Белаева Э.Г.
Учитель начальных классов гимназии №1 им. Ризы Фахретдина
г. Альметьевск. РТ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (PBL)
Педагогические цели: создать условия для воспитания у детей бережного отношения к живой природе; содействовать ознакомлению с правилами поведения в лесу.
Планируемые результаты:
Предметные: выполняют правила поведения в природе; дают оценку влиянию деятельности человека на природу; определяют причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения; делают элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвуют в мероприятиях по охране природы; рассказывают о влиянии деятельности человека на живую природу.
Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; внимательно и бережно относятся к природе родного края, помогают малышам узнать, как беречь природу.
Метапредметные :
Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение; делают выводы.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий, понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, прислушиваются к мнению других, договариваются и приходят в общему решению.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в природе и бережному отношению к ним.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир: 2 класс», авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
1.Эмоциональный настрой к уроку. Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на урок.
-Ребята, все встали, улыбнулись партнерам своей команды. Я всем желаю хорошего настроения для получения новых знаний.(Обучающиеся сидят группами, они улыбаются друг другу, дают «пять» партнерам по плечу)
2.Актуализация опорных знаний.
-Ребята, а теперь попробуйте отгадать загадку.
Здесь всегда полно чудес,
Здесь деревья до небес,
Птички весело поют.
Звери разные живут.
В чаще волка встретить можно-
Там гуляйте осторожно.
Куда ведёт нас интерес?
Совершим поход мы в….. (лес)
-Наверное, вы догадались, какая же тема сегодняшнего урока?
-Тема нашего урока «Берегите лес». (Слайд №1)Мы сегоднябудем говоритьо значении леса в жизни человека, и о бережном отношениик лесным богатствам.
-Молодцы, ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите ли лес? (Да). А вы часто бываете в лесу? Ребята, что же такое лес?Дети отвечают, говорят разные варианты.(Это место, где растут деревья, кусты, цветы, живут звери, птицы. Это-часть природы. Лес похож на парк, но там деревья сами выросли.)
3. Постановка проблемы перед детьми.
-Ребята, хотите ли вы сейчас побывать в лесу?(Да.)
-Давайте мысленно перенесемся в лес.Для этого закроем глазки, представим себе лес.
Дети закрывают глаза и слушают «Звуки природы». В это время перед детьми открывается картина, где лес завален мусором, лежат обгоревшие деревья и т.д. (СЛАЙД №2)
-Ребята, теперь откройте глаза.
-Посмотрите на картину, такой ли вы лес представили?(Дети смотрят удивленно.Нет!)
- Вам нравится, как выглядит этот лес? (Нет!)
-Ребята, а этот лес- наш, Альметьевский, это фото мне дал наш учитель первого класса МиляушаРасимовна. Они ходили с детьми на экскурсию и увидели такую картину и сфотографировали. Учительница попросила вас, ребята, чтобы вы сделали буклеты, презентацию для первоклассников, чтобы такое не повторялось, чтобы вы научили их беречь леса.
-Ребята, поможем учителю. (Да!)
4. Анализ проблемы и переоценка, указание путей решения.Почему этот лес печальный? Как ему помочь стать снова веселым? Как беречь леса?
-Попробуем решить эту проблему. Попробуем заполнить таблицуFILA. (Таблица FILA включает в себя основные аспекты обучения для достижения поставленных задач.)У каждой команды на столах лежат эти таблицы. Дети должны заполнить эти таблицы на уроке.
Факты
Идеи
(Гипотезы)
Обучающие вопросы
План действий
Для заполнения таблицы используется обучающая структура РАУНД РОБИН.Начиная с первого участника команды, дети по кругу говорят свое мнение, секретари будут записывать мнение участников группы.
-В первой части таблицы записываем то, что вы видите на слайде или другими словами–факты. Дети записывают. Получается в первой графе такая запись.
1.Факты:
- Есть фотография нашего леса.
- Лежат поваленные деревья.
- Все черное.
- Нет листьев.
- Нет зверей и птиц.
- Лес некрасивый.
- Нет цветов.
- Нет бабочек.
После определенноговременизаписи проверяются. Каждая командачитает свои версии. Другие группы дополнительно записываютте факты, которых нет у них в таблице.
2.- Перейдем, ребята, ко второй графе таблицы.
-Во второй части пишете свои идеи, что же могло произойти с этим лесом?Что же мы можем делать? (Дети пишут свои предположения)
-Сначала определим, что же мог произойти с лесом. (Дети в командах заполняют свои таблицы)
- Был пожар.
- Ударила молния.
- Был ураган.
- Взрослые оставили окурки и лес горел.
- Рубили лес.
- Оставили костер.и т.д.
Затем дети пишут, что же они могут делать, чтобыэтого не произошло, как в фотографии.(Обучающая структураРАУНДРОБИН) Дети записывают в определенное время, затемработапроверяется. Команды вслух читают.
Предполагаемые ответы детей:
-Расскажем первоклассникам о пользе леса.
-Расскажем, каким должен быть красивый лес.(Должны петь птицы, должны растияркие цветы, бегать звери,летать красивые бабочки)
- Выпустим памятки, как беречь лес.
-Можем сделать презентацию.
-Напишем табличку «Берегите лес».
-Расскажем о правилах поведения.
3. -А теперь, ребята, перейдем к третьей графе. Можем ли мы сегодня рассказать первоклассникам, знаем ли мы ещё? Давайте запишем вопросы , на которых мы ещё не знаем ответа.
Здесь дети записывают всевозможные вопросы, на которых они пока не знают ответа. Также каждая команда читает свои вопросы, другие дополняют свои записи.
-Мы не знаем, как сажать деревья.
-Не знаем, как разводить животных.
-Что делать, чтобы привлекать птиц.
- Не знаем ещёвсе правила поведения в лесу.
4.-Ребята, перейдем к последней графе таблицы. Составим план действий, как же мы будем узнавать ответы на наши вопросы.Что же мы будем делать, как поможем первоклассникам понять, как беречь лес. Поставим сроки. Дети в группах пишут план действий. Получается примерно такая запись. Каждый участник в команде получает задание, чтобы они могли выступить на следующем уроке.
-1 участники читают в энциклопедии о животных.(к следующему уроку)
-2 участники спрашивают у своих родителей, как сажать деревья.(к следующему уроку)
-3 участники узнают, как делается табличка для леса. (Могут вместе с родителями делать эту табличку.)
-4 участники узнают по интернету.(к следующему уроку)
-Будем читать по учебнику.(сегодня на уроке)
-Будем сегодня повторять на уроке.
Затем каждая группа читает свою запись.
- Да, ребята, записали правильно. На некоторые вопросымы сегодня сможем ответить. А теперь повторим,что же мызнаем о лесах?
5.Повторение и обобщение ранее изученного материала.
- Чтобы беречь леса, необходимо обладать большой информацией о них.Давайте вспомним, что же мы знаем о лесе?
Проводится обучающая структура Инсайт-Аутсайдсёкл.Дети образуют внешний и внутренний круг. Смотрят друг на друга, улыбаются. Обсуждают друг с другом.Затем говорят вслух.
Задаются вопросы:
1.Какие растения бывают в лесу? Отвечают партнеры А.
2.Какую пользу приносит лес человеку? Отвечает партнер Б.
-Помните, ребята, что мы в лесу только гости. А в гостях нужно соблюдать определенные правила.
3.-Попробуйте перечислить правила поведения в лесу. Отвечают партнеры А.
- Садитесь, ребята. Мы перечислили правила поведения в лесу.
-А теперь прочитаем правила, которые предлагают нам авторы учебника на стр. 51.
Ребята, запомните эти правила и старайтесь их применять.Эти правила помогут вам делать буклеты для первоклассников.
6.Рефлексия.
-Мы с вами говорили о том, что нужно беречь лес. А от кого или от чего нужно беречь его? Это сейчас мы выясним. Структура КОНЭРС. Дети будут собираться в углы. Кто считает, что человек наносит больший вред природе, становится в этот угол, а кто считает, что природа сама себе может наносить ущерб, становится в другой угол. Дается время для обдумывания.
Дети идут в свои углы, находят себе партнера, обсуждают по очереди.
-Ребята, оказывается, природа и сама тоже может наносить вред, поэтому людям не надо становиться врагами леса, нам нужно сберечь это богатство.
7. Итог урока.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали, что запомнили. Как мы придем к первоклассникам, что им скажем?
-Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса. Сегодня каждая команда работала очень хорошо.
Берегите русский лес
Он источник всех чудес! (СЛАЙД №3)
-Вы себе задания записали, дома еще раз прочитаете материал по учебнику, а на следующем уроке сделаем памятки или буклеты первоклассникам. Оценки получим на следующем уроке.
Урок окончен. Всем спасибо.
Литература.
1.Учебник по окружающему миру по УМК «Планета знаний», авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.Издательство «Астрель», 2012 год.
2.Поурочное планирование. Окружающий мир.2 класс. Система уроков. Под редакцией Г.Г.Ивченковой. Издательство «Учитель», 2014год.
3.Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. Москва, «Просвещение», 2009год
4.Основная образовательная программа начального общего образования гимназии №1 им. Р.Фахретдина.