kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру на тему"Из истории нашей родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ctrl/Cmd+V 

Тема. Из истории нашей Родины.

Цель: формировать у учащихся образное представление и первоначальное понятие о наших предках - восточных славянах, их расселение, жизни, о первых русских князьях, развивать историческое мышление; умение работать с картой, учебником; воспитывать интерес к прошлому наших предков, чувство уважения.

Оборудование: слайды, карта «Древнерусское государство в IX-XII в.», карточки со словами, рабочая тетрадь «Окружающий мир».

Ход урока.

I.  Организационный момент.

1) - Сегодня у нас гости. Поприветствуйте гостей приветливой улыбкой. Подарите                                                                                                                  улыбку друг другу. А теперь посмотрите на меня. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Думаю, и урок наш сегодня пройдёт интересно, слаженно, с пользой для всех.

2) - А начнём наш урок стихотворением Жуковского Вас. Анд.

Страна, где мы впервые Открыли для себя,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая!

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

3) - Ребята, Родина! Что это значит для вас?

II. Проверка домашнего задания.

  1. Мини-сочинения о Родине.
  2. - Подберите синонимы к слову Родина.

        (Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна)

  • Все эти слова похожи по своему значению.
  • А что они обозначают? (Они обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья)
  • А в какой мы стране живём? (Россия)
  • А малая наша Родина? (Мордовия)

 

3) - Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой, как она сейчас? (Конечно, нет!)

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам мысленно побывать в далёком прошлом, когда наша родина называлась Древней Русью, тема нашего урока «Из истории нашей Родины».

План урока.

  1. Путешествие в прошлое.
  2. Летописи.
  3. «Повесть временных лет».
  4. Люди, жившие у воды.
  5. Путь «из варяг в греки».
  6. Первые русские князья.

III. Для изучения истории нашей Родины важное значение имеют различные документы: грамоты, договоры, письма, летописи, исторические повести. Все эти документы появились в глубокой древности, уже тогда, когда люди изобрели материал для письма и стали записывать различные события.

- А знаете ли вы, какой материал использовали для письма в Древней Руси?

Материалом для письма была кора берёзы, которую снимали со ствола ровной

полосой, варили в солёной воде и клали под пресс. Материал назывался береста.

Писали на бересте металлической палочкой «писалом».

Береста был недорогой материал.

Кроме бересты был ещё очень дорогой материал для письма из выделанной

телячьей, козлиной, бараньей или свиной кожи - пергамент. Писали на

пергаменте - гусиным пером.

Поэтому первые книги на Руси были рукописными. Их называли летописями. В

них записывались все события, случавшиеся за лето в далёком прошлом.

Словом «лето» в Руси называли год. События за год.

Составители этих летописей были монахи-летописцы.

Монах - это человек, который уходил от людской жизни и давал обещание

посвятить свою жизнь молитвам.

Первую русскую летопись написал монах Нестор. Летопись называлась

«Повесть временных лет». В ней автор рассказал о событиях, которые

происходили на Руси до XII в.

Писали рукописи и хранили в монастырях. Их мощные каменные стены лучше

всего предохраняли от пожаров, которые часто свершались в те времена.

Летописание велось по велению князя (правитель в Древней Руси) и считалось

важным государственным делом.

 

IV. В своей летописи монах Нестор сообщает нам о предках русских людей - о
славянах.

- А как жили славяне?

  1. Жили славяне племенами - большими объединениями людей. Поселение строилось на высоком берегу реки. Для защиты от врагов поселение огораживали со всех сторон высоким забором. Перед забором обычно выкапывали ещё глубокие и широкие канавы.
  2. Селились славяне по берегам рек.

- Как вы думаете, почему?

3) Работа с картой.

- Где расселились славяне?

В центре по течению реки Днепр жили поляне, к северу - северяне, на западе -древляне (в районе лесов). Между Припятью и Западной Двиной - дреговичи (дрегва - болото). Южнее полян - уличи. Вокруг озера Иммень - словене. Все эти племена входили в группу восточных славян.

4) В древности, река Днепр, называлась Славутич, от этого слова и произошло
название «славяне».

Славутич - это «люди, живущие у воды».

- Кто же был во главе каждого племени?

  1. Во главе каждого племени стоял вождь - старый и мудрый человек, которого все уважали. Все важные вопросы решались на общем собрании вече. Вече выбирало и вождя. Поэтому в те времена славян называли ещё вечевым народом. На таком собрании любой человек мог пожаловаться, высказать свою обиду.
  2. Рубрика «Обратите внимание».

с. 54 учебник «Окружающий мир» 2 класс.

Физкультминутка.

V. По Днепру, вокруг которого расселялись славяне проходил знаменитый в
древности торговый путь «из варяг в греки».

- А знаете ли вы, кто такие варяги, греки?

 

Варягами на Руси называли племена с побережий и островов Балтийского моря. Варяги часто приходили на славянские земли, то как купцы, то как воины-наёмники, то как разбойники.

Греки - жители Византии, главный город который - Константинополь - был центром торговли между Западом и Востоком, Севером и Югом.

- Посмотрите на карту.

От холодного Балтийского моря, которое тогда называлось Варяжским, переходя

из одной реки в другую, кое-где перетаскивая ладьи-лодки по сухому месту

волоком добирались купцы до Днепра.

Дальше шёл водный путь по Днепру до Киева. Весной в Киеве собирался

большой караван людей и с началом половодья отправлялся в путь. Везли то, что

больше всего ценилось в Византии - русские меха, зерно, мёд, воск. У варяжских

купцов одним из важнейших товаров был янтарь-камень.

Караван сопровождала сильная охрана, потому что впереди было немало

опасностей. В нижнем течении Днепр перерезают каменистые преграды в реке, и

приходилось лодки-ладьи вытаскивать на берег и вновь волочить их. Вот

здесь-то и поджидали путников грабители.

Преодолев каменные преграды, караван выходил в Чёрное море и плыл в

Константинополь (ныне Стамбул).

VI. 1) В те времена это занятие было опасным, потому надёжней было установить контроль над торговыми путями. А для этого нужен был князь с сильной дружиной.

Но князья славянских племён никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был справедливым и умным».

Обратились славяне за помощью к варягам. Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью. Видя счастье варягов и желая такого же своей родине славянские старики отправили послов к этому храброму народу просить у него князей управлять ими. Послы сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Варяги отозвались на просьбу.

Первым князем стал Рюрик. Он привёл своё войско в Новгород и стал там княжить. С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик.

2) Когда Рюрик умер, его сыну Игорю было только два года. И тогда князем стал его родственник Олег.

Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много разных земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города или крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.

Живёт в народе предание о смерти Олега, (с. 55)

В народной памяти Олег остался не только храбрым, но вещим князем

 

(предвидящий будущее), мудрым и хитрым.

3) После смерти Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика.

Отличался этот князь своей жадностью. Собирал он дань (плата) с побеждённого народа - племени древлян. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.

V.  1. Картинная галерея «Первые варяжские князья» Художник И.С. Глазунов.

- Какими представились вам варяжские князья? (сильными, умными, храбрыми, мудрыми)

2. Рабочая тетрадь с. 36 №63

VI.  1. Правление княгини Ольги, (с. 57)

2. - Как же Ольга отомстила за смерть мужа?

VII. Всю свою деятельность первые князья подчинили задачам укрепления своей
власти и первенства Руси на торговых путях.

VIII.  Итог Урока.

Свои знания проверим, заполнив кроссворд.

  1. Назовите автора летописи «Повесть временных лет». (Нестор)
  2. Как жили славяне? (племенами)
  3. Князь, отправившийся в землю древлян за данью и отличавшийся жадностью? (Игорь)
  4. Варяжский князь правивший после смерти Рюрика. (Олег)
  5. Люди, живущие у воды, (славяне)
  6. Как называется общее собрание славян, на котором решались все важные вопросы? (вече)
  7. Первый русский князь, приглашённый славянами управлять ими и контролировать торговый путь «из варяг в греки». (Рюрик)
  8. За что была сердита на древлян Ольга?

IX.  Самооценка: «Я всё понял», «Не очень», «Совсем ничего не понял».

X. На дом: составить рассказ «Что я узнал о славянах».

" с. 54-57.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему"Из истории нашей родины"»

Тема. Из истории нашей Родины.

Цель: формировать у учащихся образное представление и первоначальное понятие о наших предках - восточных славянах, их расселение, жизни, о первых русских князьях, развивать историческое мышление; умение работать с картой, учебником; воспитывать интерес к прошлому наших предков, чувство уважения.

Оборудование: слайды, карта «Древнерусское государство в IX-XII в.», карточки со словами, рабочая тетрадь «Окружающий мир».

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) - Сегодня у нас гости. Поприветствуйте гостей приветливой улыбкой. Подарите улыбку друг другу. А теперь посмотрите на меня. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Думаю, и урок наш сегодня пройдёт интересно, слаженно, с пользой для всех.

2) - А начнём наш урок стихотворением Жуковского Вас. Анд.

Страна, где мы впервые Открыли для себя,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая!

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

3) - Ребята, Родина! Что это значит для вас?

II. Проверка домашнего задания.

  1. Мини-сочинения о Родине.

  2. - Подберите синонимы к слову Родина.

(Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна)


  • Все эти слова похожи по своему значению.

  • А что они обозначают? (Они обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья)

  • А в какой мы стране живём? (Россия)

  • А малая наша Родина? (Мордовия)

3) - Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой, как она сейчас? (Конечно, нет!)

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам мысленно побывать в далёком прошлом, когда наша родина называлась Древней Русью, тема нашего урока «Из истории нашей Родины».

План урока.

  1. Путешествие в прошлое.

  2. Летописи.

  3. «Повесть временных лет».

  4. Люди, жившие у воды.

  5. Путь «из варяг в греки».

  6. Первые русские князья.

III. Для изучения истории нашей Родины важное значение имеют различные документы: грамоты, договоры, письма, летописи, исторические повести. Все эти документы появились в глубокой древности, уже тогда, когда люди изобрели материал для письма и стали записывать различные события.

- А знаете ли вы, какой материал использовали для письма в Древней Руси?

Материалом для письма была кора берёзы, которую снимали со ствола ровной

полосой, варили в солёной воде и клали под пресс. Материал назывался береста.

Писали на бересте металлической палочкой «писалом».

Береста был недорогой материал.

Кроме бересты был ещё очень дорогой материал для письма из выделанной

телячьей, козлиной, бараньей или свиной кожи - пергамент. Писали на

пергаменте - гусиным пером.

Поэтому первые книги на Руси были рукописными. Их называли летописями. В

них записывались все события, случавшиеся за лето в далёком прошлом.

Словом «лето» в Руси называли год. События за год.

Составители этих летописей были монахи-летописцы.

Монах - это человек, который уходил от людской жизни и давал обещание

посвятить свою жизнь молитвам.

Первую русскую летопись написал монах Нестор. Летопись называлась

«Повесть временных лет». В ней автор рассказал о событиях, которые

происходили на Руси до XII в.

Писали рукописи и хранили в монастырях. Их мощные каменные стены лучше

всего предохраняли от пожаров, которые часто свершались в те времена.

Летописание велось по велению князя (правитель в Древней Руси) и считалось

важным государственным делом.

IV. В своей летописи монах Нестор сообщает нам о предках русских людей - о
славянах.

- А как жили славяне?

  1. Жили славяне племенами - большими объединениями людей. Поселение строилось на высоком берегу реки. Для защиты от врагов поселение огораживали со всех сторон высоким забором. Перед забором обычно выкапывали ещё глубокие и широкие канавы.

  2. Селились славяне по берегам рек.

- Как вы думаете, почему?

3) Работа с картой.

- Где расселились славяне?

В центре по течению реки Днепр жили поляне, к северу - северяне, на западе -древляне (в районе лесов). Между Припятью и Западной Двиной - дреговичи (дрегва - болото). Южнее полян - уличи. Вокруг озера Иммень - словене. Все эти племена входили в группу восточных славян.

4) В древности, река Днепр, называлась Славутич, от этого слова и произошло
название «славяне».

Славутич - это «люди, живущие у воды».

- Кто же был во главе каждого племени?

  1. Во главе каждого племени стоял вождь - старый и мудрый человек, которого все уважали. Все важные вопросы решались на общем собрании вече. Вече выбирало и вождя. Поэтому в те времена славян называли ещё вечевым народом. На таком собрании любой человек мог пожаловаться, высказать свою обиду.

  2. Рубрика «Обратите внимание».

с. 54 учебник «Окружающий мир» 2 класс.

Физкультминутка.

V. По Днепру, вокруг которого расселялись славяне проходил знаменитый в
древности торговый путь «из варяг в греки».

- А знаете ли вы, кто такие варяги, греки?

Варягами на Руси называли племена с побережий и островов Балтийского моря. Варяги часто приходили на славянские земли, то как купцы, то как воины-наёмники, то как разбойники.

Греки - жители Византии, главный город который - Константинополь - был центром торговли между Западом и Востоком, Севером и Югом.

- Посмотрите на карту.

От холодного Балтийского моря, которое тогда называлось Варяжским, переходя

из одной реки в другую, кое-где перетаскивая ладьи-лодки по сухому месту

волоком добирались купцы до Днепра.

Дальше шёл водный путь по Днепру до Киева. Весной в Киеве собирался

большой караван людей и с началом половодья отправлялся в путь. Везли то, что

больше всего ценилось в Византии - русские меха, зерно, мёд, воск. У варяжских

купцов одним из важнейших товаров был янтарь-камень.

Караван сопровождала сильная охрана, потому что впереди было немало

опасностей. В нижнем течении Днепр перерезают каменистые преграды в реке, и

приходилось лодки-ладьи вытаскивать на берег и вновь волочить их. Вот

здесь-то и поджидали путников грабители.

Преодолев каменные преграды, караван выходил в Чёрное море и плыл в

Константинополь (ныне Стамбул).

VI. 1) В те времена это занятие было опасным, потому надёжней было установить контроль над торговыми путями. А для этого нужен был князь с сильной дружиной.

Но князья славянских племён никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был справедливым и умным».

Обратились славяне за помощью к варягам. Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью. Видя счастье варягов и желая такого же своей родине славянские старики отправили послов к этому храброму народу просить у него князей управлять ими. Послы сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Варяги отозвались на просьбу.

Первым князем стал Рюрик. Он привёл своё войско в Новгород и стал там княжить. С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик.

2) Когда Рюрик умер, его сыну Игорю было только два года. И тогда князем стал его родственник Олег.

Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много разных земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города или крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.

Живёт в народе предание о смерти Олега, (с. 55)

В народной памяти Олег остался не только храбрым, но вещим князем

(предвидящий будущее), мудрым и хитрым.

3) После смерти Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика.

Отличался этот князь своей жадностью. Собирал он дань (плата) с побеждённого народа - племени древлян. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.

V. 1. Картинная галерея «Первые варяжские князья» Художник И.С. Глазунов.

- Какими представились вам варяжские князья? (сильными, умными, храбрыми, мудрыми)

2. Рабочая тетрадь с. 36 №63

VI. 1. Правление княгини Ольги, (с. 57)

2. - Как же Ольга отомстила за смерть мужа?

VII. Всю свою деятельность первые князья подчинили задачам укрепления своей
власти и первенства Руси на торговых путях.

VIII. Итог Урока.

Свои знания проверим, заполнив кроссворд.

  1. Назовите автора летописи «Повесть временных лет». (Нестор)

  2. Как жили славяне? (племенами)

  3. Князь, отправившийся в землю древлян за данью и отличавшийся жадностью? (Игорь)

  4. Варяжский князь правивший после смерти Рюрика. (Олег)

  5. Люди, живущие у воды, (славяне)

  6. Как называется общее собрание славян, на котором решались все важные вопросы? (вече)

  7. Первый русский князь, приглашённый славянами управлять ими и контролировать торговый путь «из варяг в греки». (Рюрик)

  8. За что была сердита на древлян Ольга?

IX. Самооценка: «Я всё понял», «Не очень», «Совсем ничего не понял».

X. На дом: составить рассказ «Что я узнал о славянах».

" с. 54-57.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по окружающему миру на тему"Из истории нашей родины"

Автор: Блохова Лариса Борисовна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290644


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства