Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. Урок по теме "ПОЖАР"»
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема: «Пожар!»
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
- Познакомить учащихся с основными правилами противопожарной безопасности.
Задачи:
- Познакомить с причинами возникновения пожара.
- Выявить меры соблюдения предосторожности во избежание пожароопасных ситуаций.
- Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
- Воспитывать дисциплинированность, стремление сохранить свое здоровье, имущество, желание беспокоиться о жизни и здоровье окружающих
Оборудование: учебник: А.А.Плешаков – Окружающий мир 2 кл. 2 ч., презентация, сигнальные карточки, листы с заданиями.
Формы работы: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинается урок.
А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, Только лишь оценку "5"!
Актуализация знаний.
-Ребята, помогите мне составить слово из букв русского алфавита (из букв русского алфавита складывают слово «безопасность»)
- Что такое безопасность? (ответы детей)
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Домашние опасности)
- Какие же дома опасности подстерегают человека?
Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать, чтобы не пришла беда. (Опрос по слайдам)
- Какую опасность представляет окно и балкон?
- Как нужно обращаться с электроприборами?
- Какую опасность несут острые предметы?
- Какую опасность несут лекарственные средства?
- Средства парфюмерии и бытовой химии?
3. Постановка темы и цели урока.
-Сегодня мы продолжим о том, какие еще опасности подстерегают нас дома.
- Разгадайте в группах кроссворд и определите тему урока (работа в группах).
1
2
3
4
5
1. Дремлют в домике девчонки –
Красные шапчонки. (Спички)
2. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без звуков, а кусает. (Огонь)
3. В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)
4. Таять может, да не лед,
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
5. Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (Труба)
-Какое слово у нас получилось? (Пожар)
-О чем же мы будем говорить на уроке? (О пожаре)
-Давайте поставим цели на урок.
4. Работа над новым материалом.
- С незапамятных времён человек научился добывать огонь. Огонь может быть другом человека, а может стать его врагом.
- Как вы считаете, огонь – наш друг, или огонь – наш враг? (ответы детей).
- Итак, возникла проблема: огонь – наш друг, или огонь – наш враг?
- Я предлагаю девочкам доказать нам гипотезу – Огонь друг!
- А мальчикам – Огонь враг!
(Раздаю листы с надписями «Огонь друг», «Огонь враг» и дети с помощью условных знаков и схем указывают свои доказательства)
Выступление групп.
Выводы по слайдам.
- Так почему огонь из друга может превратиться во врага? (Люди забывают о правилах безопасного обращения с огнём).
5. Работа по учебнику.
- Как вы думаете, что такое пожар?
- Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека. - Поднимите руки те, кто был свидетелем пожара? Какие чувства вы испытали? (Страх, растерянность, ужас).
Работа по учебнику с.22-23
- Однажды Серёжа и его папа тоже стали очевидцами пожара. - Пожар – одно из самых страшных и опасных бедствий.
Читаем текст и соотносим его с рисунком на стр.22.
- Как вы думаете - из-за чего возник пожар? Найдите в тексте ответ.
Выполните задание в рабочей тетради.
№1 (стр.13-14). Что надо сделать?
Самостоятельное выполнение.
- Ребята, давайте обсудим причины, по которым может возникнуть пожар.
Физкультминутка
6. Закрепление.
- А если пожар все-таки возник? - Прочитайте текст на с. 24 в учебнике и отметьте карандашом только те фразы, которые нам сообщают о том, как мы должны поступить. - Знает каждый гражданин, пожарный номер …(хором) 01.
- А по сотовому телефону вызвать пожарных можно – 112.
- Но как правильно вызвать пожарных по телефону, если вы увидели пожар?
(Слайд с памяткой) - Давайте потренируемся. Все знают адрес дома, в котором вы живете?
(Ребёнок берет игрушечный телефон, имитирует звонок, сообщая свои данные: ФИО, адрес, что горит)
- Мы позвонили по номеру 01. Кто к нам приедет?
- Пожарные тушат пожары. Они бесстрашно пробираются в горящие здания и спасают людей. У пожарных есть помощники, с помощью которых они тушат пожар. (Слайд)
-Рассмотрите предметы, изображенные в учебнике на с. 24, подумайте и расскажите, для чего они нужны. Знакомство со средствами защиты (пожарный шланг, огнетушитель, ремень, каска, перчатки, маска на лицо…)
- Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идёт в огонь.
- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Чаще в пожарах гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, то опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком. Ведь внизу меньше дым.
- Как ещё можно защититься от дыма? (Показ слайда)
7. Работа с текстом. (Выполняют в парах).
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнём. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра. Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонёк лизнул сухую ветку, зажёг и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползёт в небо. Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосёнок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдёт, пока снова вырастет живой лес.
Задания.
Придумайте название
Определите тему текста.
Составьте план.
Объясните, почему лес – наше богатство; дополните текст своими призывами и советами о бережном отношении к лесу.
Вывод: пожар легче предотвратить, чем затушить.
Запомните правила на с.23 учебника и расскажи другим.
7. Итог урока (рефлексия деятельности)
- О чем мы говорили на уроке?
- Чем опасен пожар?
- Как вы думаете, выполнили ли мы задачи, которые ставили в начале урока?
- Сегодня на уроке я узнал...
- Я понял, что…
- Я похвалил бы себя за ...
- Какой момент урока мне больше всего запомнился……
- Где и когда могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
- Объясните пословицу на слайде: «Водой пожар тушат, а умом - предотвращают» (Ответы детей). 8. Домашнее задание