Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности
Тема занятия: Оказание первой помощи пострадавшим.
Тип занятия: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Вид занятия: практическое занятие с элементами деловой игры.
Цель занятия: применение знаний на практике с целью углубления и расширения ранее усвоенных знаний.
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания и умения студентов, обеспечить усвоение студентами основных правил оказания первой помощи пострадавшим.
Развивающая: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, общую культуру; создать условия для реальной самооценки студентов, реализации его как личности.
Оборудование: Слайды «Виды травм», «Ситуационные задачи», проектор, персональный компьютер, медицинские бинты, косынка, медицинский жгут, шина, манекен (кукла).
Литература:
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2002.
План занятия
Содержание этапов занятия | Виды и формы работы |
Организационный момент | Приветствие, перекличка (2 мин) |
Мотивационное начало занятия | Объявление тема и цели занятия (3 мин) |
Повторение пройденного материала | Фронтальная работа по презентации «Виды травм» (20 мин) |
Работа в микрогруппах | Анализ полученных ситуации (10 мин) |
Выступление представителей микрогрупп | Оказание ПМП в соответствии с ситуацией (25 мин) |
Закрепление пройденного материала | Решение ситуационных задач (10 мин) |
Самостоятельная работа | Написание проверочной работы (15 мин) |
Подведение итогов, оценивание, рефлексия | Объявление оценок, заполнение рефлексивных карточек, запись домашнего задания (5 мин) |
Ход урока:
Организационный момент.
Преподаватель приветствует студентов.
2. Мотивационное начало занятия.
Преподаватель объявляет тему и цель занятия. Объясняет, как будет проходить урок.
Преподаватель: Сегодня мы проводим последнее занятие в цикле «Медицинские знания и оказание первой медицинской помощи». Цель занятия - обобщить и систематизировать знания по изученной теме, совершенствовать свои умения при соблюдении основных правил оказания первой помощи пострадавшим. Начнем наше занятие повторения основных терминов и понятий.
Фронтальная работа по презентации «Виды травм». (Приложение 1)
3. Преподаватель: Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, но в первую очередь люди, его населяющие.
Ухудшение экологических и психологических условий негативно сказалось на здоровье населения России. Степень здоровья напрямую зависит от отношения к нему на государственном и личном уровне, т. к. это является критерием безопасности народа, территории и страны в целом. Не только ухудшается состояние здоровья населения, но и увеличиваются случаи травмирования. Единой классификации причин травматизма пока не создано, но можно назвать причинами низкого уровня здоровья и высокого уровня травматизма:
нездоровый образ жизни (вредные привычки; недостаточная двигательная активность; низкая мотивация на сохранение здоровья и т. п.)
стрессы (в различных регионах России от 60 до 90% населения находится в состоянии сильного психоэмоционального стресса)
ухудшение экологической обстановки во многих регионах России
несоблюдение санитарно-гигиенических норм
материально-технические причины (падение людей и предметов; прорыв воды; отравление газами; действие электричества и механизмов и т. п.)
организационно-технические причины (недостаточная обученность людей; не правильная организация работ; неудовлетворительное состояние производственной дисциплины; неисправность инструментов и т. п.)
Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).
Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.
Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего. Далее необходимо определить характер и тяжесть полученной травмы, выполнить мероприятия по спасению пострадавшего. В дальнейшем до прибытия медицинского работника необходимо поддерживать основные жизненные функции организма пострадавшего. При необходимости принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Студенты называют основные виды травм, говорят об их признаках и первой медицинской помощи.
1. Ушибы, растяжения, вывихи.
Признаки ушибов, растяжений, вывихов: боль, отек, кровоподтек, нарушение функции поврежденного органа.
Первая медицинская помощь:
наложить давящую повязку;
приложить холод;
приподнятое положение конечности;
при сильных болях – иммобилизация (обездвиживание);
введение ненаркотического анальгетика.
2. Переломы (закрытые и открытые).
Признаки делятся на достоверные и относительные. Достоверные признаки перелома: ненормальная подвижность в области подозреваемого перелома, хруст в костях в момент получения травмы, крепитация (характерное похрустывание при ощупывании), неестественное положение конечности, наличие в ране обломков кости при открытом переломе. Относительные признаки перелома: деформация конечности, болезненность в области перелома при ощупывании, нарушение функции поврежденной конечности.
Первая медицинская помощь:
обезболивание – внутримышечное введение анальгетиков
транспортная иммобилизация
остановка кровотечения и наложение стерильной повязки при открытом переломе
согревание пострадавшего зимой и предупреждение перегрева летом.
3. Раны.
Признаки ран: боль, кровотечение, нарушение функции поврежденной части тела.
Первая медицинская помощь:
остановка кровотечения;
наложение стерильной повязки;
при тяжелых ранениях ввести анальгетик;
при обширных ранах целесообразна имммобилизация;
согревание пострадавшего зимой и предупреждение перегрева летом.
4. Обморок.
Обморок выражается во внезапно наступившей дурноте, потемнении в глазах, шуме в ушах, головокружении, резкой слабости и потере сознания. Дыхание становится замедленным, поверхностным, но иногда и глубоким; наблюдается учащение пульса; выступает холодный пот.
Первая медицинская помощь:
придать больному горизонтальное положение с низко опущенной головой и приподнятыми ногами;
освободить шею и грудь от стесняющей одежды;
обеспечит приток свежего воздуха в помещение;
опрыскать лицо и грудь холодной водой, растереть тело, дать вдохнуть нашатырный спирт;
уложить больного в постель, согреть, дать крепкий чай или кофе.
5. Тепловой и солнечный удары.
Симптомы: вначале пострадавший ощущает усталость, головную боль, слабость, вялость, сонливость, головокружение. Появляются боли в ногах, шум в ушах, потемнение в глазах, тошнота, иногда кратковременная потеря сознания, рвота. Позднее возникает одышка, учащается пульс, усиливается сердцебиение. Если не оказать помощь, то бледнеет лицо, появляется синюшный оттенок, наблюдаются судороги мышц, бред, галлюцинации, температура тела повышается до 41° и выше, перестает определяться пульс и больной может погибнуть в результате паралича дыхания.
Первая медицинская помощь:
перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;
уложить, несколько приподняв ноги с помощью валика из одежды, подложенного под колени;
снять одежду и обеспечить охлаждение пострадавшего;
наладить движение воздуха и ускоренное испарение влаги;
если человек в сознании, ему нужно дать крепкий холодный чай или слегка подсоленную холодную воду;
если человек потерял сознание, то поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
если у пострадавшего отсутствует сознание, дыхание и не прощупывается пульс, то начать сердечно-легочную реанимацию.
6. Обморожение.
Симптомы: при обморожении 1 степени – побледнение кожи с потерей чувствительности, после согревания появляются покраснение и синюшность кожи с небольшой ее припухлостью; при обморожении 2 степени – после отогревания на коже появляются пузыри с кровянистым содержанием; при обморожении 3 степени -развивается омертвление всех слоев кожи; при обморожении 4 степени – омертвление мягких тканей и костей, всей конечности.
Первая медицинская помощь:
быстро отогреть обмороженную часть тела, желательно в теплом помещении;
поглаживание обмороженной части тела в направлении к сердцу;
при возникновении пузырей массаж делать не рекомендуется;
пострадавшему дают горячий чай или кофе, алкогольные напитки;
согревшийся обмороженный участок обтирают спиртом;
накладывают повязку со значительным количеством ваты;
7. Ожоги.
А) Термические ожоги.
Различают четыре степени ожогов: 1 степень – выраженное покраснение и припухлость кожи; 2 степень – образование пузырей; 3 степень – омертвление слоев кожи; 4 степень – омертвление тканей, расположенных под кожей.
Первая медицинская помощь. При ожогах 1 степени обожженную поверхность следует в течение 10-15 мин охлаждать проточной водой, затем обсушить и можно припудрить содой, тальком или крахмалом. При ожогах 2 степени, если пузыри не лопнувшие, на обожженную поверхность накладывают сухую стерильную повязку, а если пузыри повреждены, поверхность оставляют открытой. 3 и 4 степени ожога предполагают хирургическое вмешательство.
Б) Химические ожоги.
Эти ожоги, как правило, глубокие, отличаются замедленным течением, постепенным отторжением омертвевших тканей, длительным заживлением. Ожоговый шок развивается редко и обычно нетяжелый (1-2 степень).
Первая медицинская помощь. Ожоговую поверхность обильно промывают проточной водой, при этом смывные воды не должны попадать на здоровые участки кожи. Затем на участки, обожженные кислотой, накладывают повязки в виде примочек со слабым раствором щелочи (2%-ный раствор столовой соды), а на участки, обожженные щелочью, – со слабым раствором кислоты (1%-ной уксусной, 3%-ной борной).
В) Ожог вследствие поражения электрическим током.
Путь тока от точки входа до точки выхода из тела называется “петлей тока”. Нижняя петля – от ноги к ноге, верхняя (более опасная) – от руки к руке. Полная петля, при которой ток проходит не только через конечности, но и через сердце -это наиболее опасная петля, которая может вызвать нарушение сердечной деятельности.
Первая медицинская помощь. Прежде всего нужно освободить пострадавшего от действия электрического тока. Затем если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке или долго находился под током, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача или срочно доставить в лечебное учреждение. При отсутствии сознания, но сохранения дыхания надо положить пострадавшего на подстилку, расстегнуть пояс и одежду. Обеспечить приток свежего воздуха, обрызгать водой, растирать и согревать тело, давать нюхать нашатырный спирт. Если пострадавший плохо дышит, но сердце работает нормально, необходимо делать искусственное дыхание. При отсутствии дыхания, сердцебиения и пульса необходимо одновременно с искусственным дыханием делать массаж сердца.
4. Работа в микрогруппах
Студенты разбиваются по микрогруппам – 6 микрогрупп по 4 человека в каждой. Каждой микрогруппе раздаются карточки с заданием. Студенты должны проанализировать полученные карточки, определить вид травмы и варианты оказания первой медицинской помощи. (Приложение 2)
5. Выступление представителей микрогрупп.
Студенты показывают, как оказать первую помощь пострадавшему при той или иной травме.
6. Закрепление пройденного материала
Коллективное решение ситуационных задач.(Приложение3)
7. Самостоятельная работа
Студенты выполняют проверочную работу по изученной теме.
8. Подведение итогов, оценивание, рефлексия
Преподаватель подводит итог занятия, объявляет оценки за работу на занятии.
Студенты заполняют рефлексивные карточки.
Понравилось на занятии?
(отметь галочкой «Мордашку»)
Какие трудности (теоретические, практические) ты испытывал?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Поставь оценку себе за работу по 5 бальной системе.
Домашнее занятие: подготовить сообщение о пагубном влиянии на организм человека табака, алкоголя, наркотиков.