kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный урок окружающего мира в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 4 Б

Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова, Л.А. Царёва

Тема урока: Древние славяне

Тип урока: Комбинированный (смешанный)

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений о древних славянах

Задачи: - повторить и углубить знания учащихся, связанные с общими представлениями о древних славянах;

- формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге;

- продолжить формирование  исследовательских умений, взаимодействия в сотрудничестве;

- воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающему миру;

- развитие умений учебного сотрудничества, анализа, аргументации собственной точки зрения.

Планируемые результаты:

Обучающиеся узнают:

-  о расселении, жизни древних славян.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- работать с учебником;

- работать в сотрудничестве..

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

Познавательные УУД:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство, как значимую сферу  человеческой жизни.

Методы: словесный; наглядный; практический; поиск и оценка способа решения учебной задачи.

Оборудование: - учебник «Окружающий мир», ч. 1,  4 класс под ред.: О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов; Л.А. - 192 с.; презентация «Древние славяне»

Просмотр содержимого документа
«Современный урок окружающего мира в начальной школе »

Урок


Предмет: Окружающий мир.

Класс: 4 Б

Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова, Л.А. Царёва

Тема урока: Древние славяне

Тип урока: Комбинированный (смешанный)

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений о древних славянах

Задачи: - повторить и углубить знания учащихся, связанные с общими представлениями о древних славянах;

- формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге;

- продолжить формирование исследовательских умений, взаимодействия в сотрудничестве;

- воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающему миру;

- развитие умений учебного сотрудничества, анализа, аргументации собственной точки зрения.

Планируемые результаты:

Обучающиеся узнают:

- о расселении, жизни древних славян.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- работать с учебником;

- работать в сотрудничестве..

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Методы: словесный; наглядный; практический; поиск и оценка способа решения учебной задачи.

Оборудование: - учебник «Окружающий мир», ч. 1, 4 класс под ред.: О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов; Л.А. - 192 с.; презентация «Древние славяне»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия



Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент

Приветствие, настрой детей на работу, создание положительной мотивации.

- Прозвенел уже звонок!

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.








Учащиеся дают ответы на вопросы учителя:


-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


Приветствие учителя. Настрой на работу.



- нацеливание на успешную работу.


2. Повторение пройденного (проверка домашнего задания)

Учитель проверяет домашнее задание у учащихся класса.



преобразовывать практическую задачу в познавательную.


-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.



-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.


3. Объявление темы

Мы приступаем к изучению первой главы: «История Отечества».


История - это наука о прошлом человечества.


Отечество (отчизна) - родная страна.


- Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «славяне».

- СЛАВЯНЕ - крупнейшая в Европе группа родственных народов.


СЛАЙД 3.


- Прежде чем отправиться в прошлое , нам нужно составить план изучения жизни древних славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их составьте вопросы по данной теме.

  • Где жили древние славяне.

  • Чем занимались

Во что верили древние славяне

- Высказывают предположения относительно цели урока.

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте


-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.




4. Сообщение нового материала

СЛАЙД 4.

- Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки.

- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

- Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении людей на земле из летописи Нестора «Повесть временных лет».

КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1)


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


- Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне)

РАБОТА с КАРТОЙ (слайд 5) с. 10 учебника



(слайд 6)

-Как думаете предки какого народа жили по берегам реки Волги, Дона? (русские)

-Что может вам сказать географическое понятие «Киев»? ( столица, Украина )- Какой народ населяет эту территорию? (украинцы)

- Севернее Украины находится какое государство? (Беларусь) Как назовёте народ, который живет на территории этого государства? (Белорусы)

Вывод: Восточные славяне были предками … (русских, украинцев и белорусов)

Физминутка

- Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.


ПОСЕЛЕНИЕ (СЛАЙД 8 - 9)

Поселение

Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери.

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.


ОДЕЖДА СЛАВЯН (Слайд 10)

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.


ЗАНЯТЕ СЛАВЯН (СЛАЙД 11 - 12)

Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.


СЛАЙД 14 - 15

ЯЗЫЧЕСТВО

До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

Духи, божества природы.

Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников



Праздники

- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники?

ИВАНА КУПАЛЫ, МАСЛЕНИЦАревний Рим, яя Греция, странах исчесление времени происходило по - разному.?000000000000000000000000000000000000000000000000000

Отвечают на вопросы учителя.


Выслушивают рассказ учителя, дополняют своими примерами.




преобразовывать практическую задачу в познавательную.

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях


-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.



Самостоятельно выполняют задание в печатной тетради.


5. Закрепление изученного материала

Текст в хрестоматии.

Чтение текста в хрестоматии.







6..Физминутка

Физминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.







7. Итог

Закончите предложение:

1. На уроке я понял ....

2. На уроке я смог ...

3. Я хочу похвалить ...

ТЕСТ (У каждого на столе тест)

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.







8.Оценивание








9. Домашнее задание

c. 7 - 17 читать, готовиться к краткому пересказу (возможно ответы на вопросы на с. 17).


















Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.








Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.








Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.








Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.








Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.


Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.


14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современный урок окружающего мира в начальной школе

Автор: Бердникова Анна Вадимовна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(89) "ikt-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "315258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459856518"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства