ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема учебного занятия, класс
Правила пожарной безопасности в образовательном учреждении
Форма учебного занятия
Способ организации учебной деятельности: практическое занятие
Цели занятия
личностные
метапредметные
предметные
Овладеть умениями оценивать ситуации, действовать в чрезвычайной ситуации. Развить интересы и способности учащихся
Формирование у учащихся первичных навыков правил поведения в случае возникновения пожара
Отработка последовательности действий при пожаре (эвакуации из здания).
Задачи занятия
личностные
метапредметные
предметные
Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении правил пожарной безопасности.
Провести рефлексию деятельности после изучения материала и проведение практической пробы.
Систематизировать знания учащихся об основных правилах поведения при эвакуации из здания Организовать работу в группах. Выслушать устные ответы учащихся на заданные загадки.
Организовать пробу, практическое действие, закрепление правил поведения при эвакуации из здания лицея «Синтон» до уровня первичных практических навыков по сигналу ГО и ЧС «Пожарная тревога»
Планируемые результаты
личностные
метапредметные
предметные
Мотивация образовательной деятельности.
Осваивать новые правила и роли, учиться осмысливать чужое и свое поведение
Формирование умений работать в группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свои взгляды. Признавать право другого человека на иное мнение. Предоставить информацию в разных формах (план, схема)
Умение применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованное решение и вырабатывать план действий при пожаре (эвакуации)
Основные понятия
сигнала ГО и ЧС «Пожарная тревога»,
план эвакуации,
«Пожарная тревога» (эвакуации из здания);
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Физика.
Работа в группах.
кейс с карточками для учащихся и задания на тему «Пожар в образовательном учреждении », звуковая запись сигнала ГО и ЧС «Пожарная тревога», карточка «План эвакуации из кабинета №34» (соответствует плану эвакуации 2, 3 этажа лицея «Синтон»), проектор, компьютер, класс с мобильной мебелью, фломастеры, бумага А 2, презентация, стикеры.
Этапы урока
(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)
Деятельность учителя / Используемые технологии
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1-й этап Организационно-мотивационный
Организует проявление интереса.
Задает загадки по противопожарной тематике. Выслушивает ответы, организует обсуждение. Корректирует, поправляет варианты ответов. Организует деятельность по целеполаганию (фиксирует понимание цели и задачи урока)
Добрый день, ребята.
Для того чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки.
Включает презентацию (приложение 1) слайд № 1
- Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит.
- Мала, да зла и чуть свечу,
А как упаду – много горя принесу
- Пламя здесь стеной стоит
Очень страшное на вид.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай.
Молодцы! О чем будет наш урок?
Слушают (записывают). Задают вопросы на уточнение на понимание, обсуждают варианты ответов, представляют и орнаментируют их. защищают свою точку зрения (варианты). Предлагают свои варианты темы урока.
Записывают тему урока
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. Обобщают.
Взаимодействуют с учителем во время беседы, Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Слушать собеседника,отвечаю на загадки строить высказывания. Излагать свое мнение
Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной
Деятельности.
Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания Самостоятельно исправлять ошибки
2-й этап Творческое применение и добывание знаний
Организует деятельность в группах. Поясняет основные цели и задачи, правила работы, используя раздаточный материал. Задает вопросы на уточнение и понимание. Согласовывает регламент работы. Осуществляет корректировку деятельности групп. Осуществляет хронометраж. Организует представление результатов и их защиту.
В экстремальной ситуации человек, тем более ребенок, может запаниковать, потерять способность логически мыслить. Он начинает допускать ошибки, поступает не так, как надо, и в итоге подвергает свою жизнь дополнительному риску. Что необходимо делать в такой ситуации? Сейчас вам предстоит работа в тех группах, в которых вы находитесь. Выберите лидера группы, который руководить вашей деятельностью.
Включает презентацию (приложение 1) слайд № 3 «План эвакуации» 2, 3 этажа лицея «Синтона»
Раздает материал (приложение 2).
- Составьте из этих картинок алгоритм действий, которые выражают ваше поведение, при возникновении чрезвычайной ситуации алгоритм действий по сигналу «Пожарная тревога».
Слушают, записывают. Знакомятся с заданием. Для групп задают вопросы на уточнение и понимание.
Готовят выступления.
Группе выдается ватман и маркеры, получают картинки, они должны выложить алгоритм на ватмане А2.
Классифицируют, устанавливают последовательность. Устанавливают причинно- следственные связи
Организует работу в группах по выполнению заданий. В группах учащиеся составляют план действий в виде плана- схемы, выносят его на обсуждение класса.
Понимать позицию другого, излагать свое мнение. Преодолевать конфликты, договариваться. Самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы
Представляют и защищают свою позицию (точку зрения) в том числе проект
Умение планировать алгоритм выполнения задания.
Умение слушать и понимать друг друга, оценивать по критериям.
Высказывать свою точку зрения в ходе социализации.
Умение передавать содержание в виде алгоритма.
3-й этап Представление результатов работы
Раскладывают правильный алгоритм на листе ватмана. Один учащийся из группы выходит к доске и защищает выполненную работу своей группы.
Представляют и обосновывают выбор наиболее правильного ответа.
Остальные группы слушают, сопоставляют со своими работами и задают вопросы.
3.1. Практическая проба.
Организует деятельность учащихся по сигналу «Пожарная тревога».
Обеспечивает безопасное сопровождение эвакуации. Организует наблюдение за действием учащихся при эвакуации., корректирует действие, отвечает на вопросы.
Задает вопросы на уточнение и понимание. Организует деятельность учителя по сигналу «Пожарная тревога»
(Звучит сигнал)
Включает презентацию (приложение 1) слайд №13
Внимание! Внимание! Пожарная тревога!
Всем покинуть здание
Учитель дает команды:
- Сохраняйте спокойствие. Всем встать. Одеть ватно-марлевую повязку (защитить органы дыхания).
С правого стола по одному выйти из класса.
Построиться в коридоре в колонну по одному у кабинета 33, направляющий учащийся (ФИО).
Я закрою окна, выключу свет, плотно закрою дверь. И выйду к вам.
Учитель с классным журналом следует за последним эвакуируемым учащимся. Учитель открывает кабинет 33 и дает команду: направляющийся (ФИ) двигается через кабинет 33. В колонне по одному осуществляем эвакуацию через пожарную дверь в кабинете 33. На улице построение в колонну по два по направлению спортивной площадки.
Переход на спортивную площадку, место построения и проверка учащихся.
После переклички учитель должен сообщить администрации лицея о наличии учащихся в классе.
Слушают. Задают вопросы на уточнение, Смотрят презентацию, рассказывают свои ошибки в алгоритме и раскладывают правильный алгоритм на листе ватмана.
Смотрят презентацию, рассказывают свои ошибки в алгоритме и раскладывают правильный алгоритм, сравнивают. представляют информацию в виде план- схемы.
проявляют свою позицию в ответах, обсуждают, анализируют и согласовывают, принимают единый алгоритм деятельности по сигналу «Пожарная безопасность».
Корректируют свое мнение. Вырабатывают единое решение
Слушают. Рассказывают свои ошибки в алгоритме и раскладывают правильный алгоритм.
Как осознанную деятельность обеспечивающая безопасность коллективного и индивидуального выживания.
Один учащийся из группы выходит к доске и защищает выполненную работу своей группы.
Остальные группы слушают, сопоставляют со своими работами и задают вопрос
Представляют и обосновывают выбор наиболее правильного ответа.
Выдвигают версии. С сверяются со своими работами с другими группами. Приходят к единому решению.
Формирование самооценки и взаимооценки через организацию работы в группе, отработки практических действий учащихся при эвакуации. Анализ, сравнение, обобщение. Выполнение действий по алгоритму. Осознание ответственности за общее дело.
4-й этап Рефлексия
Предлагает листы рефлексии /
Организует процесс индивидуальной самооценки прожитого совместной деятельности на уроке.
Закончите предложения, как можно сохранить свою жизнь во время пожара в здании и эвакуации из него по сигналу «Пожарная тревога».
Учитель вывешивает на доску плакаты с предложениями:
Надо мне уметь…
Надо мне знать…
Надо мне действовать…
Ученикам выдаются стикеры, где учащиеся должны написать свой ответ и приклеить на выбранный плакат.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Выполняют задания на листах и вывешивают их на доске. Задают вопросы на уточнение, проявляют свою позицию в ответах
Надо мне уметь…
- предвидеть и распознавать пожарную опасность и, по возможности, избегать ее.
Надо мне знать…
- об окружающих нас пожароопасных ситуациях и собственных возможностях.
Надо мне действовать…
- грамотно, решительно, без паники
Выражение своих мыслей. Формулирование и аргументация своего мнения
Контроль и оценка и результатов деятельности
Заполняют листы рефлексии