга России). Примеры явлений природы. Смена времен года. Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Лекарственные растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве). Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество (18 ч)
Учебно-методический комплект по окружающему миру: его условные обозначения, иллюстрации, герои учебно-методического комплекта — брат и сестра Маша и Миша Ивановы, профессии родителей Маши и Миши. Правила поведения в школе: приход в школу, подготовка к уроку, приветствие учителя. Правила поведения в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России. Изображение исчезающих животных из Красной книги на эксклюзивных монетах России — как напоминание гражданам о необходимости беречь окружающую среду. Охрана окружающей среды — обязанность каждого человека. Правила поведения при сборе лекарственных трав, растений для гербариев, составлении букетов. Помощь человека диким животным в зимний период года. Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке. Труд людей в осенний и зимний периоды года. Наша Родина — Россия. Карта России. Сухопутные и морские границы России. Россия — многонациональная страна. Москва — столица России. Карта Москвы. Достопримечательности столицы — Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Карта Кремля. Почему в общественных местах все встают, когда звучит гимн.
Правила безопасного поведения на улице, на природе, на экскурсии, при сборе ягод и грибов (10 ч)
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице. Правила безопасного поведения во время зимних игр, катания на лыжах и коньках. ОБЖ: чист ли белый снег и сосульки. Правила поведения в летнее время года (правила поведения на воде, на солнце). Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Правила сбора грибов. ОБЖ: шляпные ядовитые и незнакомые грибы. Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы). Экскурсия в город (правила техники безопасности).
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1. Человек и природа:
• различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов;
• сравнение и различение объектов живой и неживой природы; • группировка (классификация) объектов живой и неживой природы;
• выделение из объектов неживой природы изделий человека;
• выявление существенных признаков живых организмов, отличительных признаков животных;
• выяснение общих черт для всех растений, ознакомление с особенностями распространения растений;
• сравнение и различение разных групп животных по их основным внешним признакам;
• группировка дикорастущих и культурных растений своей местности;
• группировка домашних животных своей местности;
• выявление особенностей сезонных изменений в природе на основе наблюдений и обобщения жизненных знаний и опыта детей;
• расширение знаний о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период года;
• уточнение и дополнение знаний о зимовке животных;
• знакомство с особенностями появления потомства у животных;
• систематизация знаний о труде людей, связанном с уходом за растениями;
• выявление отличительных признаков плодов от корнеплодов и клубней;
• уточнение представлений о грибах;
• использование термина «экология» в ситуациях, разъясняющих значение этого термина;
• обобщение знаний о растениях родного края.
Раздел 2. Человек и общество:
• освоение правил поведения в школе (на уроке, на перемене, в столовой, в спортивном зале, в компьютерном классе и т.д.);
• знакомство с условными обозначениями учебника, с приемом маркировки, с правилами работы в тетради для самостоятельной работы;
• моделирование и коллективное оценивание поведенческих ситуаций на уроке, на перемене, в столовой и пр.;
• ознакомление с правилами и приемами парной и групповой работы;
• воспроизведение в форме сообщений знаний о столице нашей Родине — Москве, о Кремле и его достопримечательно- стях, о Красной площади.
Раздел 3. Правила безопасного поведения:
• нахождение школы, класса, своего места в классе, спортивного зала, медицинского кабинета;
• знание своего адреса, телефона родителей, телефона школы;
• знание о наличии пешеходных дорожек по пути к школе, правил перехода улицы по пешеходным дорожкам, умение использовать эти знания в повседневной жизни;
• знакомство с правилами безопасного поведения во время спортивных игр и мероприятий.
4. Тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий мир» (66 часов)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
1
Знакомство с учебником Р/К Мой дом- моя школа. Экскурсия по школе
1
2
Где живет семья Ивановых Р/К Моя семья
1
3
Мы познаем мир
1
4
Мы познаем мир
1
5
Мы познаем мир с помощью органов чувств (урок- практикум)
1
6
Мы познаем мир с помощью органов чувств
1
7
Что нас окружает
1
8
Что нас окружает (урок- экскурсия)
1
9
Животные – часть живой природы Р/К Красная книга Ставрополья
1
10
Животные – часть живой природы
1
11
Дикие и домашние животные Р/КЖивотный мир края
1
12
Дикие и домашние животные
1
13
Насекомые – часть живой природы
1
14
Растения – часть живой природы Р/К Растения нашего края
1
15
Что общего у деревьев, кустарников и трав
1
16
Части растений
1
17
Растения и их части (урок- практикум)
1
18
Как растения расселяются на новые места
1
19
Природа и ее сезонные изменения
1
20
Жизнь растений осенью
1
21
Жизнь растений осенью
1
22
Жизнь растений осенью (урок-экскурсия)
1
23
Труд людей осенью
1
24
Как животные готовятся к зиме
1
25
Как животные готовятся к зиме
1
26
Как животные готовятся к зиме
1
27
Пришла зима
1
28
Зима пришла (урок - экскурсия)
1
29
Труд людей зимой
1
30
Снежные загадки
1
31
Жизнь лесных зверей зимой
1
32
Жизнь лесных зверей зимой
1
33
Как помочь птицам зимой
1
34
Как помочь птицам зимой
1
35
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
1
36
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
1
37
Как зимуют деревья, кустарники и травы
1
38
Учимся различать деревья и кустарники зимой
1
39
Учимся различать деревья и кустарники зимой (урок -экскурсия)
1
40
Пришла весна
1
41
Какие растения весной цвести торопятся
1
42
Какие растения весной цвести торопятся
1
43
Как животные весну встречают (птицы)
1
44
Как животные весну встречают
1
45
Про больших и маленьких
1
46
Про больших и маленьких
1
47
Лето пришло
1
48
В лес по ягоды пойдем
1
49
В лес по ягоды пойдем
1
50
С лукошком за грибами
1
51
С лукошком за грибами
1
52
Зеленая аптека
1
53
Лекарственные растения (урок -экскурсия)
1
54
Природа и мы
1
55
Природа и мы Р/К Традиции, обряды, ритуалы земли родной
1
56
Природа и мы (урок -экскурсия)
1
57
Наша Родина – Россия
1
58
Наша Родина – Россия
1
59
Москва – столица нашего государства
1
60
Москва – столица нашего государства
1
61
Экскурсия в город
1
62
Наш город, посёлок, деревня (урок -экскурсия)
1
63
Задания для желающих стать членами клуба «Мы и окружающий мир»
1
64
Задания для желающих стать членами клуба «Мы и окружающий мир» Р/К Сохрани свое село от пожара
1
65
ПДД Какие опасности возникают на улицах и дорогах
1
66
ПДД Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор