Открытый урок по окружающему миру по теме: "Классификация растений"
Открытый урок по окружающему миру по теме: "Классификация растений"
Цельурока: обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.
Задачиурока:
предметные: практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;
научить определять хвойные, цветковые растения, папоротники, мхи, водоросли по существенным признакам: по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;
по строению выделять деревья кустарники, травы;
по участию человека – культурные и дикорастущие;
воспитывать любовь к родной природе;
метапредметные:
Личностные
- проявление интереса к содержанию раздела о живой природе;
- определение собственного отношения к живой природе;
Регулятивные
- высказывать свою версию о разнообразии живой природы, используя иллюстрацию учебника и личные наблюдения;
- работать по предложенному учителем плану;
- определять и формулировать цель урока, опираясь на материал учебника;
- отличать верно выполненное задание от неверного( отличие диких животных от домашних, определение частей растений и др.)
Познавательные
1.Общеучебные
-ориентироваться в учебнике, пользуясь условными обозначениями;
- отличать известное от неизвестного ( многообразие животного и растительного мира) с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, используя учебник и жизненный опыт;
2.Логические
- перерабатывать полученную информацию о живой природе, о растениях, насекомых, диких и домашних животных, сравнивать и сопоставлять полученные знания;
- определять причины событий и явлений в живой природе;
Коммуникативные
- слушать, делиться информацией, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, понимать речь других;
-учиться работе в паре;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-поиск и выделение необходимой информации;
развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы; прививать интерес к предмету.
Видыдеятельности:
-дидактическая игра;
-работа в парах;
- выполнение индивидуальных заданий;
- работа с информацией (устная, составление рассказа по картинке учебника)
-практическая работа;
Формаурока: с использованием мультимедийных средств.
Программныесредства:УМК«Перспективнаяначальнаяшкола» «Окружающий мир»: учебник авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельных работ №1 авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов
Оборудование: раздаточный материал для групповой работы; «Окружающий мир»: учебник авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельных работ №1 авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; цветные карандаши; презентация «Классификация растений», мультимедийный проектор, компьютер, экран, комнатные растения, крупа; рис, гречиха, кукуруза; чай, картофель, чёрный ящик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру по теме: "Классификация растений" »
Темаурока«Классификациярастений»
Цельурока: обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.
Задачиурока:
предметные: практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;
научить определять хвойные, цветковые растения, папоротники, мхи, водоросли по существенным признакам: по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;
по строению выделять деревья кустарники, травы;
по участию человека – культурные и дикорастущие;
воспитывать любовь к родной природе;
метапредметные:
Личностные
- проявление интереса к содержанию раздела о живой природе;
- определение собственного отношения к живой природе;
Регулятивные
- высказывать свою версию о разнообразии живой природы, используя иллюстрацию учебника и личные наблюдения;
- работать по предложенному учителем плану;
- определять и формулировать цель урока, опираясь на материал учебника;
- отличать верно выполненное задание от неверного( отличие диких животных от домашних, определение частей растений и др.)
Познавательные
1.Общеучебные
-ориентироваться в учебнике, пользуясь условными обозначениями;
- отличать известное от неизвестного ( многообразие животного и растительного мира) с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, используя учебник и жизненный опыт;
2.Логические
- перерабатывать полученную информацию о живой природе, о растениях, насекомых, диких и домашних животных, сравнивать и сопоставлять полученные знания;
- определять причины событий и явлений в живой природе;
Коммуникативные
- слушать, делиться информацией, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, понимать речь других;
-учиться работе в паре;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-поиск и выделение необходимой информации;
развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы; прививать интерес к предмету.
Видыдеятельности:
-дидактическая игра;
-работа в парах;
- выполнение индивидуальных заданий;
- работа с информацией (устная, составление рассказа по картинке учебника)
-практическая работа;
Формаурока:с использованием мультимедийных средств.
Программныесредства:УМК«Перспективнаяначальнаяшкола» «Окружающий мир»: учебник авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельных работ №1 авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов
Оборудование: раздаточный материал для групповой работы; «Окружающий мир»: учебник авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельных работ №1 авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; цветные карандаши; презентация «Классификация растений», мультимедийный проектор, компьютер, экран, комнатные растения, крупа; рис, гречиха, кукуруза; чай, картофель, чёрный ящик.
Ходурока:на уроке использовать элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникативная технология (использование мультимедийных средств обучения);
проблемное обучение (частично - поисковое).
Внутренняямыслительнаядеятельностьучащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой, творческими заданиями, самостоятельными выводами в конце урока.
Оживляютурокигровые моменты.
Приподготовкекурокуиспользовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2003, Microsoft Office Power Word 2003,Paint, интернет ресурсы.
Планурока,хронометражвремени.
Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (1 минута).
Проверка домашнего задания (5минут).
Работа над новым материалом. Практическая работа (16 минут).
Физминутка (2 минуты).
Работа над новым материалом. Практическая работа (продолжение) (16 минут).
Работа с учебником (4 минуты).
Интеллектуальная игра (2 минуты).
Итог урока. Домашнее задание (3 минуты).
Организационныймомент.
Слайд1Разнообразиерастений
II.Введениевурок
- Из всего богатства окружающего мира сегодня наш урок посвящён растениям.
- Что вы знаете о растениях? Что это за группа такая живых организмов?
- Велик растительный мир земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложным строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие - бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.
В царстве растений учёные насчитывают около пятисот тысяч видов. Все растения объединены в классы.
Слайд2Классификациярастений
И сегодня мы с вами продолжим классификацию растений. Напомните, что такое классификация?
На предыдущем уроке мы с вами произвели первую классификацию, т.е. распределили растения на группы по первому и основному признаку. Какому?
Слайд3Классификациирастенийпоихстроению:
- Откройте рабочие тетради с. 31, задание 43. Я хочу проверить, как вы запомнили 5 групп классификации растений по их строению, подпишите у каждого рисунка название группы.
Атеперьпроверкаинебольшиемини-проекты о каждой группе растений,
приготовленные группами учеников нашего класса. Выступления учащихся.
Водоросли– первые растения появились в воде. Они могут быть и микроскопическими, и очень крупными экземплярами, до 20-30м. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростов, цветков, а следовательно, плодов и семян у них тоже нет. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде- саргассы. В наших пресноводных водоёмах часто встречаются водоросли – тина.
Лишайники– загадка для учёных до сих пор. В них живут два организма и гриб, и водоросль в тесном переплетении. Лишайники очень разнообразны, по цвету, и по форме, но, как и у водорослей, ни стеблей, ни корней, ни листьев, ни цветков у них нет. В наших сумрачных влажных лесах лишайники растут на земле, камнях, стволах деревьев. На Севере, в тундре, лишайник ягель – основной корм северных оленей. Эти растения – долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет.
Мхи– появились на земле после водорослей. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьям впитывать воду с растворёнными в ней питательными вещества ми. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах – спорангиях. Цветков у них нет.
Папоротники – растения, которые лучше приспособились жить на суше. Они имеют корни, которые всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению, цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.
Хвойныерастения.
- Что же особенного в хвойных растениях? Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена. Листья у них видоизменены – хвоинки. Всем известна загадка о ёлке: «Зимой и летом одним цветом». Но почему же она в течение года одного цвета? Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, а не все сразу. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Дерево и стоит зелёным круглый год. Лиственница каждую осень сбрасывает свои особые листья, как все лиственные деревья. К хвойным деревьям относят сосну, кедр, пихту, можжевельник.
Цветковыерастения.
Понятие цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев у них есть цветок. Из него развивается плод с семенами.
Вершины своего развития достигли цветковые растения. Они очень многочисленны и разнообразны. Основной орган размножения этих растений – цветок.
1. А если все растения рассмотреть с точки зрения формы.
-Возьмите свои рабочие листы с классификацией и около цифры 2 напишите следующее основание:
1.Строение_______________
1.Водоросли
2. Мхи, лишайники
3. Папоротники
4. Хвойные
5. Цветковые
2.Форма____________________
1.
2.
3.
3.Участиечеловека_____________
1.
2.
- Я утверждаю, что по форме все растения можно разделить на 3 группы.
Учебник с. 73. Прочитайте. Кто со мной согласен и поддерживает моё утверждение, что по форме все растения можно разделить на 3 группы.
У вас на парте лежит подсказка, помеченная жёлтым кружком, прочитайте и попытайтесь определить эти три группы. Будут мысли?
- 1 строчка … читай!
Слайд6
Одинстебель – стволпокрытыйкорой
- Как вы назовёте такое растение? Дерево.(Вывешиваюсловонадоску)
- Принимаем слово дерево? Запишите на первой строчке в таблице.
А теперь приведём примеры. На столах каждой группы есть загадки о растениях, а вы должны найти загадку о деревьях. Читай … ! У кого есть отгадка в виде иллюстрации. Прикрепите на доску.
- К каждому вопрос: Почему это дерево? (1один ствол, покрытый корой).
- 2 строчка подсказки … читай!
Слайд7
Несколькостволовпокрытыхкорой
- Как назовёте это растение? Кустарник.(Вывешиваюнадоску)
- Принимаем слово кустарник и записываем на второй строчке в таблицу.
(Загадывание загадок и вывешивание иллюстраций на доску под словом «кустарник»: калина,шиповник,крыжовник,роза,бересклет). Запишите в таблицу два примера.
- 3 строчка подсказки … читай!
Слайд8
Одинилинесколькосочныхстеблей.
Как называются такие растения?Травы.(Вывешиваюсловонадоску)
- Принимаем слово травы? Запишите на третьей строчке в таблице.
(Загадывание загадок и вывешивание иллюстраций на доску под словом «травы»: пшеница,тыква,ромашка,одуванчик,земляника,вьюн,мох,горох,папоротник,).
- Какая красота у нас получилась. По какому основанию мы разделили растения на три группы? Поформе.
- Закончите моё предложение:
Слайд9
Деревья – это растения, у которых … (один ствол, покрытый корой)
Кустарники - это растения, у которых … (несколько стволов покрытых корой)
Травы - это растения, у которых … (один или несколько сочных стеблей)
Слайд10
2.Физминутка«Бременские музыканты» Наш ковёр цветочная поляна…
Слайд11
3.- А почему у нас группы получились неодинаковые?
Моё утверждение: травянистых растений на нашей планете больше, чем деревьев и кустарников. Это я так решила или это на самом деле так? Почему?
- Они такие разнообразные травы. А если мы хотим узнать что-то интересное и новое, куда мы отправляемся? (в библиотеку, в интернет ресурсы). У нас на уроке присутствует всем вам известная Зоя Михайловна, заведующая библиотекой. Она очень много знает интересного о растениях ир приготовила для вас сообщения-загадки:
Травянистое растение, которое не может удержать свою крупную ягоду на стебле и поэтому стелется по земле. (Арбуз)
Цветок у этого травянистого растения бывает больше, чем голова взрослого человека, а стебель сочный толстый, мощный. И голову поворачивает за солнышком. (Подсолнух)
Травянистое растение по стеблю, которого можно стучать, из стебля даже воины делали мечи и сражались ими. Корой этот стебель не покрыт, значит - трава. (Бамбук)
Травянистое растение, плоды которого вы очень любите, как любят наши древние предки обезьяны. Стебель этой травы может быть высотой до пяти метров. (Бананы)
- А кто хочет узнать больше – приходите в библиотеку.
Выключитьпроектор
4.- По строению мы разделили, по форме – разделили.
Но я утверждаю, что растения теперь можно разделить на две группы. По какому основанию? А по какому основанию?
А растения, которые растут сами – это дикорастущиерастения.
Делим картинки на доске на две группы, перевешиваем на другие доски: 1 группа свои картинки, 2 группа свои и т. д.
- Опять красота получилась. Но группы опять неравные. Каких больше растений культурных или дикорастущих? Почему? Опять мне так захотелось или? Есть ли на земле растение, которое сделал сам человек?
- Все растения когда-то были дикорастущие, а по потребности человека они стали культурные.
- Запишите в таблицу эту классификацию. Попробуйте разделить растения на две группы по участию человека.
Печатная тетрадь с. 36 №50
Слайд10 (проверка в паре, ответы на доске).
Для чего человеку нужны культурные растения? Учебник с. 88.
Для своего питания: перечисление культурных растений.
5.Чёрный ящик.
Есть культурные растения, которые пришли к нам из-за границы – пришельцы. О них вы узнаете, если откроете чёрный ящик. Найдите рассказ в библиотеке об этом растении, возьмите каждый себе и прочитайте.
Рис.
Рис появился на планете примерно десять тысяч лет назад, когда великие ледники растаяли и оставили за собой огромные болотистые пространства. Родина риса – Азия. Впервые начали выращивать рис на территории Таиланда и Вьетнама. Вначале к рису относились как к экзотической приправе: позволить себе блюдо из риса, привезенного из далекой Азии, мог только богатый человек. Рис использовали для праздничных угощений – десертов и сладостей.
Гречиха
С давнего времени на Руси среди народа бытовала поговорка: «Отец наш родной - хлеб ржаной, а матушка наша – гречневая каша». Родиной гречихи зачастую называют Грецию, что совсем не удивительно: название подходящее. Родиной гречихи является Северная Индия, где ее называют «черным рисом».
Чай
Упоминания о чайном растении относят к самым начальным столетиям нашей эры. Именно тогда из его листьев начали готовить удивительно бодрый напиток. В Индии растёт чай-дерево с мягкими листиками. А в Китае - чай-кустарник с жёсткими листьями.
Картофель.
Родина картофеля – Латинская Америка. Картофель в Латинской Америке почитался как бог и дар богов. В Европе картофель называли земляным яблоком. Начало разведения картофеля в России обычно связывают с именем царя Петра I. Первое время картофель в России, как, впрочем, повсюду, считался диковинным экзотическим овощем. Его подавали как редкое и лакомое блюдо на дворцовых балах и банкетах, и посыпали тогда картофель не солью, а сахаром. В 1995 году картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.
Кукуруза.
Кукуруза (или маис) – самое древнее культурное растение, существующее в мире, возраст которой, составляет 55 тысяч лет! Родиной кукурузы считается - Мексика. Древние народы майя высоко почитали кукурузу и считали даром богов. Плоды кукурузы жарили, варили, изготавливали муку и крупы, стволы и листья использовали как корм для животных, набивали матрасы, изготавливали одежду. В Европе кукуруза появилась благодаря Христофору Колумбу. Он привёз её из своего второго путешествия. Сегодня на планете ежегодно собирается более 400млн. т. зерна кукурузы.
Слайд11
- А ещё у вас на столах стоят растения, какие они? (культурные для красоты).
- А как они называются? Чтобы не ошибиться, берём подсказку «умников». Отправьте по 1 человеку от команды к учителям, и они дадут вам определение и интересный материал об этом растении.
Слайд12
Хамедареяилибамбуковаяпальма
- В нашей классификации осталось ещё одно основание, но о нём мы поговорим на следующем уроке. А сейчас мы подведём итог, рефлексию:
Если на уроке вам было интересно и вы узнали что-то новое на листе классификации поставьте весёлого смайлика
Если на уроке вам было не интересно и вы ничего не узнали нового на листе классификации поставьте грустного смайлика смайлика.
Я благодарю вас за урок, вы сегодня заслуживаете похвалы и отличных оценок, потому что плодотворно поработали дружно и сообща, молодцы.