I.Организационный момент Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! II. Актуализация знаний Орфографическая минутка К…р…ва, , в…р…бей, в…р…на, л…сица, с…л…вьи. Прочитайте слова, записанные на доске. Какое задание можно предложить? Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.. Чем похожи эти слова по написанию? (Во всех словах встречается -оро-, -оло-. Это слова из словаря, написание которых нужно запомнить.) Работа в парах. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Сейчас каждый из вас будет в роли учителя. Внимательно проверьте, если есть ошибки, исправьте их карандашом. Поднимите руку, кто не допустил ошибок. Что общего в этих словах? (Все они одушевлённые). -Вспомните, что такое родственные слова? -Задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?» - Вы кто такие? -Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка-гусеница. - Есть ли в этом рассказе родственники? Почему? IV. Постановка цели урока Сегодня вы узнаете, как по-другому называются родственные слова. V. Изучение нового материала 1)Формирование понятия «корень». Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.- Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте. Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит : «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ход и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Слов без корня не бывает. Корень выделяется значком . Подберите как можно больше новых слов-побегов к этому корню и запишите их в тетрадь. В это время учитель читает стихотворение-подсказку: Жило-было слово «ход» В слове «выход», в слове «вход». В слове «ходики» стучало И в «походе» вдаль шагало. - Итак, какие же слова у вас «выросли» от корня «ход»? 3) Работа по учебнику. а) Упр 84 с. 61 б) чтение правил на с. 61 в) Вопросы: - Что такое корень? - Какие слова называются однокоренными? VI. Физкультминутка (пальчиковая) VII. Закрепление Подбор однокоренных слов Учитель читает стихотворение: Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада Вот ещё посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно гулять в саду словесном. - Подберите к слову сад однокоренные слова и запишите их в тетрадь. Работа по учебнику. Упр.86 с. 62 - устно 3. Лексическая работа. - К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение. Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник. Предложения: Под осиной растут подосиновики. Под берёзой растут подберёзовики. Муравьи живут в муравейнике. Скворцы живут в скворечнике. 4. Игра «Третий лишний» - Посмотрите на экран. Здесь записаны семьи слов. Все ли слова в каждой группе являются однокоренными? 1. Желток, железо, жёлтый 2. Честный, чеснок, чесночный 3. Лес, лестница, лесник 4. Водичка, водитель, водяной VIII. Итог урока - Какие слова называются однокоренными? - Как их называют по-другому? - Как найти корень слова? - Каким значком обозначается? IX. Рефлексия Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за … Я хочу поблагодарить…за… Я могу похвалить себя за… X. Домашнее задание На «4» - Упр. 88 с. 62; правила с. 61 На «5» - Упр.89 с.63; правила |