Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Разнообразие растений. Папоротники, мхи, водоросли»
  УМК "Перспективная начальная школа"
  Подготовила и провела Ваценко Елена Васильевна,
  учитель начальных классов МКОУ СОШ №7  
  Левокумского района Ставропольского края  
 Тема урока: «Разнообразие растений. Папоротники, мхи, водоросли»
 Цели: обогатить знания учащихся сведениями о новых группах растений, обсудить отличительные признаки споровых растений; продолжить формирование общеучебных умений - высказывать суждения по результатам сравнения, учить делать обобщения; воспитывать бережное отношение к объектам природы, формировать культуру учебного труда.
 Задачи:
  -  Группировать (классифицировать) растения по признакам, выделять их отличия 
-  На основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений 
-  Использовать оглавление, словарь и текст учебника и хрестоматии, интернет для поиска необходимой информации 
-  Обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края. 
Формирование УУД
  -  Различать (узнавать) изученные объекты живой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. 
-  Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты, выделять их существенные признаки, выделять новое. 
-  Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основе полученных результатов 
-  Использовать словарь учебника, определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала 
 
 Оборудование: учебник «Окружающий мир»-Iч (УМК «ПНШ»), ТПО, аудиозапись «Шум воды, леса, поля», карточки-опоры, слайды «мох сфагнум», «кукушкин лён», комнатное растение папоротник
 Ход урока
  - Организационный момент 
- Прозвенел весёлый звонок, дал нам установку на урок.
 Проверьте, всё ль на месте, всё ль в порядке,
 книга, ручка и тетрадка?
 
 
 -К нам на урок пришли гости , давайте их поприветствуем.
 Слайд
 Звучит песня «От улыбки» ( 1 куплет)
 - Я вам предлагаю подарить друг другу улыбку!
 -Ребята, любите ли Вы путешествовать? Я Вам сегодня предлагаю немного попутешествовать.
 Закройте, дети, глаза и послушайте
 Слайд (аудиозапись звуков природы)
 2.Актуализация знаний
 -Вы догадались, где нам предстоит побывать?
 Ожидаемый ответ: «Мы будем гулять по лесу, так как я слышала …… и. т. д.»
 -В лесу, в море, на лугу и даже на болоте мы будем изучать
 удивительный растительный мир.
 - Какие растения вы ожидаете встретить?
 Ожидаемый ответ: «Сосны, , цветы и т.д.»
 -В чём различие и сходство цветковых и хвойных растений?
 Ожидаемый ответ: «Цветковые растения цветут, дают плоды и семена, а у хвойных растений никогда не бывает цветков и плодов, а вот семена есть. »
 -Есть ли растения, у которых нет семян?
 Ожидаемый ответ: «…»А на этот вопрос мы ещё затрудняемся ответить, но если будем внимательны, то скоро найдём ответ.
 3.Постановка проблемы.
 Учитель показывает слайд  с изображением 3 иллюстраций: мох, водоросли, папоротник.
 - к какой группе отнести эти 3 иллюстрации?(предположения детей)
 - а чтобы точно нам это узнать, необходимо подробнее изучить эти виды.
 Итак, приступим.
 4. Открытие новых знаний.
 А)Папоротники. Работа в парах.
 Рассмотрите растение на столе. Как вы думаете, как оно называется?
 - дети, это папоротник, вернее его одомашненный вид. А какие бывают папоротники посмотрим на слайдах
 - рассмотрите листок растения. Найдите коричневые бугорки на обратной стороне листа. В них находятся споры мельчайшие частички. С их помощью папоротник размножается.
 -Чтение о папоротнике на СЛАЙДЕ
 (Читают уч-ся)
 Папоротники – растения, которые лучше приспособились жить на суше. Они имеют корни, которые всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению, цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.
 
 
 - что узнали о папоротниках?
 Сделаем вывод: слайд
 
 
 Папоротник – это растение, у которого есть корень, стебель, листья, но нет цветов, т.е. не бывает плодов и семян.
 Физминутка слайд
 Б).Мхи. Работа в группах.
 Слайд (без названия)
 Рассмотрите экземпляры у себя на столах. Обсудите в группе этот образец по плану:
 На слайде: 1. Предположите название
 2. Где встречались с ним?
 3. Есть ли части растений? Какие?
 Выступление по одному представителю от группы.
  слайд
 У. –Вы обращали внимание в лесу на плотный мягкий покров из зелёных растений под ногами? Это мох. Если внимательно присмотреться , то увидишь много мелких растений. У них есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.
 – Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.
 Сделаем вывод: слайд
 Мох – это растение, у которого есть стебель и листья, а корней и цветков нет. Удерживается в почве с помощью маленьких выростков стебля.
 В)Появляется название  слайда  «водоросли»
 - давайте проанализируем слово «водоросли». От каких двух слов оно образовано. (вода и расти).
 - т.е. растёт в воде. Ребята, это растения, которые растут в воде. Им в водной среде не нужны части растений.
 Посмотрите на представителей этой группы (слайды )
 -А _Женя_ расскажет нам о водорослях.
 
 
  Мини-сообщение о водорослях.
  Первые растения на Земле это водоросли. Они могут быть микроскопическими, которые видны только под микроскопом, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. Но на самом деле это не органы растения. Цветков, а следовательно плодов и семян, у них тоже нет.
  Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде.
 
 
 Сделаем вывод:  слайд
 Водоросли – это растения, которые чаще всего живут в воде, у них нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов с семенами.
 Г) Работа по учебнику с.76-80
 1ряд читает про папоротники
 2 ряд – про мхи
 3 ряд – про водоросли
 (самостоятельное чтение)
 - О каких растениях читали? В чём их загадочность? Где их можно встретить?
 Обязательно ответить на вопрос на с.80 про ряску, так как ответ на этот вопрос показывает усвоили ли дети материал о водорослях.
 Г)слайд Работа в рабочей тетради с.32 задание44.
 5. Закрепление.
 -На этом наше путешествие подошло к концу.
 - Чем интересны растения, с которыми сегодня встречались? А вы можете их отличить друг от друга?
 6.Д/З. с.76-80 пересказ
 7.Рефлексия.
  -Что нового узнали, чему учились?
 -Если на уроке вам было интересно и вы узнали что-то новое поставьте весёлого смайлика
 -Если на уроке вам было не интересно и вы ничего не узнали нового поставьте грустного смайлика.
 -Я благодарю вас за урок, вы сегодня заслуживаете похвалы и отличных оценок, потому что плодотворно поработали дружно и сообща, молодцы!
 Р.S. 
 
 
 
 
 
 
 Список использованной литературы:
 
 
 1. Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012
 2. Окружающий мир [Текст] : 2 кл. : Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.— М.: Академкнига/ Учебник, 2012. — 200 с.
 3. Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012
 4. Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012