ТЕМА : Основные принципы оказания самопомощи.
Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с правилами оказания первой доврачебной помощи.
Задачи:
Обучающие:
Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение
накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);
Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря
сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение,
на улице - повреждение во время игры, удар мячом по голове).
Воспитывающие:
Воспитание общей культуры личности;
Воспитание чувства товарищества у старших подростков;
Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.
Развивающая:
Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения
в экстремальной ситуации.
Техническое оснащение:
Бинты;
жгуты;
подручные шины;
перевязочный материал;
карточки с заданиями.
Ход урока
1. Вступительное слово.
Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме «Оказание
ПМП при различных видах повреждений». Как вы думаете, для чего мы
проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся
самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения
полученных знаний, умение применить их на практике).
Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых
не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже
жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти
человека, мы и проводим этот урок. Давайте вспомним виды травматизма, которые чаще всего может
получить человек (учитель предлагает вид травматизма, а обучающиеся
говорят о предполагаемых травмах):
1. Школьный травматизм
2. Спортивный травматизм
3. Бытовой травматизм
4. Сельскохозяйственный травматизм
5. Природный травматизм
6. Производственный травматизм
2. Проверка теоретических знаний.
Класс разбит на 3 группы.
По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1).
Карточка № 1.
Задания – соответствия
ПОВРЕЖДЕНИЯ
• УШИБ
• РАСТЯЖЕНИЕ
• АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
• ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
• ПЕРЕЛОМЫ
• СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
• ИНСУЛЬТ
ПРИЕМЫ ПМП
1. ЖГУТ
2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
3. ПОКОЙ
4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ
5. ХОЛОД
6. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА
7. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ
8. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ
9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
11. РЕАНИМАЦИЯ
Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно
восстановить эти соответствия. Спустя 3 минуты представители каждой
группы воспроизводят соответствие на магнитных досках (напротив каждого
вида повреждения указывают цифру соответствующего приема ПМП).
Учитель проверяет задание, используя ключ:ПОВРЕЖДЕНИЯ
УШИБ 4,6,7
РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7
АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 1,2,7,4
ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3
ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4
СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 4,9,10
3. Работа в группах.
Следующее задание носит практический характер по оказанию ПМП.
Предлагаю по одному представителю группы подойти к столу и выбрать
карточку с указанным видом повреждений, требующих немедленной
медицинской помощи. Вам дано 2минуты на обсуждение задания, после чего
от каждой группы должны выйти по 2 человека дляего практического
выполнения.
ПОВРЕЖДЕНИЯ
• Открытый перелом нижней конечности
• Перелом в области предплечья
• Травма головы
Пока ребята выполняют задание, остальным предлагается ответить на
некоторые вопросы:
1. Каковы задачи первой медицинской помощи?
2. Какие подручные средства можно применять при оказании ПМП?
3. Что такое рана, и какими признаками она характеризуется?
4. Какие виды ран вы знаете?
5. Какие кровотечения называются внутренними, а какие наружными?
6. В чем заключается опасность кровотечений?
7. Какие способы временной остановки кровотечения существуют?
8. Какие виды переломов вы знаете?
9. Что такое травматический шок?
10.Каким перевязочным материалом можно пользоваться при открытом
переломе, а каким - при закрытом?
4. Решение ситуационных задач
Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где
– то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это
может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий
чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся,
кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-
таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций (Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается
их коллективно обсудить. Количество ситуаций рассматривается в
зависимости от времени).
Вам необходимо проанализировать ситуацию (определение сознания,
признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП.
Ситуация 1.
На спортивной площадке.
Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.
Ситуация 2.
В столовой.
Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.
Ситуация 3.
В классе .
Учащийся на уроке потерял сознание.
Ситуация 4.
На перемене.
Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом
острую боль в области голеностопного сустава.
5. Итог урока
Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами
выполнили. Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые
вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной
жизненной ситуации.
Домашнее задание: