Тип урока: урок усвоения новых знаний по учебнику Плешакова А.А.
Цели урока: Узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
Развивать кругозор детей;
Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для игры «Крестики-нолики», цветные карандаши, разрезные карточки с пословицей.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Сегодня мы начинаем 2 часть учебника «Окружающий мир».
2. Сообщение темы и цели урока.
-На уроке мы поговорим о правилах поведения в различных ситуациях, происходящих с нами в повседневной жизни.
- Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
-Соберите рассыпавшуюся пословицу:
Мой дом – моя крепость.
-Как вы её понимаете? (Ответы детей)
-Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
- Как вы думаете, о чём же пойдёт речь в 1 разделе нашего учебника? ( О нашей безопасности)
- Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе, и что может произойти, если не соблюдать правила поведения и безопасности в помещении вы узнаете на сегодняшнем уроке.
3. Проверка домашнего задания.
- Чтобы узнать 1 опасность, выполним тест на знание изученного материала.
4. Работа над новой темой.
-Проверяем, если вы правильно выполнили задание у вас должно получиться слово:
Огонь
- Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)
- С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.
- Кто из вас не знает стихотворения С.Маршака «Кошкин дом». Напомните, как оно начинается.
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила…
-Почему кошка так отреагировала на пожар?
-Вспомните, от чего загорелся кошкин дом? ( Ответы детей)
- Прочтите слова В. Маяковского:
Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам.
- Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)
- Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали:
-неисправность электрических приборов;
-забывчивость;
-искра из печи, камина;
-легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)
-игры со спичками;
-керосин, бензин, газ.
Самые главные виновники пожаров – люди.
-Прочитайте текст на стр. 4-5 и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время пожара.
- Какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)
- В какую службу можно обратиться за помощью?
-Читаем и запоминаем. (Со слайда)
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 01.
Игра «Крестики-нолики»
- Отметьте красным цветом причины опасности в квартире, в окружающей среде.
(Работа в парах)
- Проверяем. Объясните свой выбор.
5. Физминутка.
Игра «Запрещается-разрешается»
Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
- Бросать горящие спички в помещениях.
- Защищать дом от пожара.
- Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
- Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
- Дышать через мокрое полотенце.
6. Работа по теме.
- Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности. Отгадайте загадку:
Чего в решете не унести?
- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?
Ответы детей по слайду:
-прорвало
-затопило
-закрыть
- Прочитаем текст «Вода в доме» в учебнике на стр. 5
-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?
(Прорвало трубу;
Вентиль горячей и холодной воды;
Звони соседям, диспетчеру, родителям.)
- Читаем далее.
Вопросы по содержанию:
- Как действовать при аварии водопровода?
- Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода? (Вентиль, диспетчер)
- У ребят было индивидуальное задание – найти значение этих слов.
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа)
- Какой литературой вы пользовались при подборе материала?
(Ученик читает загадку)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы.
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Во-первых, им можно отравиться.
Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6
Вопросы по содержанию:
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
(Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички,
звонить лучше от соседей)
- Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?
( Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)
- Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа.
Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:
Газовой службы телефон – 04.
Молодцы!
7. Закрепление. Работа в тетради.
-Выполним задание в тетради стр. 3 № 1.
(Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)
Групповая работа.
«Нарисуй знак безопасности»
1 ряд – «Осторожно – огонь».
2 ряд – « Водопровод».
3 ряд – «Осторожно – газ».
8. Итог урока.
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
- Прочитаем вывод в учебнике на стр. 7.
9. Домашнее задание.
- Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4 №3, 4 нужно начертить схему эвакуации из класса для этого изучите «План эвакуации» в коридоре школы.
Творч. задание: Нарисовать рисунок на тему: «Огонь – друг, огонь – враг.»
10. Рефлексия.
- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?
- Что вас удивило?
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
- Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Кто на ваш взгляд был наиболее активным?